Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 15:42, лекция
Достаточно очевидным феноменом пореформенной России является наличие тесной взаимосвязи и взаимного влияния экономических и политических процессов. И это совершенно естественно, поскольку системная общественная трансформация вырывает развитие системы из обычно, эволюционной логики принятия решений, “включая” дополнительные механизмы и факторы, которые оказывают сильное влияние на экономическую жизнь.
Экономико-политический
цикл и экономический популизм в
посткоммунистической России
2.1 Экономика и политика во взаимосвязи.
Достаточно очевидным
феноменом пореформенной России
является наличие тесной взаимосвязи
и взаимного влияния
В современной научной литературе проблематика взаимосвязщи экономики и политики часще всего анализируется в терминологии политико-делового цикла (political business cycle). Однако при всей важности и целесообразности анализа российской ситуации сквозь призму этой политико-экономической доктрины, ограничение ее рамками представляется безусловно недостаточным. Дело в том, что эти модели разработаны для условий стабильных демократий, и прежде всего для стран ОЭСР. Российский же опыт требует введения в анализ ряда допущений, отражающих как революционный характер движения от коммунистической системы, так и общую обстановку политической нестабильности, отсутсвия консенсуса в обществе по базовым проблемам рахзвития страны.
Словом, исследование посткоммунистической трансформации России требует выхода за рамки проблематики политико-делового цикла. Наш опыт последнего десятилетия требует для своего осмысления выделения особого сюжета - экономико-политических взаимодействий в условиях революционной трансформации социально-экономической системы, означающей радикальные изменения в самом существе существующего строя (отношений собственности, роли базовых экономических категорий, политических институтов и т. д.). Революционный период, характеризующийся отсутствием устойчивых взаимосвязей и взаимодействий (экономических, политических, правовых), принципиально отрицает цикличность, что делает практически неприложимым к нему стандартную логику политико-экономического цикла. Вместе с тем для этого периода характерно наличие определенной логики общественно-экономической трансформации, детерминирующей развитие экономико-политических взаимосвязей.
Таким образом, в нашем дальнейшем анализе мы будем исходить из гипотезы о наличии трех различных типов взаимодействия экономических и политических процессов:
во-первых, в условиях
революционной смены социально-
во-вторых, эволюционный
политико-деловой цикл. В той или
иной форме этот цикл
и, наконец,
в-третьих, цикл экономики
Нетрудно заметить, что второй и третий типы экономико-политических взаимодействий отличаются от первого цикличностью своего развития. Разница же последних двух состоит в том, что колебания экономической политики при эволюционном политико-экономическом цикле являются относительно умеренными по амплитуде и не выходят за рамки естественных бюджетных ограничений, тогда как для цикла экономики популизма характерны сильные колебания, при которых власти прибегают то к инфляционной накачке хозяйства, то к комплексу мер более или менее жесткой макроэкономической стабилизации, ориентированной на так называемый "вашингтонский консенсус".
Другой важной отличительной характеристикой двух последних вариантов циклов является механизм восприятия институтами власти сигналов, идущих от сограждан или экономических агентов. При эволюционном цикле политики ориентируются обычно на привлечение ("покупку") голосов избирателей, как бы предвосхищая их желания своими действиями. Популистская же политика реактивна, то есть власти реагируют на позиции влиятельных групп интересов и (или) на общественные настроения (усталость от тягот жесткой стабилизационной политики или же от неустойчивости жизни в условиях высокой инфляции).
Именно к анализу последних двух типов экономико-политических взаимодействий мы теперь и приступаем.
