Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:26, курсовая работа
Данная работа будет посвящена исследованию такого понятия как экономический рост. Это весьма актуально, так как в целом экономический рост является показателем экономической мощи страны, центральной задачей всех государств.
Факторы экономического роста
взаимосвязаны и переплетены. Так,
труд весьма производителен, если работник
использует современное оборудование
и материалы под руководством
способного предпринимателя в условиях
хорошо работающего хозяйственного
механизма. Поэтому точно определить
долю того или иного фактора
Факторы предложения
Факторы спроса
ценовые
неценовые
Рис. 1. Факторы экономического роста по спросу и предложению
Распространено и деление
факторов в зависимости от характера
роста (количественного или
К экстенсивным факторам роста относятся:
К интенсивным факторам роста относятся:
1.3. Государственное регулирование экономического роста
Сущность государственного
регулирования экономики
Если сгруппировать все функции государства по двум группам, то мы обнаружим две основные цели, которые преследует государственное регулирование: это обеспечение функционирования рыночной системы и усиление, развитие самой экономической системы. В то время как при конкретном выборе пути развития национальной экономики первая цель может и не преследоваться (например, командная экономика), укрепление экономических позиций государства на мировом рынке рассматривается всеми правительствами как первостепенная цель в области государственного регулирования. В свою очередь, эта цель является первоочередной при стремлении государства к экономическому росту.
Устойчивый экономический рост в России длится уже несколько лет (см. табл. 3, 4), его позитивное воздействие очевидно – выросли доходы населения, сократился уровень безработицы. Однако качество роста, его социальная проекция оцениваются не только динамикой доходов и занятости, но и улучшением здоровья населения, ростом доступности образования, развитием социальной инфраструктуры (см. табл. 2).
Следует отметить проблемы, которые в настоящее время, препятствуют стабильному и долгосрочному экономическому росту в России:
Таблица 2
Основные показатели уровня жизни населения
Экономическая активность |
2000 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
Среднегодовая численность занятых в экономике, млн. человек |
64,5 |
66,8 |
68,5 |
67,5 |
67,6 |
в процентах к предыдущему году |
100,6 |
100,6 |
100,7 |
98,5 |
100,2 |
Численность безработных, тыс. человек |
7059 |
5208 |
5289 |
6373 |
5636 |
среднедушевых денежных доходов |
1,89 |
2,69 |
3,26 |
3,30 |
3,32 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, млн. человек |
42,3 |
25,2 |
18,8 |
18,2 |
17,9 |
в процентах от общей численности |
29,0 |
17,7 |
13,4 |
13,0 |
12,6 |
в процентах к предыдущему году |
84,9 |
87,7 |
100,5 |
96,8 |
... |
Дефицит денежного дохода, млрд. руб. |
199,2 |
286,9 |
325,0 |
352,1 |
380,2 |
в процентах от общего объема |
5,0 |
2,1 |
1,3 |
1,2 |
1,2 |
Минимальный размер оплаты труда |
107,8 |
746,7 |
2300 |
4330 |
4330 |
Образование |
|||||
Число государственных и |
66428 |
60771 |
53568 |
50977 |
48804 |
В них численность обучающихся, тыс. человек |
20013 |
15113 |
13363 |
13258 |
13244 |
Число образовательных учреждений начального профессионального образования |
3893 |
3392 |
2855 |
2658 |
2356 |
Численность обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования на 10 000 человек населения |
115 |
106 |
79 |
73 |
70 |
Число государственных и |
2589 |
2688 |
2535 |
2564 |
2586 |
Число государственных и |
607 |
655 |
660 |
662 |
653 |
Численность студентов в гос. и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования на 10 000 человек |
292 |
419 |
438 |
432 |
409 |
Таблица 3
Экономический рост в России, 2004 - 2010 гг.
Годы |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
1 кв. 2010 |
Темпы прироста ВВП к предыдущему году, % |
7.2 |
6.4 |
7.7 |
8.1 |
5.6 |
-7.9 |
2.9 | |
Индексы ВВП (2003=100%) |
100.0 |
107.2 |
114.0 |
122.7 |
132.6 |
140.1 |
129.0 |
132.8 |
Таблица 4
Оценка валового внутреннего продукта российской федерации в сопоставимой валюте
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
ВВП по паритету покупательной способности | ||||
Всего, млрд. долл. США |
2380,3 |
2878,2 |
2677,6 |
2812,2 |
На душу населения, долл. США |
16749 |
20275 |
18869 |
19674 |
Паритет покупательной способности, руб./долл. США |
13,97 |
14,34 |
14,49 |
15,98 |
С целью решения указанных
проблем Правительство
В технологической области
стоит задача создания производственно-
В институциональной области
необходимо сформировать хозяйственный
механизм, который способствовал
бы перераспределению ресурсов из устаревших
и бесперспективных производств, а
также сверхприбылей от экспорта
природных ресурсов в производственно-
Таблица 5
Финансирование науки из средств федерального бюджета
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Расходы федерального бюджета на науку: |
||||||
млн. руб. |
17396,4 |
76909,3 |
97363,2 |
132703,4 |
162115,9 |
219057,6 |
в том числе: |
||||||
фундаментальные |
8219,3 |
32025,1 |
42773,4 |
54769,4 |
69735,8 |
83198,1 |
прикладные |
9177,1 |
44884,2 |
54589,8 |
77934,0 |
92380,1 |
135859,5 |
в процентах |
||||||
к расходам |
1,69 |
2,19 |
2,27 |
2,22 |
2,14 |
2,27 |
к валовому |
0,24 |
0,36 |
0,36 |
0,40 |
0,39 |
0,56 |
Те же цели должны определять
политику в области совершенствования
организационно-
Для перевода начавшегося
оживления экономики в режим
устойчивого экономического роста
требуются соответствующие
Так же выход на траекторию устойчивого экономического роста предполагает формирование механизмов расширенного воспроизводства, связывающих процессы роста производства, увеличения доходов населения (см. рис. 2), расширение конечного спроса, накопления сбережений и подъема инвестиций. В условиях глубокой дезинтеграции экономики это требует применения инструментов государственного регулирования для устранения диспоритета цен, оздоровления конкурентной среды, активизации спроса.
Рис. 2. Основные виды денежных
доходов населения
в реальном выражении
В сфере ценообразования необходимо устранить завышение цен на продукцию монополизированных отраслей экономики. Формы государственного контроля над ценообразованием должны определяться условиями конкуренции.
В антимонопольной политике важнейшие задачи — декриминализация оптовой и розничной торговли, устранение информационных и других барьеров во внутренней торговле, прекращение злоупотреблений со стороны естественных монополий и др.
Для активизации конечного
спроса в целях стимулирования производства
должна быть внедрена система регулирования
инвестиций и закупок в государственном
секторе, предусматривающая: увеличение
государственных закупок
В регулировании
Реализация стратегии экономического развития России будет способствовать выходу нашей страны на траекторию быстрого и устойчивого роста. Тогда российская экономика сумеет выйти на инновационный путь развития, по которому идут передовые страны.
Воздействие государства на рыночный механизм обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических. При этом приоритет в рыночной экономике принадлежит косвенным методам воздействия, не разрушающим систему рыночных отношений и не противоречащим им. Прямое регулирование рынка проявляется, прежде всего, в законодательной деятельности государства, а также в расширении государственных заказов, государственных закупок и развития госсектора в экономике.