Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 15:42, лекция
Достаточно очевидным феноменом пореформенной России является наличие тесной взаимосвязи и взаимного влияния экономических и политических процессов. И это совершенно естественно, поскольку системная общественная трансформация вырывает развитие системы из обычно, эволюционной логики принятия решений, “включая” дополнительные механизмы и факторы, которые оказывают сильное влияние на экономическую жизнь.
Подведем промежуточные итоги.
Разумеется, имеющегося
опыта пока еще недостаточно, чтобы
предложить концептуально четкую модель
экономико-политического
Обращают на себя внимание два важных момента.
Во-первых, экономико-политические циклы 1993-1996 годов не связаны непосредственно со сменами находящихся у власти политических партий. Результаты выборов оказывают косвенное, хотя и совершенно явное воздействие на экономико-политические колебания.
Во-вторых, избиратели не имели пока достаточного практического опыта оценки деятельности партий тех или иных партий в случае прихода их к власти. Осмысление альтернатив экономической политики к началу 1996 года ограничивалось весьма абстрактными представлениями о выборе между продолжением болезненных реформ и возвращением к позднесоветской устойчивости, прочно ассоциируемой с благополучием. Реальные границы возможного и существующие альтернативы не стали элементом не только массового сознания, но остаются туманными даже для значительной части политической и экономической элиты страны.
Иными словами, в
России еще не сложилось устойчивых,
существующих на уровне массового сознания
ожиданий тех или иных результатов
экономической политики от той или
иной партии. То есть российский избирательный
процесс является уникальным феноменом
для экономико-политического
На основании двух отмеченных нами особенностей можно сделать осторожное предположение о применимости для анализа современной российской ситуации модели "экономико-политического цикла", разработанного У.Нордхаузом и дополненного затем А.Цукерманом, Т.Персоном, Г.Табеллини. В их модели утверждается, что практически любое правительство в непосредственно предшествующий выборам период склонно проводить политику стимулирования роста и социальных выплат, тогда как послевыборный период всегда отличает повышенная макроэкономическая жесткость. То есть речь идет о чередовании двух вариантов политики - антиинфляционной и социальной (нацеленной на борьбу с безработицей) при предположении, что действует "кривая Филипса", а избиратель имеет минимальный электоральный опыт и склонен принимать действия властей как данность, практически не прогнозируя естественные последствия той или иной политики.
Краткосрочность опыта
рыночной демократии и цикличность
экономико-политического курса
Нетрудно убедиться,
что политико-экономический
В общем виде здесь
можно предположить, что "перевернутый"
характер политико-экономического цикла
возникает как результат
Во-первых, наличие
влиятельных групп интересов (прежде
всего хозяйствующих субъектов)
Во-вторых, слабость политических организаций, не способных формировать устойчивые правительственные коалиции, смягчающие колебания экономического курса при переходе власти от одной партии к другой.
В-третьих, как следствие первых двух моментов, возможность влиятельных групп интересов (и экономических агентов) оказывать непосредственное воздействие на формирующие экономическую политику институты, минуя политические организации, а нередко и представительные органы федеральной власти.
Наконец, в-четвертых,
неоднородный характер Правительства,
коалиционность которого состоит не в
поддержке его разными фракциями Государственной
Думы, а сосуществованием в нем сторонников
различных экономико-политических доктрин,
в результате чего внутри исполнительной
власти идет постоянная и не приводящая
к сколько-нибудь определенным результатом
борьба.
Весь этот набор
факторов, повышает неустойчивость функционирования
экономической системы и
2.3 Экономическая
политика популизма: анализ
Прежде всего подчеркнем, что понятие "популизм" отнюдь не относится к эмоциональным или морализаторским, но имеет достаточно строгий экономических смысл. На протяжении 80-90-х годов на эту тему было опубликовано немало работ, так что уже можно говорить о существовании специального раздела экономической теории - макроэкономики популизма. Большая часть исследований этих вопросов проводилась пока на материалах развития латиноамериканских государств 50-80-х годов.
Популизм, рассматриваемый
как экономическое явление, представляет
собой определенный тип политики,
при котором правительство
Существует два типа экономического популизма.
Классический (или
традиционный) популизм характерен для
авторитарных националистических режимов.
