Экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:26, курсовая работа

Описание

Данная работа будет посвящена исследованию такого понятия как экономический рост. Это весьма актуально, так как в целом экономический рост является показателем экономической мощи страны, центральной задачей всех государств.

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая.docx

— 318.15 Кб (Скачать документ)

 

Факторы экономического роста  взаимосвязаны и переплетены. Так, труд весьма производителен, если работник использует современное оборудование и материалы под руководством способного предпринимателя в условиях хорошо работающего хозяйственного механизма. Поэтому точно определить долю того или иного фактора экономического роста достаточно сложно. Более того, все эти крупные факторы являются комплексными, состоят из ряда более  мелких элементов, вследствие чего факторы можно перегруппировывать (см. рис. 1) Так, по внешне- и внутриэкономическим элементам можно выделить внешние и внутренние факторы.

Факторы экономического роста

 

Факторы предложения

Факторы спроса

ценовые

неценовые

  1. рост количества и качества труда
  2. Увеличение объема основного капитала
  3. Новая техника и технология
  4. Новое в системе управления
  5. Разработка природных ресурсов

Рис. 1. Факторы экономического роста по спросу и предложению

Распространено и деление  факторов в зависимости от характера  роста (количественного или качественного) на интенсивные и экстенсивные.

К экстенсивным факторам роста относятся:

  • увеличение объема инвестиции при сохранении существующего уровня технологии;
  • увеличение числа занятых работников;
  • рост объемов потребляемого сырья, материалов, топлю и других элементов оборотного капитала.

К интенсивным факторам роста относятся:

  • ускорение научно-технического прогресса (внедрение новой техники, технологий, путем обновления основных фонде и т.д.);
  • повышение квалификации работников;
  • улучшение использования основных и оборотных фондов;
  • повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет лучшей ее организации.

 

1.3. Государственное регулирование экономического роста

Сущность государственного регулирования экономики заключается  в целенаправленной деятельности государства  в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы  различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение  важнейших задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.

Если сгруппировать все  функции государства по двум группам, то мы обнаружим две основные цели, которые преследует государственное  регулирование: это обеспечение  функционирования рыночной системы  и усиление, развитие самой экономической  системы. В то время как при  конкретном выборе пути развития национальной экономики первая цель может и  не преследоваться (например, командная  экономика), укрепление экономических позиций государства на мировом рынке рассматривается всеми правительствами как первостепенная цель в области государственного регулирования. В свою очередь, эта цель является первоочередной при стремлении государства к экономическому росту.

Устойчивый экономический  рост в России длится уже несколько  лет (см. табл. 3, 4), его позитивное воздействие очевидно – выросли доходы населения, сократился уровень безработицы. Однако качество роста, его социальная проекция оцениваются не только динамикой доходов и занятости, но и улучшением здоровья населения, ростом доступности образования, развитием социальной инфраструктуры (см. табл. 2).

Следует отметить проблемы, которые в настоящее время, препятствуют стабильному и долгосрочному  экономическому росту в России:

  • низкая эффективность государственного управления, отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала;
  • низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора;
  • неравномерное осуществление реформ на региональном и муниципальном уровнях;
  • низкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения;
  • инфраструктурные ограничения экономического роста.

 

Таблица 2

Основные показатели уровня жизни населения

Экономическая активность  
населения

2000

2005

2008

2009

2010

Среднегодовая численность занятых  в экономике, млн. человек

64,5

66,8

68,5

67,5

67,6

в процентах к предыдущему году

100,6

100,6

100,7

98,5

100,2

Численность безработных, тыс. человек

7059

5208

5289

6373

5636

среднедушевых денежных доходов

1,89

2,69

3,26

3,30

3,32

Численность населения с денежными  доходами ниже величины прожиточного минимума, млн. человек

42,3

25,2

18,8

18,2

17,9

в процентах от общей численности  
   населения

29,0

17,7

13,4

13,0

12,6

в процентах к предыдущему году

84,9

87,7

100,5

96,8

...

Дефицит денежного дохода, млрд. руб.

199,2

286,9

325,0

352,1

380,2

в процентах от общего объема  
   денежных доходов населения

5,0

2,1

1,3

1,2

1,2

Минимальный размер оплаты труда  
(в среднем за год), руб.

107,8

746,7

2300

4330

4330

Образование

         

Число государственных и муниципальных  общеобразовательных учреждений (без  вечерних (сменных) общеобразовательных  учреждений)

66428

60771

53568

50977

48804

В них численность обучающихся, тыс. человек

20013

15113

13363

13258

13244

Число образовательных учреждений начального профессионального образования

3893

3392

2855

2658

2356

Численность обучающихся в образовательных  учреждениях начального профессионального  образования на 10 000 человек населения

115

106

79

73

70

Число государственных и муниципальных  образовательных учреждений среднего профессионального образования 

2589

2688

2535

2564

2586

Число государственных и муниципальных  образовательных учреждений высшего  профессионального образования

607

655

660

662

653

Численность студентов в гос. и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования на 10 000 человек

292

419

438

432

409


Таблица 3

Экономический рост в России, 2004 - 2010 гг.

