Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:10, курсовая работа
Целесообразно рассматривать эффективность как результативность функционирования системы и процесса управления, как результат взаимодействия управляемой и управляющей систем, т. е. интегрированный результат компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов.
Таким образом, эффективность управления – один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение.
Введение 3
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 5
1.1 Понятие эффективности, ее цели 5
1.2. Критерии оценки эффективности управленческих решений 9
1.3. Методы оценки эффективности управленческих решений 11
1.4. Влияние факторов на эффективность решений 13
Глава 2. Методы оценки и ее главные элементы 18
2.1. Методы измерения эффективности 18
2.2. Качество управленческого решения 21
2.3. Эффективность как главный элемент оценки 27
Глава 3. Эффективность управленческих решений и организационно-управленческих инноваций 34
3.1. Оценка организациооно-управленческих инноваций 34
3.2. Методология оценки эффективности 36
3.3 Факторы результативности организационно-управленческих инноваций 39
3.4. Анализ эффективности затрат в сравнении с оценкой экономической эффективности 44
Заключение 49
Список литературы 51
Наиболее
полно система критериев оценки
решений разработана для
В
практике менеджмента часто возникает
необходимость решения слабо
структурированных проблем, не дающих
возможности оценивать варианты
с помощью математического
Например,
принимая решение о строительстве
филиала предприятия, необходимо учитывать,
как это отразится на его экономике,
программах развития, какое влияние
новое предприятие окажет на экономическую
и социальную среду обитания материнской
фирмы и т. д. Если решение связано
с освобождением кадров (например,
при автоматизации
Сложность выбора решения и прогнозирования его последствий усугубляется тем, что этот процесс практически всегда осуществляется в условиях действия факторов неопределенности и риска, характерных для рыночной экономики. Это значительно повышает ответственность тех, кто принимает решения, предъявляет высокие требования к их компетенции и личностным качествам.
Одной
из отличительных черт теории принятия
решений является наличие в ней
методов, позволяющих обрабатывать
и оценивать как
Основное
назначение экспертных технологий –
повышение профессионализма, а, следовательно,
эффективности принимаемых
Возможны и другие способы представления процесса принятия решений, в основе которых – различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т. д.
При подходе с учетом внутренних бизнес-процессов эффективность оценивается по экономичности управления и не учитывает изменение состояния внешней среды. Эффективность организационно-управленческой инновации с позиции данного подхода – это экономичность цепочки создания ценности для потребителя/клиента. Процессный подход также имеет ограничения своего использования: он не всегда учитывает общий результат деятельности компании, поскольку многие аспекты внешних воздействий и внутренних процессов нельзя представить количественно.
Экономическая эффективность представляет соотношение результатов и затрат подразделения организации, или организации в целом. К полученным результатам относят в этом случае прибыль, добавленную стоимость, объем продаж и т.п., рассчитываемые с учетом складывающихся реальных цен.
Второй
методологический подход к определению
экономической эффективности
При любом выборе объекта анализ эффективности опирается на ту же схему, что и в случае целевой эффективности: затраты > результаты > цели (организации). Методологический подход к оценке эффективности объектов, проектов и процессов называется трансакционным (трансакция – акт приобретения некоторого блага (результата) в обмен на деньги (затраты) в дискретном времени.
Третий
подход к оценке социально-экономической
эффективности управленческих решений
основывается на целях исследования
эффективности управленческих решений
организации и имеет
1)
целью исследования
2)
целью исследования
3) целью исследования является
состояние двух разных
Схема
4. Процесс оценки
экономической эффективности
управленческих решений.
К результатам управленческих решений относятся: качество решения, обеспеченность, степень разнообразия, степень соответствия целям критериям требованиям заказчика, а также устойчивость, точность, внутренняя непротиворечивость (согласованность), возможность развития, степень усовершенствования процедуры принятия решения.
Многообразие факторов результативности инноваций в управлении, представленное в таблице 1, усложняет механизм оценки результатов организационных изменений, в котором можно выделить три основных блока: (1) измерение результата, (2) оценка показателей эффективности и (3) анализ (интерпретация) полученных оценок.
Проблема измерения, оценки и анализа результативности нововведений в управлении является одной из наиболее сложных задач управления, поэтому без глубокого анализа и оценки эффективности проектов нововведений в управлении нельзя принимать решение об их реализации.
Таким
образом, оценка эффективности организационно-
- определить
реальные полезные результаты, которые
должны быть получены в
- обозначить
ограничения – например, интервал
времени для получения
- определить
степень соответствия
И
выбрать организационно-
Цели
и потребности системы
К затратам управленческих решений относятся: информационные затраты, временные затраты, технические затраты, трудовые ресурсы, прочие затраты.
