Эволюция менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 11:13, доклад

Описание

Эволюция менеджмента - процесс его изменения, исторического развития и оформления в систематизированную научную дисциплину.
В книге Клода Ст. Джорджа-младшего «История управленческой мысли» (The History of Management Thought) в главе под названием «Управленческий континуум» приводится описание развития менеджмента с 5000 г. до н.э., когда шумеры изобрели клинопись, тем самым открыв возможность регистрации событий, вплоть до 50-х годов нашего века, когда психология и наука о поведении человека заняли в управлении особое место.

Работа состоит из  1 файл

Эволюция менеджмента.doc

— 325.50 Кб (Скачать документ)

    • ясно представлять цели и задачи бизнеса;

    • определять внешнюю политику, которой следует придерживаться вне зависимости от оперативной обстановки или результатов;

    • формулировать задачи менеджмента понятным для людей образом;

    • комплектовать административный штат людьми, достаточно компетентными для успешного решения поставленных перед ними задач;

    • обеспечить административную группу стандартами, с помощью которых можно точно проверять исполнение заданий;

  • изучать оперативные результаты и устанавливать направления из достижения;
  • регулировать темпы замещения членов административной группы сообразно с установленными в организации правилами;

    • принимать во внимание фактор возраста применительно к продуктивным возможностям администраторов;

    • устанавливать оптимальный размер организации на уровне, который обеспечивал бы наиболее благоприятные результаты.

    Заметное  влияние на формирование концепции  менеджмента оказал английский ученый Оливер Шелдон (1894-1951). В книге «Философия управления» (1923) он подчеркивал главным образом этическую сторону менеджмента, присущую ему функцию ответственности: «Промышленность - это отнюдь не масса машин и технических процессов; это совокупность людей. Она не сумма вещей, но сумма человечности». Согласно Шелдону, следует разрабатывать философию менеджмента, т.е. систему научно разработанных и повсеместно принятых принципов, чтобы оперировать ими в повседневной жизни». Каждый менеджер должен воспринять три принципа философии менеджмента:

    • «политика, условия и методы промышленности должны способствовать общественному благосостоянию»;

    • «менеджмент призван стремиться приспособить высшие моральные обязательства сообщества относительно социальной справедливости применительно к конкретным случаям»;

    • «менеджмент должен проявлять инициативу в возвышении этих этических стандартов и концепции социальной справедливости».

    В ходе применения этих принципов менеджер анализирует как аспект технологической  эффективности, так и аспект социальной эффективности, что достигается с помощью научных методов исследования труда и развитием человеческих возможностей.

    В обобщенном виде философия менеджмента  О. Шелдона сводится к следующим  положениям:

  1. промышленность существует в целях производства товаров и услуг, необходимых для благоденствия сообщества;
  2. промышленный менеджмент должен руководствоваться принципом, обосновывающим предоставление услуг коллективу;
 
    
  1. менеджмент  как часть индустрии отделен  от капитала и подразделяется на три части: администрацию, собственно менеджмент и организацию;
  2. до тех пор, пока индустрия основывается на экономическом фундаменте, менеджмент должен достигать целей сообщества через развитие эффективности как человеческого, так и материального компонентов фабрики;
 
    
  1. эта эффективность  развивается благодаря использованию науки в управлении и развитии человеческих ресурсов промышленности;
  2. эффективность зависит от структуры организации, основанной на детальном анализе как работ, подлежащих выполнению, так и сопутствующих средств;

    7. использование научных методов в менеджменте предполагает:

  • употребление исследований и измерений во всех начинаниях, которые менеджмент предпринимает или контролирует;
  • подготовку и практическое использование каждого повременного отрезка работы;

    • определение трудовых затрат для обоснования и точного определения желаемых результатов;

    • институционализацию этих стандартов для обеспечения наиболее экономичных методов производства и менеджмента;

    8. политика ответственности менеджмента требует внимания к человеческому компоненту производства; что касается отношения к рабочему как к индивиду, следует придерживаться следующих правил:

  • рабочие принимают участие в решениях вопросов, касающихся условий труда;
  • рабочему обеспечивается уровень жизни, приемлемый для цивилизованного общества;
  • ему дается больше свободного времени для саморазвития;

    • он должен быть огражден от безработицы и обладать уровнем благосостояния, сопоставимым с его трудовым вкладом;

    • в отношениях между трудом и капиталом должен быть утвержден строгий дух справедливости.

    Французский администратор и предприниматель  Анри Файоль (1841-1925), по оценке современных  специалистов в области менеджмента, был наиболее выдающейся фигурой, которую  Европа дала менеджменту вплоть до середины ушедшего столетия. На протяжении тридцати лет (1888-1918) он был главным управляющим французского горнодобывающего и металлургического концерна «Комамбо», который принял на грани краха; когда же А. Файоль вышел в отставку, это было одно из крупнейших и процветающих предприятий Франции. В 1916 г. был опубликован его главный труд - «Общее промышленное управление». Следует отметить, что в то время как методы Ф. Тейлора штудировались европейскими управляющими, американские пионеры фактически игнорировали теорию А. Файоля и вплоть до 1949 г., когда появился первый перевод книги «Общее промышленное управление» на английский язык, - рассматривали научный менеджмент как чисто американское изобретение. Именно А. Файоль был первым исследователем, классифицировавшим изучение менеджмента по его функциональным признакам, таким как планирование, организация, распоряжение, координация и контроль.

