Эффективность управления здравоохранением в Московской области в условиях стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:50, курсовая работа

Описание

Главная цель исследования показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления не только предприятием но и государственных структур в целом, и без него вряд ли возможна успешная работа в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..
3
Глава I. Теоретические основы стратегического планирования в системе государственного управления ……………………...…………...

9

1.1.
Сущность планирования социально-экономического развития в государственном управлении ……………………

13

1.2.
Опыт применения стратегического планирования в сфере здравоохранения РФ …………………………………………..

16
Глава II. Основные направления развития системы здравоохранения в Московской области ………………………………………………………

22

2.1.
Проблемы здравоохранения Московской области ….……....
26

2.2.
Планирование и совершенствование организации оказания медицинской помощи населению в Московской области в свете реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерации ………………………………



29

2.3.
Организация здравоохранения в Ленинском муниципальном районе Московской области. План работы МУЗ «Видновская районная больница» на 2010г. ...........................


35
Заключение ……………………………………………………………….
47
Список литературы ………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Стратегическое планирование. последний.rtf

— 8.09 Мб (Скачать документ)

Менее 50% молодых специалистов Подмосковья возвращаются в территории, откуда они были направлены на учебу.

В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда значительная часть выпускников, подготовленных за счет бюджетных средств, находит себе применение вне государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, а во многих случаях и вообще вне медицины, игнорируя свободные рабочие места во врачебных амбулаториях, территориальных поликлиниках, станциях скорой помощи.

Удовлетворенность или доступность населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи составляет от 20 до 30% по различным ее видам.

Доля профилактических посещений в общем объеме амбулаторно-поликлинической помощи составляет  30%.

С принятием Федерального закона № 122-ФЗ и проведением реформ в системе мер социальной поддержки в условиях поликлиники стала более доступной лекарственная помощь. В 2005 году наиболее уязвимые категории граждан получили бесплатно современные эффективные лекарства в амбулаторных условиях.

Развитие современной медицины невозможно без соответствия материально-технической  базы  здравоохранения  растущему спросу населения на оказание медицинской помощи. Однако износ основных фондов учреждений здравоохранения в среднем составляет около 60%, износ зданий до 30%.

Большая часть медицинских приборов и аппаратов эксплуатируются 15-20 лет. Неоднократно выработавшие свой ресурс, они не могут гарантировать высокое качество обследований, безопасность и эффективность лечения больных, потребность учреждений здравоохранения в новой медицинской технике удовлетворяется только на 30 - 40%.

Укомплектованность учреждений здравоохранения компьютерной техникой составляет не более 30%  от потребности.

Отмечается низкая мотивация работников здравоохранения к улучшению качества медицинской помощи и профессиональному росту, что в основном связано с недостаточным уровнем оплаты их труда. Так, средняя заработная плата в здравоохранении за 2008 г. составила 7007,1 руб., при этом заработная плата в 4 квартале 2008 года - 7662 рубля. Труд медицинских работников в настоящее время мало связан с конечными результатами их деятельности.

Финансирование оказания медицинской помощи в значительной мере переносится на работодателей и самих граждан. Расходы населения на платные медицинские услуги устойчиво растут. Происходит нерегулируемое замещение государственных расходов частными.

Выправить это положение с помощью создания системы обязательного медицинского страхования, которая должна была стать единым финансовым стержнем медицинской помощи, также пока не удалось.

В связи с реализацией приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, вступлением в силу нового федерального законодательства охраны здоровья граждан и Закона «О здравоохранении в Московской области» № 6/156 от 2 ноября 2005 г. в основу Концепции совершенствования здравоохранения в Московской области на период до 2010 г. положены:

повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи;

усиление профилактической направленности здравоохранения;

улучшение здоровья детей, беременных, родильниц и рожениц;

удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи;

развитие здравоохранения Подмосковья и широкое распространение накопленного позитивного опыта.

 

 

2.1. Проблемы здравоохранения Московской области

       Наиболее острыми проблемами здоровья населения Московской области в настоящее время являются низкий уровень рождаемости (9,2‰) и высокий уровень общей смертности (17,5%), особенно среди мужчин трудоспособного возраста в результате несчастных случаев, отравлений и травм. Все это приводит к отрицательному естественному приросту населения.