Эффективность представляет соизмерение ресурсов (затрат), необходимых для достижения результатов. Основными факторами эффективности решений являются три группы факторов: использование ресурсов, фактор времени и целенаправленность управления.
Первый
фактор характеризует структуру, качество
ресурсов, их экономию в процессах
управления и возможность пополнения
и накопления.
Таблица 1.
Факторы
результативности организационно-управленческих
инноваций
Факторы, блокирующие новаторство | Факторы, поддерживающие новаторство | Факторы, усиливающие новаторство |
1 | 2 | 3 |
Недоверие
руководителей к
выдвигаемым «снизу» новым идеям. |
Поддержка новаторов со стороны высшего руководства. | Поддержание стремления работников постоянно учиться и повышать свою квалификацию. |
Создание жестких механизмов контроля за деятельностью новаторов. | Предоставление новаторам необходимой свободы при разработке новшеств. | Сочетание
в системе образования |
Вмешательство
несопряженных структурных |
Поддержание
эффективных
коммуникаций с коллегами, другими подразделениями и компаниями. |
Предоставление возможности свободно высказать собственное мнение о проводимых в компании изменениях. |
Боязнь
риска и непризнание |
Высокое доверие со стороны руководства компании и допущение возможности поисковых ошибок. | Преодоление барьеров и «размывание границ» между разными видами работ и функциональными обязанностями. |
Незамедлительная критика и угрозы увольнения в связи с допущением ошибок в процессе новаторской деятельности. | Ведение дискуссий и обмен идеями без страха наказания. | Предоставление новаторам содержательной деловой информации, даже если она негативна. |
Строгое наказание за просчеты в творческом поиске. | Отсутствие строгого наказания за просчеты в творческом поиске. | Проведение регулярных совещаний рабочих групп. |
Создание стереотипов мышления в компании. | Создание в компании атмосферы взаимопонимания. | Логичная аргументация необходимости изменений и реорганизаций в компании. |
Строгое выполнение своих функциональных обязанностей новатором, полный запрет на несанкционированный поиск. | Приоритет разнообразия и творчества над однообразием и приспособленчеством. | Предоставление гибких условий и режимов труда. |
Тенденции к излишнему сужению границ предмета исследования новаторами. | Свободный доступ к дополнительным источникам информации о нововведениях. | Использование альтернативных форм трудового процесса для новаторов. |
Необходимость множества согласований по разработке и внедрению новых идей. | Уменьшение
помех и мелочного |
Использование
различных рычагов и стимулов
активизации новаторской |
Постановка задач новаторам и передача им информации, сопровождаемая угрозами со стороны руководителя. | Повышение восприимчивости менеджмента к новым идеям. | Создание механизмов интеграции выдвижения идей с их эффективной и быстрой реализацией. |
Возникновение у вышестоящих руководителей «синдрома всезнающих экспертов». | Делегирование самоуправления в творческий процесс. | Создание духа предприимчивости, распространение его на рядовых работников компании. |
В случае использования неэффективного нововведения обвинение новатора в неудаче. | Признание
позитивного вклада
новаторов в деятельность компании. |
Обучение работников способам нешаблонного мышления. |
Строгая
временная регламентация |
Выделение дополнительного времени для «вызревания идей». | Постоянная поддержка атмосферы доверия и восприимчивости к переменам. |
Недопущение
к использованию новатором |
Обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием. | Поощрение совмещения профессий. |
Второй фактор отражает своевременность решений, экономию времени, использование новых технологий и потенциал персонала, способного решать проблемы достаточно оперативно и профессионально.
Третий фактор отражает реальность и значительность цели, в соответствии с которой и рассматривается результат деятельности менеджера, его стратегия, учет рыночных процессов экономического развития.
Интенсивность представляет собой соизмерение усилий и времени, производительность – результата и времени.
Эффективность деятельности организации – это ее свойство, связанное со способностью организации в рамках нормативной системы общественных ценностей формулировать и достигать цели в соответствии с предъявляемыми потребностями в виде результатов, соотнесенных с затратами, путем использования соответствующих средств и с учетом факторов-условий ее функционирования.
Сравнение фактической отдачи осуществляемого решения с ожидаемой предполагает эффективность или результативность решения. Необходимость такого сравнения обуславливается тем, что оценка эффективности данного решения является одним из методов определения степени устойчивости внутренней и внешней среды при выработке решения, проявляемой как ответная реакция среды при выработке решения на ее изменения. Это позволяет не только удостовериться в выполнении решения, но и в случае значительных расхождений между реальной отдачей и ожидаемой принять необходимые действия по корректировке и уточнению процесса решения.
Выполняя
данную работу, необходимо добиваться
того, чтобы окончательная
Иногда
для оценки эффективности управленческих
решений используют метод анализа
эффективности затрат, который является
более усовершенствованным
Информация о работе Эффективность управленческих решений и организационно-управленческих инноваций