Эффективность управления здравоохранением в Московской области в условиях стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:50, курсовая работа

Описание

Главная цель исследования показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления не только предприятием но и государственных структур в целом, и без него вряд ли возможна успешная работа в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..
3
Глава I. Теоретические основы стратегического планирования в системе государственного управления ……………………...…………...

9

1.1.
Сущность планирования социально-экономического развития в государственном управлении ……………………

13

1.2.
Опыт применения стратегического планирования в сфере здравоохранения РФ …………………………………………..

16
Глава II. Основные направления развития системы здравоохранения в Московской области ………………………………………………………

22

2.1.
Проблемы здравоохранения Московской области ….……....
26

2.2.
Планирование и совершенствование организации оказания медицинской помощи населению в Московской области в свете реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерации ………………………………



29

2.3.
Организация здравоохранения в Ленинском муниципальном районе Московской области. План работы МУЗ «Видновская районная больница» на 2010г. ...........................


35
Заключение ……………………………………………………………….
47
Список литературы ………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Стратегическое планирование. последний.rtf

— 8.09 Мб (Скачать документ)

Несомненным прорывом стало использование в управлении здравоохранением методов стратегического планирования, результатом которого явилось принятие большого количества федеральных целевых программ, направленных на решения наиболее остро стоящих перед отраслью проблем. На основе принятых федеральных программ разрабатываются региональные целевые программы, проектируемые с учётом специфики конкретного субъекта федерации.

С недавнего времени в отрасли здравоохранения,  как и во всей стране, начался возврат к одному из основных направлений ее развития -- стратегическому планированию, потерянному в последнее десятилетие.

В ходе подготовки научных основ такого планирования в Центральном научно-исследовательском институте организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) Минздравсоцразвития РФ было проведено исследование управленческих решений, принимаемых региональными медицинскими структурами.

В 97% случаев -- это решение частных задач. Анализ выполнения указаний вышестоящего руководства показал также сквозную потерю управляемости отраслью, потерю уважения к директивным документам. Региональные органы управления игнорируют все, что исходит из Минздравсоцразвития РФ, а муниципальные точно так же реагируют на документы из региональных органов.

По данным руководителей органов здравоохранения стратегическое планирование занимает только 0,9% всего планирования, тогда как рутинное (периодическое) планирование -- 74,6%, остальное -- это тактическое (годовое) и текущее (оперативное) планирование. В 87% случаев руководители принимают решения единолично, а для этого надо быть суперобразованными, опытными людьми, однако их исключительно частая сменяемость говорит о недостатке необходимого опыта.

Стратегическое планирование возможно только во взаимодействии с тактическим и оперативным планами работы. Основные принципы стратегического планирования являются общими для любой отрасли (системность, целостность и непрерывность развития), но есть специфические принципы, присущие здравоохранению, в том числе единство планов. Система здравоохранения не может развиваться вне системы других отраслей, и только в едином планировании общего социально-экономического развития региона или муниципального образования можно поставить достижимые отраслевые цели. Особенно это относится к разработке программ усиления профилактики и укрепления здоровья населения.

Важна также непрерывность планирования: пяти-, двух- и однолетние (оперативные) планы. Так теперь начинает работать целый ряд регионов. Не меньшую роль играет гибкость планирования.

Перечислим общие подходы к организации стратегического планирования:

Ситуационный анализ, включающий оценку внешней и внутренней среды. Как правило, российские целевые программы всегда недоучитывали, в какой ситуации в стране, в регионе развивается вся отрасль или данное ЛПУ. При прогнозе ситуации важно использование экспертного метода ее оценки.

Прогноз развития системы в зависимости от благоприятных или неблагоприятных условий. Анализ 50 региональных целевых программ показал, что такие условия практически ни в одной программе не учитывались.

Определение направления и целей развития (генеральной и фрагментарных).

Разработка конкретных мероприятий по срокам и исполнителям.

Ресурсы, необходимые для достижения стратегической цели.

Контрольная оценка выполнения и оценка эффективности.

Разновидностью стратегического планирования является программно-целевой метод. Он направлен на более жесткое решение проблемы, для чего необходимо сосредоточение материальных, кадровых, технических, финансовых ресурсов. Этот метод никогда не предполагает постановку целей типа «улучшить», «повысить», «изменить». Он всегда предусматривает четкость в постановке целей, подцелей и результатов, например, «снизить материнскую смертность на столько-то процентов».  