    В своем труде А. Файоль сформулировал  четырнадцать принципов управления:

    разделение  труда - реализация этого принципа позволяет уменьшить число объектов, к которым прикованы внимание и усилия каждого участника управленческого процесса; он применим к любому труду, охватывающему значительное количество людей, требующего применения разнообразных способностей;

    власть  и ответственность  - они взаимосвязаны: власть - это право отдавать приказы и сила, требующая повиновения; она бывает официальной (должностной) или личной (идущей от индивидуальных качеств). Но нет власти без ответственности. Ответственность - род мужества, и ее боятся настолько, насколько ищут власти. Страх ответственности парализует инициативу;

    дисциплина  - это, прежде всего, повиновение. Цель благосостояния организации не позволяет отрицать возможность применения санкций к нарушителям дисциплины;

    единство  распоряжения - для любого рода деятельности работник должен получать приказы только от одного вышестоящего лица;

    единоначалие  - единая глава и единый план работ, преследующих единую цель. Двуглавое тело как в животном, так и в социальном мире есть монстр;

    подчиненность индивидуальных интересов  общим. Интересы одного человека или группы работников не должны превалировать над интересами всей организации;

    вознаграждение  персонала - это цена оказываемых услуг. Она должна быть честной и приносить удовлетворение как работнику, так и предпринимателю;

    централизация - в любом организме должен быть мозг, иначе говоря, управляющий центр. Проблема централизации или децентрализации - это попросту вопрос между ними;

    скалярная цепь - это цепь подчинения от верхних эшелонов иерархии вплоть до ее низших звеньев. Власть прокладывает себе путь через каждое звено данной цепи;

    порядок - названный принцип говорит о том, что должно быть рабочее место для каждого работника и каждый работник должен быть на своем рабочем месте;

    справедливость  - глава организации должен стремиться вселить дух справедливости на все уровни скалярной цепи; лишь в этом случае персонал будет поощрен к выполнению своих обязанностей со всей отдачей и преданностью;

    стабильность  пребывания персонала  в должности - указанны й принцип гласит, что работнику требуется определенное, время для овладения приемами работ на должном профессиональном уровне;

    инициатива  - продумать план действий и приложить силы к его успешному выполнению - не в этом ли источник глубокого удовлетворения для интеллигентного человека?

    корпоративный дух (esprit de corps). Гармония между членами персонала составляет огромную силу организации.

    Для А. Файоля источник эффективности системы  управления заключался в собственно управленческих процедурах, главным  субъектом применения которых была администрация, а основным методом достижения - установление и применение правильных принципов. Оглядываясь на свой жизненный путь, он пришел к заключению, что личность администратора весьма существенна для процветания организации. Исходя из этого, А. Файоль составил перечень качеств, которыми должны, по его мнению, обладать менеджеры:

  • здоровье и физическая бодрость;
  • ум и интеллектуальные способности;
  • моральные качества, такие как настойчивость, энергия, мужественность в принятии решения и ответственность, чувство долга и т.д.;
  • хорошее общее образование;
  • управленческие способности: предвидение, умение разработать план действий, организационные навыки, искусство общения с людьми, способность объединять и направлять усилия многих людей и умение их контролировать;
  • общая осведомленность во всех существенных функциях предприятия;
  • подлинная компетентность в той специфической деятельности, которая характеризует концерн.

    Итак, главная задача научного менеджмента  и административной школы состоит  в развитии эффективности - индивидуальной, в массе рабочих, в управленческом штате - и во взаимо отношениях межд у ними, а также в той эффективности, которая представлена методами производства и материальными условиями предприятия, достигаемой менеджментом при помощи следующих средств:

  1. всесторонней обработкой любой сферы производства научными методами анализа и универсальным применением научного знания в целях определения стандартов исполнительской и управленческой практики, с постепенным формированием и последующим самоопределением науки менеджмента как отличной от прочих прикладных наук;
  2. путем развития задатков у всех, занятых в промышленности, во взаимном сотрудничестве на основе принятия общих целей, а также стремлением к такой политике, которая задействует человеческий фактор в производстве, исходящим из социальной ответственности бизнеса.

    Сегодня система научного менеджмента и  административная школа подвергаются критике за присущий им механистический  взгляд на человека в промышленности. По мнению ряда социологов, тейлоризм  превращается в своего рода «социальную физику», сводящую собственно социальный аспект человеческой деятельности к физическим законам и детерминантам. Все человеческое отчуждается от работника благодаря изучению движений в процессе труда и их рационализации, через установление унифицированного времени, необходимого для выполнения трудовых операций и так далее. Такой механический подход делает рабочих пассивными и изгоняет мысль с рабочих мест.

    С чисто экономической точки зрения, научный менеджмент был продуктом  своей среды и своего времени в том смысле, что возник из настоятельной потребности промышленности в увеличении эффективности. На этом этапе первостепенную важность для индустриального общества приобрело не максимальное привлечение ресурсов, а, скорее, рациональность их использования.

    В лице Ф. Тейлора и предложенной им системы управления мы встречаем  первое систематическое и последовательное применение научных методов управления к деятел ьности инд устриальных  организаций. В целом система  Ф. Тейлора отвечала потребностям экстенсивного этапа в развитии производства и потому неизбежно была механистична, особенно в части соотношения производственной и социальной сторон предприятия. Слабым местом тейлоризма был и упор на преимущественно индивидуальную эффективность работников в ущерб коллективной природе производительности индустриального труда. Вместе с тем, заметная роль отводилась взаимоотношениям рабочих с администрацией, хотя первые все еще и трактовались как простой инструмент в руках управляющих. Но разделение труда между работниками и администрацией уже не было произвольным, а отвечало разумной целесообразности повышения эффективности производства.

Информация о работе Эволюция менеджмента