Эффективность управленческих решений и организационно-управленческих инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:10, курсовая работа

Описание

Целесообразно рассматривать эффективность как результативность функционирования системы и процесса управления, как результат взаимодействия управляемой и управляющей систем, т. е. интегрированный результат компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов.
Таким образом, эффективность управления – один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение.

Содержание

Введение 3
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 5
1.1 Понятие эффективности, ее цели 5
1.2. Критерии оценки эффективности управленческих решений 9
1.3. Методы оценки эффективности управленческих решений 11
1.4. Влияние факторов на эффективность решений 13
Глава 2. Методы оценки и ее главные элементы 18
2.1. Методы измерения эффективности 18
2.2. Качество управленческого решения 21
2.3. Эффективность как главный элемент оценки 27
Глава 3. Эффективность управленческих решений и организационно-управленческих инноваций 34
3.1. Оценка организациооно-управленческих инноваций 34
3.2. Методология оценки эффективности 36
3.3 Факторы результативности организационно-управленческих инноваций 39
3.4. Анализ эффективности затрат в сравнении с оценкой экономической эффективности 44
Заключение 49
Список литературы 51

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 279.96 Кб (Скачать документ)
ign="justify">     Оценка  организационно-управленческих инноваций  состоит из определения социально-экономической  эффективности управления бизнесом и изучения основных передовых достижений и тенденций развития бизнеса. Определение  социально-экономической эффективности  управленческих решений представляет собой весьма сложную и серьезную  научную проблему, трудности в решении которой диктуются самой сущностью процессов управления, происходящих в рамках любой организации. На этапе постановки задачи принятия решений – это оценка границ, масштабов и уровня распространения проблемы и проблемной ситуации, на этапе решения – оценка различных вариантов, предлагаемых специалистами, на этапе принятия решения – оценка ожидаемых последствий его реализации. Для этой цели используются критерии.

     Наиболее  полно система критериев оценки решений разработана для структурированных  проблем, позволяющих применять  экономико-математические методы. С их помощью определяются лучшие решения, например, по таким параметрам, как сроки окупаемости капиталовложений, прирост доходов или прибыли, минимизация текущих издержек или максимизация производительности труда и т. п. Нередко в качестве критерия выбора решения применяется фактор времени, особенно важный в условиях переходного периода, для которого характерна неустойчивость состояния экономики и общества в целом. Задержка с принятием решения или выбор решения, которое требует более длительного времени реализации, могут существен- но снизить ожидаемые результаты (из-за инфляции, изменения политики и прочих факторов внешней среды). Поэтому на этапе выработки курса действий менеджерам приходится анализировать большое количество вариантов решений, отличающихся различными комбинациями используемых ресурсов организации.

     В практике менеджмента часто возникает  необходимость решения слабо  структурированных проблем, не дающих возможности оценивать варианты с помощью математического аппарата. В этом случае для оценки решений  может применяться система взвешенных критериев, а сам процесс оценки осуществляется в три этапа. На первом формируются самые важные критерии, необходимость выполнения которых  не вызывает сомнений. Альтернативные варианты оценивают по этим критериям (которые, в сущности, являются критериями ограничения) и разделяют на группы: соответствующие требованиям, не соответствующие  и «сомнительные». На втором этапе  анализируются варианты по остальным  критериям.

     Например, принимая решение о строительстве  филиала предприятия, необходимо учитывать, как это отразится на его экономике, программах развития, какое влияние  новое предприятие окажет на экономическую  и социальную среду обитания материнской  фирмы и т. д. Если решение связано  с освобождением кадров (например, при автоматизации производства), необходимо заранее определить направления  передвижения персонала или его  переподготовку.

     Сложность выбора решения и прогнозирования  его последствий усугубляется тем, что этот процесс практически  всегда осуществляется в условиях действия факторов неопределенности и риска, характерных для рыночной экономики. Это значительно повышает ответственность  тех, кто принимает решения, предъявляет  высокие требования к их компетенции  и личностным качествам.

     Одной из отличительных черт теории принятия решений является наличие в ней  методов, позволяющих обрабатывать и оценивать как количественную, так и качественную информацию. При этом в процессе принятия решений большое внимание уделяется использованию экспертных методов оценки, предназначенных как для работы с количественной, так и с качественной информацией.

     Основное  назначение экспертных технологий –  повышение профессионализма, а, следовательно, эффективности принимаемых управленческих решений. Они применяются там, где  невозможно дать оценку другими расчетными методами.

     Возможны  и другие способы представления  процесса принятия решений, в основе которых – различные подходы  к управлению: системный, количественный, ситуационный и т. д.

3.2. Методология оценки  эффективности

 

     При подходе с учетом внутренних бизнес-процессов  эффективность оценивается по экономичности  управления и не учитывает изменение  состояния внешней среды. Эффективность  организационно-управленческой инновации  с позиции данного подхода  – это экономичность цепочки  создания ценности для потребителя/клиента. Процессный подход также имеет ограничения  своего использования: он не всегда учитывает  общий результат деятельности компании, поскольку многие аспекты внешних  воздействий и внутренних процессов  нельзя представить количественно.