Для них достижение "экономического
чуда" было одновременно и доминантой
политической риторики, и условием
обеспечения политической стабильности
власти - своеобразным источником легитимации
военной или полувоенной
Другим вариантом является левый популизм С.Альенде в Чили (1971-1973) и сандинистов в Никарагуа (80-е годы). Ключевым пунктом программ этих правительств было решение острых социальных проблем, и прежде всего обеспечение быстрого роста занятости и повышения благосостояния основной массы населения. Здесь также велико было упование на "экономическое чудо", которое, власти склонны были объяснять тем, что левое правительство выражает интересы огромного большинства населения. Политической целью левых популистов, как и в первом случае, является удержание власти - демократическим путем (как в Чили) или военной силой (как в Никарагуа).
Оба типа популизма близки и по экономической логике, и по практическим результатам.
Логика правительства,
встающего на путь экономического популизма,
достаточно проста. Опираясь на политическую
мощь государства, власти намерены обеспечить
резкое повышение народного
В качестве исходной предпосылки принимается, что в первую очередь государство должно стимулировать спрос. Существует два пути решения этой задачи. С одной стороны, всемерно наращивать государственные расходы (инвестиции, закупки и пр.). С другой стороны, при помощи комплекса мер социальной политики добиваться быстрого роста реальных доходов и на этой основе потребительского спроса. Если первое характерно для популизма вообще, то второе - отличительная черта именно левой модели.
Обязательным элементом политики популизма является всемерная поддержка национальной промышленности (или проведение ускоренной индустриализации, модернизации и т.п.). Обычно этот курс проводился под лозунгом "развития импортозамещающих отраслей", то есть тех отраслей промышленности, которые позволяют избавиться от импорта важнейших средств производства, ориентированы на выпуск продукции глубокой переработки и ослабляют зависиость национальной экономики от колебаний мирового рынка.
Для этого предлагалось опираться на комплекс мер экономического и административного характера, среди которых можно выделить следующие. Во-первых, протекционистская внешнеэкономическая политика, ограничивающая доступ иностранных товаров на внутренний рынок. Во-вторых, уже упоминавшаяся активная инвестиционная деятельность государства, напрямую поддерживающего развитие тех или иных отраслей (это особенно характерно для левых правительств). В-третьих, перераспределение ресурсов из экспортно ориентированных секторов экономики в "импортозамещающие" отрасли. Последнее имеет особое значение для популистского курса, отличая его от обычного протекционизма.
Наконец, важными
элементами политики любого популистского
правительства являются сильная
роль государства в ценообразовании,
особенно на сырьевые ресурсы и продовольствие
(стремление к занижению этих цен
на внутреннем рынке), установление государственного
контроля над важнейшими отраслями
промышленности и в банковской сфере,
стремление к установлению возможно
более низкого процента за банковский
кредит (в целях поддержание
Популистский экономический курс возникает не на пустом месте. Он становится реальностью при наличии ряда экономических, политических и социальных предпосылок, которые являются общими для самых различных стран. В предыдущем разделе мы уже подошли к их характеристике. Рассмотрим теперь этот вопрос более подробно.
Во-первых, речь должна идти об особенностях экономической структуры, отличающейся разрывом между экспортно ориентированными отраслями и отраслями потенциального импортозамещения. Причем важно не просто наличие этих двух групп отраслей, но и отсутствие механизма экономического взаимодействия между ними (отсутствие перелива капитала от одного сектора к другому, противоположность интересов при принятии экономико-политических решений). Можно даже говорить об отсутствии "экономического консенсуса" между ведущими секторами национального хозяйства, когда улучшение положение в одном из них может прямо или косвенно вызывать ухудшение ситуации в другом.
Практически все
страны, вступавшие в полосу "экономики
популизма", характеризовались подобной
биполярностью своей
Противостояние экспортных
отраслей другим секторам, отсутствие
естественных (экономических) взаимосвязей
между ними порождало политическую
и социальную напряженность. Не только
рабочие, но и предприниматели "городской"
промышленности противопоставляли
себя отсталому аграрному сектору
или принадлежавшим иностранцам
рудникам. Владельцы ориентированных
на экспорт предприятий