Экологический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 10:15, контрольная работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы показать, что экологический менеджмент является наиболее важнейшим из подходов к решению экологических проблем промышленных производств.

Содержание

Введение.
1. Сущность понятия «менеджмент». Задачи, функции и методы менеджмента.
2. Экологический менеджмент – как основа устойчивого развития человечества.
1. Нормативная база экологического менеджмента.
2. Понятие, функции и задачи экологического менеджмента и экологического управления.
3. Стимулирование внедрения системы экологического менеджмента.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

      С развитием экологического менеджмента  значительно расширяются и видоизменяются  традиционные функции экологического  управления. Так, функция анализа и оценки результатов экологической деятельности здесь в первую очередь начинает определять задачи аудирования системы экологического менеджмента, отсутствующие в традиционном управлении.

      Общие характерные задачи и  соответствующая им практическая деятельность предприятий определяются функциями экологического управления и менеджмента. Все виды экологической деятельности предприятий можно условно разделить на внутреннюю экологическую деятельность (деятельность руководства предприятий и персонала в целом, направленная на достижение внутренних экологических целей и задач) и внешнюю экологическую деятельность (активное взаимодействие со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия внешними лицами и сторонами).

      Задачи по охране окружающей среды формируют на основе поставленных целей в рамках определенного периода времени. Причем, если цели могут носить качественный характер, то задачи должны по возможности содержать количественные показатели, например, сокращение расхода определенных сырьевых ресурсов в технологических процессах, снижение выбросов и т.д.

      Особое внимание следует уделить  созданию механизма обеспечения  достижения целей и задач экологической  политики, включающего организационную  структуру, распределение ответственности, соответствующие процедуры и документацию. Для того чтобы система экологического менеджмента была эффективной, необходимо спроектировать и настроить ее таким образом, чтобы она могла быть регулируемой и совместимой с существующими элементами системы менеджмента организации. 

 

2.3. Стимулирование внедрения системы экологического менеджмента

      На международной арене сочетание  понятий «бизнес», «предпринимательство»  и «экологически целесообразная  деятельность» в статьях, документах, постановлениях приобрело популярность с начала семидесятых годов, после Конференции ООН в Хельсинки (1972).

      Позднее, в 1992 году, в Хартии  Торгово-промышленной палаты «Бизнес  и окружающая среда» сформулированы 16 принципов, которыми было рекомендовано  руководствоваться предпринимателям в отношении охраны окружающей среды. Все они построены так, чтобы подчеркнуть ответственность производственного сектора за происходящие в окружающей среде изменения и поддержать инициативы предприятий и организаций, направленные на внедрение эффективных систем экологического менеджмента, более чистых технологических процессов, на гармонизацию экономической и экологической деятельности.

      Тогда же, в начале девяностых  годов, была разработана и принята  политика Европейского Союза «К общей ответственности», характеризовавшаяся первоочередным вниманием к ключевым секторам экономики и общества, предусматривавшая приоритет новых, рыночных подходов к минимизации и регулированию воздействия на окружающую среду, и обеспечение широкого доступа к информации. Ядро Политики составлял принцип общей ответственности и поддержки добровольной экологической деятельности. [5]

      Итак, добровольная экологическая  деятельность предприятий оказалась  в фокусе внимания международных  организаций, правительств, общественности лишь в конце 80-х - начале 90-х годов. Безусловно, яркие примеры инициатив «Beyond the Compliance» («Опережая требования») были известны и раньше. Так, химические предприятия за рубежом добровольно следуют особому Кодексу Ответственности (Responsible Care), который предполагает разработку и последовательное выполнение обязательств единой политики в области охраны здоровья, безопасности и охраны окружающей среды (Health, Safety, Environment). Кодекс Ответственности предъявляет к химическим предприятиям более жесткие требования, чем большинство национальных и международных стандартов.

      В русском языке «добровольный»  означает «совершаемый по собственному  желанию, без принуждения». Рассматривая  с этой точки зрения деятельность предприятий, можно вспомнить инициативы советских керамиков, в восьмидесятые годы взявших на себя ответственность за переработку отходов гальванических процессов. Цветная черепица «из отходов» пользовалась хорошим спросом в Молдавии и на Украине. Заводы строительной керамики строили отменные пансионаты, заводили фазанов, украшали цеха фонтанами (впрочем, заботясь об улучшении условий труда). Без государственных дотаций. Фраза «Из отходов - в доходы» стала переходящим лозунгом учебников по малоотходному производству.

      Объединяет две группы примеров  то, что инициативы в обоих  случаях были целесообразными  и экологически, и экономически. Клеймо тяжести, затратности,  дополнительности природоохранной  деятельности, к которому так  часто прибегают в последние  годы российские промышленники, неприменимо ни к развивающемуся и поныне опыту химических предприятий, ни к истории черепицы времен застоя.

      Практически во всех упоминавшихся  уже документах, во всех без  исключения описанных примерах  к добровольной деятельности подходят с позиции создания особых систем - систем экологического менеджмента.

      Несмотря на добровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207, через  10 лет от 90 до 100 процентов больших  компаний, включая транснациональные  компании, будут сертифицированы в соответствии с ISO 14000, то есть получат свидетельство «третьей стороны о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках.

      Среди других причин, по которым  предприятию может понадобиться  сертификация, можно назвать такие  [4]:

  •  Улучшение имиджа фирмы в области выполнения природоохранных требований;

  •  Экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на  природоохранные мероприятия, за  счет более эффективного управления  ими;

  •  Увеличение оценочной стоимости  основных фондов предприятия;

  •  Желание завоевать рынки «зеленых» продуктов;

  •  Улучшение системы управления  предприятием;

  •  Интерес в привлечении высококвалифицированной  рабочей силы.