     Экономическая эффективность представляет соотношение  результатов и затрат подразделения  организации, или организации в  целом. К полученным результатам  относят в этом случае прибыль, добавленную  стоимость, объем продаж и т.п., рассчитываемые с учетом складывающихся реальных цен.

     Второй  методологический подход к определению  экономической эффективности управленческих решений основывается на понятии  эффективности с точки зрения возможных объектов исследования. К  объектам эффективности относятся: 1) самостоятельные организации; объединения, ассоциации, сетевые структуры; рынки (совокупность потенциальных и реальных производителей и потребителей товаров  и услуг и пр.; 2) проекты (планируемые  мероприятия, осуществляемые организацией; 3) процессы (понимаемые как последовательная смена состояний системы).

При любом  выборе объекта анализ эффективности  опирается на ту же схему, что и  в случае целевой эффективности: затраты > результаты > цели (организации). Методологический подход к оценке эффективности объектов, проектов и процессов называется трансакционным (трансакция – акт приобретения некоторого блага (результата) в обмен на деньги (затраты) в дискретном времени.

     Третий  подход к оценке социально-экономической  эффективности управленческих решений  основывается на целях исследования эффективности управленческих решений  организации и имеет отличительную  особенность от ранее рассмотренных – сравнительный характер. При этом возможны следующие варианты сравнений:

     1) целью исследования эффективности  является сравнение двух ситуаций (ситуационный, сценарный подходы);

     2) целью исследования эффективности  является состояние одного и  того же объекта в разные  периоды времени;

      3) целью исследования является  состояние двух разных объектов.   
 

   

Схема 4. Процесс оценки экономической эффективности  управленческих решений.    
 

     К результатам управленческих решений  относятся: качество решения, обеспеченность, степень разнообразия, степень соответствия целям критериям требованиям  заказчика, а также устойчивость, точность, внутренняя непротиворечивость (согласованность), возможность развития, степень усовершенствования процедуры  принятия решения.

     Многообразие  факторов результативности инноваций  в управлении, представленное в таблице 1, усложняет механизм оценки результатов  организационных изменений, в котором  можно выделить три основных блока: (1) измерение результата, (2) оценка показателей  эффективности и (3) анализ (интерпретация) полученных оценок.

     Проблема  измерения, оценки и анализа результативности нововведений в управлении является одной из наиболее сложных задач  управления, поэтому без глубокого  анализа и оценки эффективности  проектов нововведений в управлении нельзя принимать решение об их реализации.

Таким образом, оценка эффективности организационно-управленческих инноваций может включать следующую  последовательность действий руководителя компании:

- определить  реальные полезные результаты, которые  должны быть получены в компании (в цепочке создания ценности  для клиента, для бизнес-процессов  управления, важнейших стейкхолдеров и др.);

- обозначить  ограничения – например, интервал  времени для получения организационно-управленческого  эффекта или объем выделенных  ресурсов;

- определить  степень соответствия получаемого  организационно-управленческого эффекта  желаемым значениям;

     И выбрать организационно-управленческую инновацию, которая позволит адекватно  обеспечить управленческий эффект с  минимальными затратами ресурсов всех видов.

3.3 Факторы результативности  организационно-управленческих  инноваций

 

     Цели  и потребности системы управления определяют: ориентированность решения  на пользователя, наглядность решения  для пользователя, возможность многократного  повторного использования.

     К затратам управленческих решений относятся: информационные затраты, временные  затраты, технические затраты, трудовые ресурсы, прочие затраты.

     Эффективность представляет соизмерение ресурсов (затрат), необходимых для достижения результатов. Основными факторами  эффективности решений являются три группы факторов: использование  ресурсов, фактор времени и целенаправленность управления.

     Первый  фактор характеризует структуру, качество ресурсов, их экономию в процессах  управления и возможность пополнения и накопления.   
 

Таблица 1.

Факторы результативности организационно-управленческих инноваций  

Факторы, блокирующие новаторство Факторы, поддерживающие новаторство Факторы, усиливающие новаторство
1 2 3
Недоверие руководителей к

выдвигаемым «снизу» новым идеям.

Поддержка новаторов со стороны высшего  руководства. Поддержание стремления работников постоянно учиться  и повышать свою квалификацию.
Создание  жестких механизмов контроля за деятельностью новаторов. Предоставление  новаторам необходимой свободы  при разработке новшеств. Сочетание в системе образования специальных  знаний и многодисциплинарной подготовки.
Вмешательство несопряженных структурных подразделений  в оценку новаторских предложений. Поддержание эффективных

коммуникаций  с коллегами, другими подразделениями  и компаниями.