Целевое планирование, как правило, используется в неустойчивой внешней среде, неустойчивом социально-экономическом положении. Его преимущества: обеспечение целевого распределения ресурсов для решения какой-то конкретной проблемы, привлечение дополнительных источников финансирования, усилий других отраслей (но под руководством врачей), оценка достижения цели и эффективности (как правило, этот элемент отсутствует в программах).

В этих программах государственная составляющая должна быть абсолютной, поскольку сами программы являются элементом государственного регулирования. Здесь следует развивать такое направление, как обеспечение финансирования наиболее приоритетных программ (независимо от их уровня -- регионального или муниципального) из федеральных источников при условии, если их выполнение может кардинальным образом изменить состояние какой-нибудь проблемы.

Суммируя недостатки практики целевого планирования, можно отметить размытость целей, отсутствие должного обоснования (прежде всего, ситуационного анализа), отсутствие окончательного решения проблемы и увязки с системой правовых, нормативных и других документов, слабое управление программой (это должна быть отдельная структура, работающая до конца выполнения программы).

В медицинских учреждениях должно иметь место так называемое формирование стратегической мысли, которая должна дать ответ на два вопроса: что должно и что не должно делать ЛПУ. Кроме того, там необходимо установить разделы стратегического планирования, провести критический экспертный анализ внутренней среды организации, в том числе материально-технической базы, кадрового состава с тем, чтобы выявить, кто может наиболее профессионально выполнить планируемые задачи. Не менее важно провести анализ внешней среды, имеющей прямое или косвенное отношение к функционированию организации.

Затем следует сформировать целевые рубежи организации. Это сложная задача, так как здесь нужно очень четко знать, куда движется муниципальное, региональное и федеральное здравоохранение. После этого формулируются целевые показатели и мероприятия, обеспечивающие их достижение.

В стране много целевых программ, которые должны быть укрупнены. Это уже делается, в частности, федеральные программы борьбы с туберкулезом, сахарным диабетом, ВИЧ-инфекцией объединены в единую программу борьбы с социально обусловленными заболеваниями, а так же национальный проект «Здоровье», принятый в 2006г. Проект имеет четко выраженный демонстрационный и затратный характер, его очевидная задача - путем селективного финансирования некоторых проблемных зон в оказании медицинской помощи ослабить остроту накопившихся проблем и продемонстрировать населению заботу о состоянии этой сферы. Нужно, впрочем, отметить, что среди четырех объявленных президентом национальных проектов самое значительное финансирование получил именно проект «Здоровье».

Расходы на проект из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов составили примерно 10% совокупных расходов государства на здравоохранение. Разумеется, этих денег недостаточно, чтобы добиться быстрых и существенных изменений к лучшему. Но некоторые сдвиги в обеспечении доступности медицинской помощи есть.

Несомненно, реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» позволила приступить к исправлению сложившейся в здравоохранении малых городов неблагоприятной ситуации. Так, в качестве положительного следует выделить следующее:

Некоторое улучшение первичного звена за счет оснащения медицинских учреждений медицинским оборудованием и автотранспортом.

Повышение зарплаты участковым врачам и участковым медицинским сестрам и работникам скорой помощи (у врачей и медсестер в 2,5-3 раза, фельдшеров скорой помощи на 55%).

Начата дополнительная диспансеризация работников бюджетной сферы.

Выдача родовых сертификатов является положительным моментом в качестве финансовой поддержки лечебных учреждений (улучшение лекарственного обеспечения, в т.ч. дорогостоящего, повышение зарплаты медицинским работникам родильных домов - у врача в среднем на 5-6 тысяч, у среднего медперсонала - на 3-4 тыс., младшего - 500-600 руб.).

Обеспечена дополнительная иммунизация населения от гриппа и гепатита В.

Обеспечен своевременный скрининг новорожденных на наследственные заболевания.

В некоторых городах введен полицевой учет врачебных кадров первичного звена здравоохранения.

Несколько увеличилась численность медицинских работников первичного звена.

Снизился коэффициент совместительства.

Несомненно, заслуживает одобрения поставка в провинциальные лечебные учреждения современного диагностического оборудования.

Но все же национальный проект не обеспечил продвижения в решении коренных проблем российского здравоохранения.

