Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:59, реферат
Принимать решения можно либо на основе объективных данных (в том числе с помощью оптимизационных методов и вероятностно-статистических моделей), либо на основе мнений специалистов (экспертов). В задачах стратегического и оперативного управления, технико-экономического анализа, обеспечения экологической безопасности, управления природопользованием и охраны окружающей природной среды и т.п. постоянно используются разнообразные методы экспертных оценок. О них рассказывается в настоящей главе.
Как отмечалось, выводы экологической экспертной комиссии могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд. Так, например, государственная экологическая экспертиза Кемеровского областного комитета экологии выдала экспертное заключение о согласовании перекладки коксовой батареи №3 Кузнецкого металлургического комбината при выполнении некоторых условий, зафиксированных в протоколе соответствующего технического совещания [7]. Кемеровский областной центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора также согласовал этот проект при соблюдении аналогичных условий. Между тем, происходящее на этом комбинате затрагивает интересы многих жителей Новокузнецка, так как при производстве кокса в окружающую среду поступает значительное количество химических соединении, вредных для здоровья населения, в частности, вызывающих онкологические и другие заболевания. В данном случае обжалование положительного заключения государственной экологической экспертизы осуществлялось с позиции закона. А именно, не выполнено требование Закона РФ "Об охране окружающей среды" о научной обоснованности и законности выводов экспертизы. Не обеспечены независимость и вневедомственность в организации и проведении экспертизы. Отсутствует широкая гласность и недостаточно участии общественности. Нарушено требование Закона о недопустимости согласования проектной документации при наличии каких-либо невьшолненных условий.
Законные требования были предъявлены в интересах государства и граждан в суд путем иска. В иске говорилось о признании незаконными выводов государственной экологической экспертизы Кемеровского областного комитета экологии по проекту перекладки коксовой батареи Кузнецкого металлургического комбината. Иск был удовлетворен.
О процедуре государственной экологической экспертизы. Целесообразно остановиться на процедурных правилах экологической экспертизы. Приведем некоторые правовые нормы, показывающие, кто за что должен отвечать
Правительство
Российской Федерации осуществляет
меры по обеспечению законов, а также
прав граждан и юридических лиц
в области экологической
Федеральный специально
уполномоченный государственный орган
в области экологической
Территориальные экологические органы обязаны своевременно информировать органы прокуратуры о нарушении законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, готовить и направлять другим правоохранительным органам соответствующие материалы по вопросам привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении нарушений законодательства РФ об экологической экспертизе.
Ближе всех к
населению находятся органы местного
самоуправления, которые могут делегировать
своих экспертов в качестве наблюдателей
на заседаниях экспертных комиссий государственной
экологической экспертизы. Причем не только
по объектам, расположенным на своей территории,
но и в случаях возможного воздействия
на окружающую среду хозяйственной и иной
деятельности, намечаемой другой административно-
Для того чтобы
быть в состоянии реализовать
эти полномочия, органы местного самоуправления
вправе получать от соответствующих
государственных органов
В обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе, входит передача государственным органам экспертизы и общественным объединениям, организующим проведение экспертизы, необходимых материалов, сведений, расчетов, дополнительных разработок относительно объекта экспертизы. Кроме того, они должны оплатить проведение государственной экологической экспертизы и осуществлять намеченную деятельности исключительно в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В Законе РФ "Об экологической экспертизе" постоянно упоминаются специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы. Федеральный специально уполномоченный государственный орган в области экологической экспертизы и его территориальные органы имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы. Они осуществляют эту функцию через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения государственной экологической экспертизы (ст. 13 Закона РФ "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.).
Не следует
смешивать государственную и
общественную экологическую экспертизы
с иными смежными мероприятиями,
не обладающими описанными правовыми
статусами: экологическими исследованиями,
научными оценками и т.п., имеющими нередко
те же цели, но не обеспечиваемыми
Чем обеспечиваются гарантии качества проведения государственной экологической экспертизы? В представляемую на экспертизу документацию, подготовленную заказчиком и разработчиком проекта или документа, должны быть включены материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности. Требуется также положительные заключения и документы согласовании органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления. Кроме того, необходимы и материалы обсуждений объектов с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.
Эксперт государственной экологической экспертизы обязан участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экспертизы заключения общественной экспертизы, а также поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам рассматриваемой деятельности. Он имеет право заявлять о необходимости представления заказчиком на экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов, формулировать свое особое мнение по объекту экологической экспертизы.
Заключение государственной
экологической экспертизы - это документ,
содержащий обоснованные выводы о допустимости
воздействия на окружающую среду
хозяйственной или иной деятельности
и о возможности реализации объекта
экспертизы. Он должен быть одобрен
квалифицированным большинством списочного
состава экспертной комиссии (более
двух третей экспертов от списочного
состава). Утверждение заключения экспертной
комиссии специально уполномоченным государственным
органом в области
Рассмотрим некоторые правовые гарантии обеспечения требований к экологической экспертизе, способствующие защите экологических прав граждан.
Законом Российской Федерации "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. предусматривается обязанность государства гарантировать экологическим и иным общественным организациям (объединениям), выполняющим экологические функции, а также отдельным гражданам возможность реализации предоставленных им прав в области охраны окружающей среды. Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным организациям (объединениям) и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений, связанных с организацией правоохранительной деятельности.
Должностные лица
и граждане, препятствующие выполнению
общественными организациями (объединениями)
и гражданами их экологических прав
и обязанностей, вытекающих из Конституции
Российской Федерации и законов
РФ, относящихся к экологическому
праву, привлекаются к ответственности.
В частности, согласно Закону РФ "Об
охране окружающей среды" от 10 января
2002 г. должностные лица и граждане,
предприятия, учреждения, организации,
виновные в невыполнении обязанностей
по проведению государственной экологической
экспертизы и требований, содержащихся
в заключениях экологической
экспертизы, подлежат наказанию. Ответственность
наступает также при
Законом Российской Федерации "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. предусматривается большое количество норм, обеспечивающих организацию и проведение экологической экспертизы, защиту прав граждан. Значительное внимание уделяется ответственности за нарушение законодательства как одному из средств гарантий качества экологической экспертизы с целью обеспечения надлежащей окружающей среды.
Экологическое
право постепенно развивается, виды
экологических правонарушений конкретизируются,
санкции к виновным ужесточаются.
Так, правонарушениями со стороны заказчика
и других заинтересованных лиц со
дня опубликования Закона РФ "Об
экологической экспертизе" считаются
фальсификация материалов, сведений
и данных, представляемых на экологическую
экспертизу, а также сведений о
результатах ее проведения. Правонарушением
является принуждение эксперта к
подготовке заведомо ложного заключения;
создание препятствий организации
и проведению экологической экспертизы.
Недопустимо уклонение от представления
государственным органам
Нарушениями со
стороны руководителей
Руководители и члены экспертной комиссии несут ответственность за фальсификацию выводов заключения экологической экспертизы, за сокрытие от органов государственной экологической экспертизы или от общественного объединения, организующих проведение экологической экспертизы, сведений, отражающих заинтересованность в результатах экспертизы. Так, экспертом не может быть представитель заказчика или разработчика, гражданин, состоящий в трудовых или договорных отношениях с ними, представитель юридического лица, состоящего с заказчиком или разработчиком объекта экологической экспертизы в договорных отношениях.
Конкретные методы
сбора и анализа экспертных оценок
на рассматриваются в