Вследствие естественной убыли число жителей Московской области за 2005 год сократилось на 55 199 человек, однако в результате миграционного прироста населения реально численность населения в Московской области выросла на 56 870 человек и составила  - 6 629,7 тысяч человек.

Некоторые демографические показатели в Московской области имеют положительные тенденции. В последние годы происходит устойчивое снижение младенческой смертности, так если в 1997 году этот показатель составлял 15,67%, то с 2000 года он планомерно снижается и достиг 9,7 % в 2005 году. Отмечается снижение уровня материнской смертности в Московской области от медицинских причин, в том числе от акушерских факторов.

В последние годы достигнут наиболее высокий уровень охвата детей профилактическими прививками: от дифтерии - 98,6%, от коклюша - 97,6%, от полиомиелита - 96,1%, от вирусного гепатита В - 96,8%, от эпидемического паротита - 99% и от краснухи - 93,7%. Благодаря этому показатели заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, значительно снизились: дифтерия на 40%, коклюш на 11%, вирусный гепатит на 20%, корь на 26%, эпидемический паротит -- в 2 раза, полиомиелит не регистрируется.

В последние годы произошло снижение заболеваемости по 21 нозологической форме инфекционных болезней, в том числе острые кишечные инфекции установленной этиологии, вирусные гепатиты В и С, дифтерия, менингококковая инфекция, бруцеллез, туберкулез, сифилис, гонорея, ВИЧ / СПИД, малярия и другие.

Показатель заболеваемости ВИЧ - инфекцией по Московской области в 2005 году составлял 33,6 на 100 тыс. человек. При этом заболеваемость среди мужчин повысилась - интенсивный показатель 41,2 на 100 тыс. населения ( в 2004 г. - 38,3), среди женщин снизилась: интенсивный показатель 29,3 на 100 тыс. населения ( в 2004 г.- 29,6).

В Московской области, по сравнению с предыдущими годами, наметилась стабилизация и некоторое снижение основных эпидемических показателей по туберкулезу.

Заболеваемость по основным классам болезней среди населения Московской области в последние годы имеет тенденцию к снижению. Так, например, общая заболеваемость по обращаемости в амбулаторно-поликлинические учреждения в 2005 году снизилась до 1083,9 на 1000 населения по сравнению с 2004 годом, когда заболеваемость была зарегистрирована - 1093,6.

В структуре общей заболеваемости населения Московской области 1 место занимают болезни органов дыхания - 342,7 случаев на 1000 населения, 2 место - болезни системы кровообращения - 131,1, 3 место - травмы и отравления - 68,6. Сохраняется тенденция снижения заболеваемости среди населения с временной утратой трудоспособности, которая составила в 2005 году в днях - 554,4  ( 2007 г.- 641,1),  в случаях - 42,3 (2007 г.- 49,6) на 100 работающих.

Заболеваемость злокачественными новообразованиями является не только медицинской, но и актуальной социальной проблемой. В основе высоких показателей заболеваемости населения Московской области лежит сложный комплекс экологических и социально-экономических факторов. В 2008 году число больных с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования составило 21 861 человек.

Благоприятные тенденции снижения младенческой и детской смертности частично компенсировали рост смертности в трудоспособных возрастах, сдерживая скорость снижения продолжительности жизни. В результате величина данного показателя в Московской области несколько увеличивается и в 2008 году ожидаемая продолжительность жизни жителей Подмосковья составила 65,6 лет (2007 год - 65,3 г.), мужчин - 59,0 лет (2007г. - 58,8 лет), женщин - 72,6 лет (2007г. - 72,3 г.). Разница между продолжительностью жизни женщин и мужчин составила в 2007 - 2008 гг. - 13,5 лет, в 2006г. - 14,4 года, в 1999 - 2000гг. - 10,4 года. При этом ожидаемая продолжительность жизни россиян в 2008г. составляла 65,5 лет, мужчин -59,1 года, женщин - 72,5 лет.

Таким образом, состояние здоровья населения Московской области, как и в целом в стране, остается неблагополучным. По важнейшим показателям здоровья населения Россия уступает многим странам, а одной из главных причин такого положения считается в том числе и «неэффективность системы отечественного здравоохранения».