С учётом вышеизложенного необходимо отметить, что стратегическое планирование обязательно должно входить в программы подготовки руководителей здравоохранения всех уровней.

Глава II. Основные направления развития системы здравоохранения в Московской области

Система здравоохранения Московской области (как составная часть системы здравоохранения Российской Федерации), предназначена для оптимального удовлетворения потребностей населения в профилактической, медико-социальной и лекарственной помощи и на всех этапах своего развития сохраняет ключевые цели и характеристики, а именно:

обеспечение гарантированной ответственности государства за реализацию прав граждан на охрану здоровья;

сохранение и улучшение здоровья населения на основе всеобщности, доступности и бесплатности  медицинской помощи, финансируемой из общественных фондов; общественная солидарность и социальная справедливость при обеспечении населения медико-социальной и лекарственной помощью в рамках государственных гарантий;

сохранение и поддержка государственного и муниципального сектора здравоохранения;

поддержка развития частного сектора здравоохранения;

создание условий эффективной деятельности служб здравоохранения в целях качественного оказания населению профилактической, медико-социальной и лекарственной помощи.

  Одним из стратегических направлений государственной социальной политики Московской области является охрана материнства и детства, защита интересов детей и их прав, охрана их здоровья.

Охрана здоровья детей и матерей есть совокупность мер политического, экономического, социального, правового, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и научного характера, направленных на сохранение и укрепление их физического и психического здоровья, рождения желанных и здоровых детей, сохранение репродуктивного здоровья нации. Основные принципы охраны здоровья детей и матерей базируются на приоритете решения социальных проблем, обеспечивающих каждому ребенку развитие возможностей и способностей, а также сохранение и улучшение репродуктивного здоровья населения, повышение его репродуктивного потенциала.

Реорганизация системы здравоохранения является одной из важнейших составляющих Концепции совершенствования здравоохранения и обусловлена необходимостью приведения стратегии развития отрасли в соответствие с основными направлениями социально-экономических преобразований в обществе и реализацией приоритетных национальных проектов.

Важнейшим элементом реализации государственной политики в области здравоохранения является единая система стратегического и текущего планирования, сопровождающаяся усилением этапа среднесрочного планирования. Ключевой задачей планирования в отрасли здравоохранения на предстоящий период должны стать определение целевых показателей системы здравоохранения по эффективному расходованию ресурсов и сопоставление полученных медицинских результатов деятельности учреждений здравоохранения с размерами финансовых затрат, использованных для достижения результатов.

На муниципальном уровне оказывается 2/3 объемов медицинской помощи жителям Московской области, т.к. до 80% всех лечебно-профилактических учреждений находятся именно на этом уровне.

Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается в 255 амбулаторно-поликлинических учреждениях,  в  т.ч. в 36 стоматологических поликлиниках и 89 диспансерах. Плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в смену на 10 тыс. населения в 2007 году составила  239 посещений, при этом  отмечается рост посещаемости, так если в 2007 году зарегистрировано 45,0 млн.  посещений, то в 2008 году - 48,7 млн.

Стационарная медицинская помощь жителям Подмосковья оказывается 246 больничными учреждениями и 50 диспансерами. Обеспеченность круглосуточными койками в 2005 году достигла 82,3 на 10 тыс. населения (2004 г. - 83,0). Снижение показателя обеспеченности населения круглосуточными койками не сказалось на доступности стационарной медицинской помощи. За 2008 год госпитализировано 1259,4 тыс. человек, что на 0,7% выше уровня 2007 года.

Активно развиваются стационарозамещающие виды медицинской помощи. 120 амбулаторно-поликлинических учреждений имеют в своей структуре дневные стационары. Число мест при амбулаторно-поликлинических учреждениях - составляет 1976.

В учреждениях здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения МО, работает 20 129 врачей и 44 978 средних медицинских работников. Укомплектованность первичного звена здравоохранения составляет 56%, при среднем возрасте врачей 52 года. Обеспеченность врачебными кадрами в городе составляет 52,9, а в сельской местности лишь 12,2 на 10 тыс. населения или почти в 5 раз меньше. В городах укомплектованность врачами амбулаторно-поликлинического педиатрического звена составляет до 80%, в сельской местности - до 50%. Численность среднего медицинского персонала на селе в 2 раза меньше городского.

Информация о работе Эффективность управления здравоохранением в Московской области в условиях стратегического планирования