2.2 Цикличность российской экономической политики 90-х годов
Даже беглого взгляда
на развитие российской экономической
реформы на протяжении 1992-1996 годов
достаточно, чтобы отчетливо увидеть
волнообразный (цикличный) характер осуществлявшегося
курса экономической политики. Причем
характерно, что происходило все
это в рамках одного и того же
президентства и без
Правда, начиная с
1992 года, среди экономистов и политиков
наибольшую популярность получило объяснение
этих колебаний значительной ролью
сезонных факторов. Действительно, сезонность
- важный фактор функционирования российской
экономики. Основными каналами его
влияния являются сельское хозяйство
и промышленные анклавы в северных
и восточных регионах при слабом
развитии инфраструктуры, не позволяющей
обеспечивать необходимый уровень
связи с ними в течение всего
года. Однако из этого справедливого
факта и на основании ограниченного
опыта функционирования реального
рынка в России на протяжении 1992-1994
годов многими экономистами делался
вывод о невозможности
Выпячивание роли сезонности при объяснении цикличности экономической политики с самого начала вызывало некоторые вопросы. Так, уже сравнение помесячной инфляции в 1992-1994 годах заставляло усомниться в справедливости этой гипотезы. Во втором году российской реформы не было столь характерного и для 1992, и для 1994 годов снижения инфляции в июле-августе и роста в осенние месяцы - в 1993 году картина была прямо противоположной. Однако вопрос о сезонности продолжал оставаться в арсенале многих экономистов вплоть до 1995 года, когда основные макроэкономические параметры не претерпели изменений, которые хоть как-то укладывались бы в гипотезу сезонности.
Словом, стала очевидной
необходимость другого
Между тем, политическая подоплека смены курсов гораздо более естественна и проста. Особенно очевидным это становится при анализе данных, начиная с осени 1993 года: принятая тогда новая Конституция РФ сформировала определенные процедурные рамки принятия экономико-политических решений, что сделало процесс трансформации российской экономики если не более эффективным, то более предстказуемым. То есть цикличным.
Анализ конкретных циклов 1993-1996 годов позволяет пояснить и аргументировать сказанное более обстоятельно.
Осень 1993 года. На протяжении
предшествующих нескольких месяцев
министру финансов Б.Федорову удалось
провести ряд организационно-
Возвращение в Правительство в сентябре Е.Гайдара знаменовало начало новой попытки осуществления макроэкономической стабилизации как базы для будущего экономического роста. Проведение сдержанной денежной политики создало понятные трудности для значительной части предприятий - тех из них, которые не смогли приспособиться к условиям рынкочной конкуренции (спросовых ограничителей).
Это была странная политика в условиях начатой в октябре предвыборной кампании, плохо сочетавшаяся как с известным опытом десятков стран мира, так и с теоретическими построениями современной политической экономии. Подобное развитие событий может быть объяснено, на наш взгляд, примерно следующим набором аргументов.
Во-первых, инфляция
приблизилась в августе к опасному
уровню в 30 процентов в месяц, что
явно грозило срывом страны в гиперинфляцию
и требовало от ответственных
политиков-экономистов
Во-вторых, и Президент,
и экономисты-реформаторы
В-третьих, сохранялись
психологические установки
1994 год. Реакция
Б.Ельцина и В.Черномырдина на
итоги выборов 1993 года была
более чем болезненной.
Первый вариант, на
котором настаивал тогда Е.
Как известно, выбран
был второй путь. В течение 1994 года
происходило ускорение темпов роста
денежной массы, причем особенно быстро
эти процессы пошли в летние месяцы.
Это попытались вновь объяснить
сезонностью российской экономики,
хотя уже тогда было ясно, что
сезонность здесь является феноменом
политическим. Действительно, основные
бюджетные обещания были буквально
"выбиты" у Правительства в
ходе дебатов по проекту государственного
бюджета на 1994 год, проходивших в
Государственной Думе в мае-июне
(то есть с сильным запаздыванием).
Иными словами, политическая уязвимость
Правительства перед лицом
Резкое обострение
кризиса осенью 1994 года толкнуло исполнительную
власть на возвращение к жесткой
стабилизационной политике 1995 года, которая
была нами подробно рассмотрена уже
в первом разделе. Здесь важно
лишь вновь подчеркнуть