Экологический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 10:15, контрольная работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы показать, что экологический менеджмент является наиболее важнейшим из подходов к решению экологических проблем промышленных производств.

Содержание

Введение.
1. Сущность понятия «менеджмент». Задачи, функции и методы менеджмента.
2. Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества.
1. Нормативная база экологического менеджмента.
2. Понятие, функции и задачи экологического менеджмента и экологического управления.
3. Стимулирование внедрения системы экологического менеджмента.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

     Все перечисленные функции не просто составляют единое целое. Они переплетены друг с другом, проникают друг в друга так, что порой их трудно разделить.

 

2. Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества.

      Сегодняшняя экологическая ситуация в России и тенденции ее изменения определяются прежде всего характером деятельности экономических объектов. Административно-командная система управления прошлых лет не смогла обеспечить минимизацию воздействия производства на окружающую среду. По данным Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1997 году», за пятилетний период (1993-1997 годы) средние концентрации типичных для большинства отраслей промышленности загрязняющих веществ в воздухе снизились на 5-13%, в то время как декларированные (отчетные) промышленные выбросы этих веществ в атмосферу сократились на треть (с 21,5 тысячи тонн до 15,0 тысяч тонн в 1997 году). Воздействие на окружающую среду в Российской Федерации напоминает “айсберг”, где на “официальной” поверхности находится лишь его незначительная декларируемая часть - около 15-20% в общей сумме, то есть декларируемое воздействие не описывает наблюдаемые фактические изменения в состоянии окружающей среды в стране и их последствия (экспертные оценки).

      Все более очевидной становится  необходимость поиска новых, приемлемых  в российских условиях путей  минимизации антропогенного воздействия.  В развитых странах мира развитие  добровольной экологической деятельности  и систем экологического менеджмента зарекомендовало себя как один из весьма перспективных, качественно новых подходов к решению проблемы загрязнения окружающей среды.

      В «Повестке дня на XXI век», принятой  в Рио-де-Жанейро в 1992г., подчеркивается, что «экологический менеджмент следует отнести к ключевой доминанте устойчивого развития и одновременно к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства». [5] 
 

2.1. Нормативная база экологического менеджмента.

      В рамках разработки подходов  к созданию и упрочению Единого Европейского Рынка Европейское Сообщество стремится создать жесткую систему экологического законодательства и контроля исполнения его требований. Одним из лидеров апробации новых рыночных инструментов экологического менеджмента является Великобритания, где в 1990 году был принят новый «Экологический Акт», за которым в 1992 году последовал Стандарт в области экологического менеджмента BS 7750, подготовленный и выпущенный Британским Институтом Стандартизации в соответствии с запросом Британской Конфедерации промышленности. Данный Стандарт не предписывает и не определяет требований к природоохранной деятельности предприятий, но содержит рекомендации, полезные для создания эффективной системы экологического менеджмента, для развития инициативного экологического аудирования, что должно сказаться на улучшении экологических характеристик деятельности организации в целом. На начальном этапе предполагалось, что британские предприятия на добровольной основе будут приводить характеристики своей деятельности в соответствии с принципами BS 7750. Позднее к Великобритании присоединились и другие государства, а сам стандарт, детально разработанный и сопровожденный объемистыми учебными пособиями, послужил основой для подготовки международных документов.

      В марте 1992 года в Европейском  Сообществе были выпущены «Требования  к экоаудированию». Цель этого  документа – создать стимулы  использования приемов экологического  аудирования для оценки деятельности  предприятий. Причем оценки, включающей  не только проверку выполнения требований природоохранительного законодательства, но и задач собственной экологической политики предприятия. Интересно, что требования были подготовлены в соответствии с пятой программой экологических действий ЕЭС, основанной на выводах и рекомендациях доклада Гру Брундтланд «Наше развитие» и отдающей предпочтение превентивным мерам и принципам распределения ответственности в охране окружающей среды. В 1993 году были окончательно согласованы и опубликованы требования к созданию Схемы экологического менеджмента и аудирования (EMAS); предприятия получили возможность быть сертифицированными в соответствии с EMAS с 1995 года.

      Многие требования описанных  стандартов весьма близки. Считается,  что британский стандарт BS 7750 послужил  моделью для разработки европейского рекомендательного документа EMAS. На сегодняшний день существуют серьезные учебники и руководства, детально описывающие каждый шаг разработки и внедрения систем экологического менеджмента и аудирования. Однако многие эксперты считают, что будущее принадлежит всемирной системе и стандартам, подготовленным международным институтом ISO.

      Появление ISO 14000 – серии международных  стандартов систем экологического  менеджмента на предприятиях  и в компаниях – называют  одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Система стандартов ISO 14000 ориентированна не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации веществ и т.п.) и не на технологии (требования и использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать «наилучшую доступную технологию»). Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента. Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должны быть назначены ответственные за определенные области экологической значимой деятельности. Основной документ серии – ISO 14000 – не содержит никаких «абсолютных» требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам.

      Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что  ISO 14000 как международные стандарты не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются «организационные» подходы к качеству продукции, согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции и услуг.

      Решение о разработке ISO 14000 явилось  результатом Уругвайского раунда  переговоров по Всемирному торговому  соглашению и встречи на высшем  уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Стандарты ISO 14000 разрабатываются Техническим комитетом 207 Международной Организации Стандартизации (ISO) с учетом уже зарекомендовавших себя международных стандартов по системе менеджмента качества продукции (ISO 9000), в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000 предприятий и компаний по всему миру. [4]

      Предполагается, что система стандартов  будет обеспечивать уменьшение  неблагоприятных воздействий на  окружающую среду на трех уровнях:

1. Организационном  – через улучшение экологического  «поведения» корпораций.

2. Национальном  – через создание существенного  дополнения к национальной нормативной  базе и компонента государственной  экологической политики.

3. Международном – через улучшение условий международной торговли.

      Документы, входящие в систему,  можно условно разделить на  три основные группы:

  •  принципы создания и использования  систем экологического менеджмента;

  •  инструменты экологического контроля  и оценки;

  •  стандарты, ориентированные на  продукцию

      Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие экологического  менеджмента в организации. Поэтому  центральным документом стандарта  считается ISO 14001 – «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». В отличие от остальных документов, все его требования являются «аудируемыми» - предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом сертификации.

      Официально стандарты ISO  14000 являются  добровольными. Они не заменяют  законодательных требований, а обеспечивают  систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

      Деятельность практически всех  промышленных предприятий в Российской  Федерации (за исключением оборонных)  подчиняются требованиям ГОСТ 24525-80 «Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Управление охраной окружающей среды. Основные положения». Сегодня в России выпущена серия национальных стандартов ГОСТ Р ИСО 14000, которые, даже по названию, являются аналогом международной серии ISO 14000. 

 

2.2. Понятия, функции и задачи  экологического менеджмента и экологического управления.

    В самом общем виде и экологическое  управление, и экологический менеджмент можно определить как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на реализацию экологических целей проектов и программ.

      В российской литературе термин "экологический менеджмент" заменен "управлением качеством окружающей среды", а в некоторых случаях - "экологическим управлением". Вместе с тем, для этих понятий на основе анализа существующих нормативных документов, учебно-методической литературы, практики деятельности можно выделить ряд существенных различий, определяемых субъектами экологического управления и экологического менеджмента, мотивацией деятельности, ролью ответственных лиц, отношением к результатам деятельности и др.

      В таблице № 1 представлены  основные различия в понятиях  экологический менеджмент и экологическое  управление. [4] 

      Исходя из наиболее существенных  различий в понятиях "экологическое управление" и "экологический менеджмент" можно предложить следующие определения:

 ▪  Экологическое управление - деятельность  государственных органов и экономических  субъектов, главным образом направленная  на соблюдение обязательных требований  природоохранительного законодательства, а также на разработку и реализацию соответствующих целей, проектов и программ.

 ▪  Экологический менеджмент - инициативная  и результативная деятельность  экономических субъектов, направленная  на достижение их собственных  экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов экоэффективности и экосправедливости.

      Если предпочтение отдается иерархии (как, например, в административно-командной  системе советского общества  или в армии, или в государственных органах), то речь идет об управлении, напротив, если, в основном, используются рыночные инструменты, то можно говорить о менеджменте.

      В соответствии с принятым  в международных стандартах определением  система экологического менеджмента  представляет собой часть общей системы менеджмента, включающую организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов и совершенствования экологической политики.

       В основе функционирования системы экологического менеджмента лежит спираль, повторяющийся цикл, направленный на последовательное совершенствование системы менеджмента в целом. Для данной системы характерна ярко выраженная обратная связь, практически отсутствующая в формальном экологическом управлении.

      Разработка и внедрение системы  экологического менеджмента требует  определенных временных и ресурсных  затрат, но, в конечном итоге, она,  как и вся производственная деятельность, приносит весьма ощутимую прибыль.

      К основным функциям экологического  управления и менеджмента относятся  [4]:

1. Обоснование  экологической политики и обязательств

2. Планирование  экологической деятельности

3. Организация  внутренней и внешней экологической деятельности

4. Управление  персоналом

5. Управление  воздействием на окружающую среду  и использованием ресурсов

6. Внутренний  экологический мониторинг и экологический  контроль

7. Анализ  и оценка результатов экологической  деятельности

8. Пересмотр  и совершенствование системы  экологического управления и  экологического менеджмента

      Функции экологического управления  и экологического менеджмента  в целом совпадают. Для экологического  менеджмента характерно существенное  развитие, углубление и расширение ряда функций и соответствующей деятельности, которые в традиционном экологическом управлении реализуются поверхностно и формально. Например, обоснование экологической политики и обязательств, организация внешней экологической деятельности, пересмотр и совершенствование системы экологического управления и экологического менеджмента.

Информация о работе Экологический менеджмент