Предоставление  возможности свободно высказать  собственное мнение о проводимых в компании изменениях.
Боязнь  риска и непризнание возможности  ошибок со стороны руководства. Высокое доверие со стороны руководства  компании и допущение возможности  поисковых ошибок. Преодоление барьеров и «размывание границ»  между разными видами работ и  функциональными обязанностями.
Незамедлительная  критика и угрозы увольнения в  связи с допущением ошибок в процессе новаторской деятельности. Ведение дискуссий и обмен идеями без  страха наказания. Предоставление  новаторам содержательной деловой  информации, даже если она негативна.
Строгое наказание за просчеты в творческом поиске. Отсутствие  строгого наказания за просчеты в  творческом поиске. Проведение  регулярных совещаний рабочих групп.
Создание  стереотипов мышления в компании. Создание  в компании атмосферы взаимопонимания. Логичная  аргументация необходимости изменений  и реорганизаций в компании.
Строгое выполнение своих функциональных обязанностей новатором, полный запрет на несанкционированный  поиск. Приоритет разнообразия и творчества над однообразием  и приспособленчеством. Предоставление  гибких условий и режимов труда.
Тенденции к излишнему сужению границ предмета исследования новаторами. Свободный доступ к дополнительным источникам информации о нововведениях. Использование альтернативных форм трудового процесса для новаторов.
Необходимость множества согласований по разработке и внедрению новых идей. Уменьшение  помех и мелочного вмешательства  в выполнение работ новатором. Использование различных рычагов и стимулов активизации новаторской деятельности.
Постановка  задач новаторам и передача им информации, сопровождаемая угрозами со стороны руководителя. Повышение восприимчивости менеджмента к  новым идеям. Создание  механизмов интеграции выдвижения идей с их эффективной и быстрой  реализацией.
Возникновение у вышестоящих руководителей  «синдрома всезнающих экспертов». Делегирование самоуправления в творческий процесс. Создание  духа предприимчивости, распространение  его на рядовых работников компании.
В случае использования неэффективного нововведения обвинение новатора в  неудаче. Признание позитивного вклада

новаторов в деятельность компании.

Обучение  работников способам нешаблонного мышления.
Строгая временная регламентация выполнения работ новатором. Выделение дополнительного времени для  «вызревания идей». Постоянная  поддержка атмосферы доверия  и восприимчивости к переменам.
Недопущение к использованию новатором необходимых  видов ресурсов. Обеспечение новаторов необходимыми ресурсами  и оборудованием. Поощрение совмещения профессий.
 

     Второй  фактор отражает своевременность решений, экономию времени, использование новых  технологий и потенциал персонала, способного решать проблемы достаточно оперативно и профессионально.

     Третий  фактор отражает реальность и значительность цели, в соответствии с которой  и рассматривается результат  деятельности менеджера, его стратегия, учет рыночных процессов экономического развития.

     Интенсивность представляет собой соизмерение  усилий и времени, производительность – результата и времени.

     Эффективность деятельности организации – это  ее свойство, связанное со способностью организации в рамках нормативной  системы общественных ценностей  формулировать и достигать цели в соответствии с предъявляемыми потребностями в виде результатов, соотнесенных с затратами, путем  использования соответствующих  средств и с учетом факторов-условий  ее функционирования.

     Сравнение фактической отдачи осуществляемого  решения с ожидаемой предполагает эффективность или результативность решения. Необходимость такого сравнения обуславливается тем, что оценка эффективности данного решения является одним из методов определения степени устойчивости внутренней и внешней среды при выработке решения, проявляемой как ответная реакция среды при выработке решения на ее изменения. Это позволяет не только удостовериться в выполнении решения, но и в случае значительных расхождений между реальной отдачей и ожидаемой принять необходимые действия по корректировке и уточнению процесса решения.

     Выполняя  данную работу, необходимо добиваться того, чтобы окончательная формулировка решения отражала механизм измерения  его эффективности. В случае невозможности  определить и измерить эффективность  решения, рекомендуется избегать его  утверждения, ибо в этом случае, видимо, неверно определены его переменные в процессе анализа проблемы. Решение  эффективно, если оно способствует приближению к поставленной цели. В случае же многоцелевой деятельности, эффективным можно считать решение, при котором достигается положительный  результат и оно превалирует  над некоторыми второстепенными  целями.

3.4. Анализ эффективности  затрат в сравнении  с оценкой экономической  эффективности

 

     Иногда  для оценки эффективности управленческих решений используют метод анализа  эффективности затрат, который является более усовершенствованным видом  или вариантом традиционного  маржинального анализа. Это метод  основывается на сопоставлении альтернатив  в тех случаях, когда оптимальное  решение нельзя выразить в денежных единицах, как это имеет место  при маржинальном анализе, представляющем собой фактически традиционный вид  анализа затрат и результатов.

Информация о работе Эффективность управленческих решений и организационно-управленческих инноваций