      Кто же заинтересован в наличии  экологических аспектов деятельности  предприятий?

      В России заинтересованность в вопросах состояния окружающей среды и в экологических аспектах деятельности предприятий проявляет все растущее число общественных и профессиональных организаций, потребителей, инвесторов. Например, в разработанном и принятом «Национальном плане действий по охране окружающей среды Российской Федерации» еще на 1999-2001 годы, пожалуй, впервые, если рассматривать государственные документы, подчеркнута необходимость вовлечения заинтересованных сторон в процесс разработки и реализации национальных и региональных планов действий.

      Но Планы только тогда станут  действенными, когда предприятия,  производственники будут брать  на себя добровольные обязательства  в отношении природоохранной  деятельности. Это убедительно доказано  десятилетним опытом работы по Национальным планам экологической политики Нидерландов. [4] То есть, в отношении экологической деятельности, стороны становятся взаимно заинтересованными: государственные органы должны рассматривать предприятия, компании, деловые круги в целом в качестве сторон, заинтересованных в развитии региональных и национального планов действий. В свою очередь, руководители предприятий не могут не учитывать экологические интересы населения, государственных органов, партнеров, инвесторов, конкурентов.

     Государство уже заявило о «... необходимости стимулирования снижения экологически неблагоприятных воздействий за счет создания соответствующих экономических механизмов». Руководители некоторых субъектов Федерации Европейской части России и Сибири разрабатывают детальные предложения в отношении таких механизмов, поддерживают экспериментальные проекты и местные инициативы, рассматривают возможности гибкого применения требований в отношении применения государственных контрольных мер.                     

      Общественные организации работают  над рядом проектов, посвященных  содействию добровольной экологической  деятельности предприятий, проводят  совместно со специалистами вузов,  отраслевых институтов семинары, готовят образовательные программы.

      Есть и примеры взаимодействия предприятий на уровне отрасли, региона, территории. Так, решение проблемы использования некоторых отходов производства взяли на себя малые предприятия во Владимирской, Костромской, Ивановской областях. [5]

      Возможно, одним из первых примеров систематического применения обсуждаемых подходов на территориальном уровне станет в ближайшем будущем Байкальский регион, где в настоящее время формируется стратегия сохранения биоразнообразия. О степени успешности этого процесса судить пока рано, многое будет зависеть и от причин, связанных с высокой (отнюдь не экологической) политикой. Однако первые шаги уже сделаны – цели поставлены и обсуждены со всеми заинтересованными сторонами. И апелляция к заинтересованным сторонам дала неожиданный (с точки зрения официальных российских подходов) результат – не дожидаясь официальных указаний, желаемых льгот и других стимулов (как из области “кнута”, так и из области “пряника”), ряд предприятий и крупных компаний региона заявляет о своей приверженности принципам сохранения уникальной природы Байкала и готовности строить свою экологическую политику с учетом той высокой ответственности, которую налагает на них близость этого уникального озера. И не только заявляет, но и берет на себя дополнительные обязательства. И даже делает первые робкие шаги по пути их выполнения.

      На сегодняшний день у российских  предприятий есть все предпосылки  для развития деятельности в  области экологического менеджмента.  И, прежде всего, есть стремление  к улучшению ситуации. Об этом свидетельствует позиция руководителей и персонала заводов, которым далеко до совершенства. Об этом задумываются и те, к кому не предъявляют претензий ни общественность, ни государственные природоохранительные органы.

 

Заключение.

    Человеческое общество как подсистема биосферы всецело зависит от благополучия системы в целом. Другими словами, глобальное нарушение экологического равновесия, переход биосферы в иное качественное состояние означали бы для человечества катастрофу. Социальные механизмы могут ее отдалить или приблизить, но не ликвидировать. Поэтому перед человечеством возникает настоятельная необходимость поддержать экологическое равновесие, которое, во-первых, жизненно необходимо человечеству и, во-вторых, представляет собою эколого-экономический фундамент развития общества.

      Необходимость устойчивого развития  — объективная реальность современной  эпохи. Главная идея Концепции  устойчивого развития — обеспечить  гармоничное сочетание социально-экономических  и экологических приоритетов развития общества сейчас и в будущем. Социально-экономическое развитие общества должно быть введено в экологически безопасные рамки, обусловленные природно-ресурсным потенциалом.   

    Менеджмент надо рассматривать не просто как отдельную дисциплину, а как междисциплинарную область знания, аккумулирующую достижения теории управления, экономической теории, маркетинга, социологии и психологии управления, предпринимательства, кибернетики. Если предпочтение отдается иерархии (как, например, в административно-командной системе советского общества или в армии, или в государственных органах), то речь идет об управлении, напротив, если, в основном, используются рыночные инструменты, то можно говорить о менеджменте.

      Деятельность в области экологического менеджмента уже на первых этапах своего развития (предотвращения воздействия на окружающую среду) способна приводить к существенным экономическим эффектам за счет рационального использования сырья, материалов, энергетических ресурсов; снижения потерь; повышения качества продукции; уменьшения брака; снижения экологических платежей и штрафных санкций; повышения производительности труда; уменьшения аварий и затрат на ликвидацию их последствий.

    Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях. Наиболее важный уровень – локальный. Конкретные действия в области экологической безопасности, предпринимаемые на уровне отдельных субъектов экономики, предопределяют возможность решения задач на региональных и глобальном уровнях.

      Несмотря на недостатки государственного вмешательства, роль государства в охране окружающей среды велика и сейчас, и будет нарастать в дальнейшем. В частности, государство на основе прямого или косвенного регулирования должно добиваться сдвига рыночно оптимального уровня производства (без учета экстерналии) к социально оптимальному уровню выпуска продукции, реализуя интересы общества.

Информация о работе Экологический менеджмент