Совершенствование системы здравоохранения МО обусловлено необходимостью приведения стратегии развития отрасли в соответствие с основными направлениями социально - экономических преобразований в стране и реализацией приоритетных национальных проектов.

2.2. Планирование и совершенствование организации оказания медицинской помощи  населению в Московской области в свете реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерации

        Важнейшим      элементом проведения государственной   политики в области здравоохранения является единая система стратегического и текущего планирования, обеспечивающая рациональное построение системы организации здравоохранения в современных социально-экономических условиях.

        Основой системы планирования должна стать Московская областная программа    развития    здравоохранения, определяющая цели и задачи государственной политики Московской области в этой сфере на определенный период. Московская областная  программа развития здравоохранения   формируется с учетом национальных приоритетов по профилактике и раннему выявлению заболеваний, развитию первичной медицинской помощи, охране здоровья матери и ребенка, с учетом целей социально-экономического развития Московской области, анализа состояния здоровья населения, имеющихся ресурсов здравоохранения и оценки эффективности их использования.

         В программе  должны быть определены  показатели состояния здоровья населения, в достижение которых должна внести вклад система здравоохранения, показатели деятельности системы здравоохранения по программе государственных гарантий, объем финансирования  за счет средств бюджетов всех   уровней, обязательного медицинского страхования и др. источников;

          Важным компонентом планирования здравоохранения является система финансовых и  социальных норм и  нормативов (стандартов), устанавливающая единые требования к качеству и доступности медицинской помощи, к эффективности использования ресурсов. На основе федеральной методики расчета нормативов в Московской области утверждаются нормативы затрат в амбулаторных и стационарных  учреждениях здравоохранения. На базе этих нормативов и показателей  деятельности указанных учреждений  определяется структура медицинской помощи населению, обеспечивающая  улучшение использования ресурсов здравоохранения при  оказании установленного качества медицинской помощи.

          Областная программа государственных гарантий предоставления населению медицинской помощи утверждается одновременно с выделением для  ее реализации соответствующих финансовых ресурсов. Программа служит основой для формирования соответствующих муниципальных планов и программ. 

         Разработка и реализация  областных и муниципальных   программ  обеспечит реализацию органами   управления     здравоохранением     единой государственной политики по предоставлению медицинской помощи, обеспечение соответствия между конкретными обязательствами государства и имеющимися финансовыми ресурсами, оптимизацию использования ресурсов здравоохранения, единство и эффективность системы управления в отрасли.

         В целях повышения эффективности использования ограниченных ресурсов следует пересмотреть     взаимоотношения    с     ведомственными организациями здравоохранения федеральной собственности.  В настоящее время более 20 федеральных органов государственной исполнительной власти имеют собственные медицинские учреждения. Преодоление дублирования лечебных учреждений в государственном секторе является актуальным направлением рационализации государственных расходов. Необходима поэтапная интеграция ведомственных медицинских учреждений в областной и муниципальный сектора системы здравоохранения.

      Совершенствование организации медицинской помощи населению, приведение  структуры  лечебной  сети  в  соответствие  с потребностями населения  в      доступной квалифицированной медицинской помощи предполагает разработку нормативно - методической базы реформирования, включающей определение методических подходов по оценке потребностей населения в объемах медицинской помощи, оказываемой на федеральном, областном и муниципальном уровнях.

В системе здравоохранения имеются нерешенные организационные проблемы и структурные диспропорции. Отрицательное воздействие на здравоохранение оказывает несовершенство системы управления     здравоохранением. Отраслевой задачей реформы здравоохранения является   развитие системы оказания медицинской помощи   с преимущественным обеспечением выбранных приоритетов,   по которым здравоохранение может внести свой существенный вклад в общественное   развитие  и   сохранение   трудового     потенциала Московской области.

        Самыми высоко приоритетными проблемами охраны здоровья являются улучшение репродуктивного здоровья, в первую очередь у подростков, снижение уровней преждевременной и предотвратимой смертности от всех причин, улучшение здоровья новорожденных и детей, снижение частоты социально значимых и социально обусловленных болезней (алкоголизм, туберкулез, венерические болезни, наркомании и др.), рост удовлетворенности населения качеством медицинской помощи.

Основные направления совершенствования организации медицинской помощи:

Информация о работе Эффективность управления здравоохранением в Московской области в условиях стратегического планирования