Годы

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

1 кв. 2010

Темпы прироста ВВП к предыдущему году, %

 

7.2

6.4

7.7

8.1

5.6

-7.9

2.9

Индексы ВВП (2003=100%)

100.0

107.2

114.0

122.7

132.6

140.1

129.0

132.8


Таблица 4

Оценка валового внутреннего  продукта российской федерации в сопоставимой валюте

 

2007

2008

2009

2010

ВВП по паритету покупательной  способности

Всего, млрд. долл. США

2380,3

2878,2

2677,6

2812,2

На душу населения, долл. США

16749

20275

18869

19674

Паритет покупательной способности, руб./долл. США

13,97

14,34

14,49

15,98


С целью решения указанных  проблем Правительство Российской Федерации должно принимать меры, направленные на дальнейшее осуществление  институциональных преобразований и стимулирование темпов экономического роста.

В технологической области  стоит задача создания производственно-технологических  систем современного и следующего за ним новейшего технологических  укладов и стимулирования их роста  вместе с модернизацией смежных  производств. Для этого должны быть решены проблемы выращивания на основе уже накопленного научно-промышленного  потенциала конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, защиты внутреннего рынка и поощрения  экспорта перспективной отечественной  продукции. Одновременно должны быть обеспечены условия для опережающего становления  новейшего технологического уклада, включающие государственную поддержку соответствующих фундаментальных и прикладных исследований, создание информационной инфраструктуры, а также системы защиты интеллектуальной собственности (см. табл. 5).

В институциональной области  необходимо сформировать хозяйственный  механизм, который способствовал  бы перераспределению ресурсов из устаревших и бесперспективных производств, а  также сверхприбылей от экспорта природных ресурсов в производственно-технологические  системы нового технологического уклада, модернизации экономики, повышению  ее эффективности и конкурентоспособности  на основе распространения новых  технологий.

Таблица 5

Финансирование науки  из средств федерального бюджета

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

Расходы федерального бюджета на науку:

           

млн. руб.

17396,4

76909,3

97363,2

132703,4

162115,9

219057,6

в том числе:

           

  фундаментальные 
   исследования

8219,3

32025,1

42773,4

54769,4

69735,8

83198,1

прикладные 
   научные исследования

9177,1

44884,2

54589,8

77934,0

92380,1

135859,5

в процентах

           

 к расходам 
   федерального бюджета

1,69

2,19

2,27

2,22

2,14

2,27

к валовому 
   внутреннему продукту

0,24

0,36

0,36

0,40

0,39

0,56


Те же цели должны определять политику в области совершенствования  организационно-производственной структуры  экономики.

Для перевода начавшегося  оживления экономики в режим  устойчивого экономического роста  требуются соответствующие макроэкономические условия. Они включают: нормализацию системы денежного обращения  и формирование механизмов кредитования производственной деятельности, снижение процентных ставок и развертывание институтов долгосрочного финансирования инвестиций в развитии производственной сферы, снижение налогообложения производственной и инвестиционной деятельности, исправление ценовых диспропорций, защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров.

Так же выход на траекторию устойчивого экономического роста  предполагает формирование механизмов расширенного воспроизводства, связывающих  процессы роста производства, увеличения доходов населения (см. рис. 2), расширение конечного спроса, накопления сбережений и подъема инвестиций. В условиях глубокой дезинтеграции экономики это требует применения инструментов государственного регулирования для устранения диспоритета цен, оздоровления конкурентной среды, активизации спроса.

Рис. 2. Основные виды денежных доходов населения  
в реальном выражении

В сфере ценообразования  необходимо устранить завышение  цен на продукцию монополизированных отраслей экономики. Формы государственного контроля над ценообразованием должны определяться условиями конкуренции.

В антимонопольной политике важнейшие задачи — декриминализация оптовой и розничной торговли, устранение информационных и других барьеров во внутренней торговле, прекращение злоупотреблений со стороны естественных монополий и др.

Для активизации конечного  спроса в целях стимулирования производства должна быть внедрена система регулирования  инвестиций и закупок в государственном  секторе, предусматривающая: увеличение государственных закупок передового отечественного оборудования для обеспечения  общественных нужд; прекращение использования  средств государственного бюджета  на цели импорта, за исключением ограниченного  перечня критически необходимых  товаров, не производимых в стране.

В регулировании внешнеэкономической  деятельности важнейшими задачами являются: повышение конкурентоспособности  отечественных товаров и услуг, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа, создание благоприятных условий для расширения внутреннего производства, ограничение  вывоза капитала за рубеж и др.

Реализация стратегии  экономического развития России будет  способствовать выходу нашей страны на траекторию быстрого и устойчивого  роста. Тогда российская экономика  сумеет выйти на инновационный путь развития, по которому идут передовые  страны.

Воздействие государства  на рыночный механизм обеспечивается двумя основными формами: прямого  и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических. При этом приоритет в рыночной экономике принадлежит косвенным методам воздействия, не разрушающим систему рыночных отношений и не противоречащим им. Прямое регулирование рынка проявляется, прежде всего, в законодательной деятельности государства, а также в расширении государственных заказов, государственных закупок и развития госсектора в экономике.

Информация о работе Экономический рост