Качество продукции и защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 11:50, курсовая работа

Описание

Объектом данного исследования является – основы обеспечения качества продукции и защиты прав потребителей.

Предмет – качество продукции и права потребителей.

Цель курсовой работы – определить понятие качества продукции и изучить Закона РФ «О защите прав потребителя» и другие источники российского законодательства о защите прав потребителей.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты качества продукции 5
1.1 Понятие качества 5
1.2 Международные стандарты качества 7
1.3 Сертификация продукции 9
2. Защита прав потребителей 11
2.1 Права потребителей на получение объективной информации о товаре (работе, услуге) и ответственность другой стороны договора за их нарушение 11
2.2 Права потребителей на безопасность товара (работы, услуги) и ответственность другой стороны договора за нарушение этих прав 12
2.3 Права потребителей в случае продажи им товаров ненадлежащего качества 15
Заключение 23
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

5018 Основы обеспечения качеством.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

     Обязательная  сертификация продукции имеет место гораздо чаще, нежели добровольная. Основная масса товаров, проходящих процедуру сертификации — это товары, ввезенные из-за рубежа. Когда перевозчик или хозяин товара грамотно готовится к доставке товара и к его растаможиванию, то перед тем, как товар окажется на границе, в орган сертификации подается заявка на сертифицирование товара, после чего орган сертификации определяется со схемой проведения сертификации, если надо берет образцы на исследование. Если товар отвечает установленным нормам и требованиям, то орган сертификации выдает сертификат. Данный подход к сертификации продукции является единственно правильным, но, к сожалению, встречается очень редко. В жизни случается примерно так. Машина с товаром уже стоит на таможне. Каждый день простоя машины это неучтенные расходы, к тому же со дня на день на таможне намечается проверка. И в этом случае хозяин товара ищет орган по сертификации, который в состоянии очень быстро принять решение по вопросу выдачи сертификата. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Защита прав потребителей

     2.1 Права потребителей на получение объективной информации о товаре (работе, услуге) и ответственность другой стороны договора за их нарушение

     Потребитель вправе потребовать от продавца (изготовителя,  исполнителя) предоставления необходимой  и  достоверной  информации  о  его предприятии, реализуемых им товарах (работах,  услугах) и о режиме его работы. Если в подобной информации потребителю отказано или она  доводится не в полной форме, то он имеет право добиться получения ее с помощью статьи 8 Закон РФ «О защите прав потребителей».

     Указания  в настоящей статьи  информация в наглядной  и доступной форме доводится до сведения  потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказание услуг) способами, принятыми в отдельных  сферах обслуживания  потребителей, на русском языке, а по усмотрению  изготовителя на государственных языках  субъектов Российской Федерации и родных языках народов РФ.

     В случае  если предоставление недостоверной или недостаточно полной информации о товаре (работе, услуге), а также изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло приобретение товара (работы,  услуги) не обладающего необходимыми потребителю свойствами, потребитель  вправе расторгнуть договор и потребовать возмещение причиненных ему убытков; невозможность использования приобретенного товара (работы, услуги) по назначению, потребитель вправе  потребовать предоставления  в разумно короткий срок надлежащей информации.  Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков. При этом потребитель обязан возвратить товар изготовителю.

     В случае причинения вреда жизни,  здоровью и имуществу  потребителя он вправе предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю) требования предусмотренные статьей 14 настоящего Закона,  а также потребовать возмещения убытков, причиненных природным объектом, находящимся во владении потребителя на праве собственности,  либо по иным основаниям,  предусмотренным законом или договором.

     При рассмотрении  требований  потребителя  о  возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информации о товаре, необходимо исходить  из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках. 

     2.2 Права потребителей на безопасность товара (работы, услуги) и ответственность другой стороны договора за нарушение этих прав

     Введенные в действие на территории РФ законы “О техническом регулировании”, “О защите прав потребителей” ужесточают требования к качеству и безопасности производимых (подаваемых) изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров или оказываемых ими услуг.

     Указанные законы предусматривают обязательную сертификацию товаров (работ, услуг), потенциально опасных для здоровья, жизни и имущества граждан, в том числе при их импорте в РФ.

     Закон “О защите прав потребителей” устанавливает что потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причиняли вреда его имущества. В целях обеспечения упомянутого права в стандартах устанавливаются обязательные требования которые должны это обеспечивать1.

     Безопасность  должна обеспечиваться при разработке и изготовлении товаров, путем обеспечения возможности его ремонта и технического обслуживания. Ответственность за определение необходимости и разработку специальных правил несет изготовитель (исполнитель). это обстоятельство важно, поскольку распределение обязанностей между государственными органами, исполнителями (изготовителями) и продавцом может иметь существенное значение при определении ответственного за причиненный вред лица в том случае, если специальные правила не были разработаны, утверждены, доведены до потребителя либо оказались недостаточными или не были утверждены требования к продукции по ее безопасности.

     Закон требует не только довести до сведения потребителя специальные правила  использования, транспортировки, хранения и утилизации товаров результатов работ), но и предупредить его о продолжительности срока службы (годности) изделия (то есть о его потенциальной опасности после истечения указанного срока), необходимые действия по его истечении и возможных последствиях в случае не выполнения этих действий. Предупреждение должно быль сделано продавцом (исполнителем) в порядке, установленном Законом для предоставления потребителю информации о продукции. В случае, если изготовитель (исполнитель) не обеспечит безопасность товаров (работ, услуг) в течение установленных сроков, он обязан возместить потребителю убытки в соответствии со статьей 12 Закона.

     Каждый  из органов, контролирующих безопасность товаров, реализует предоставленные  ему полномочия в закрепленной области  или по определенной группе товаров (работ, услуг) в соответствии со своей компетенцией, установленные законодательством.

     Длительное  время существовала практика, когда  все требования по безопасности, утвержденные специальными контролирующими органами, переносились в государственный стандарт на соответствующую продукцию (или на них делалась ссылка), который утверждался Госстандартом. Определенный шаг в этом направлении сделан Положением о Госстандарте России, утвержденным постановлением правительства России от 25.12.95г. Этим документом установлено, что разграничение полномочий по отдельным видам деятельности в области стандартизации, метрологии и сертификации межу Госстандартом России и другими центральными органами федерально-исполнительной власти регулируются положениями об этих органах и соглашениями между ними и Госстандартом России.

     Закон “О защите прав потребителей” не ограничивается установлением порядка и формы  правового регулирования требований к безопасности товаров (работ, услуг). Одновременно устанавливается порядок проверки соответствия изготовленной продукции упомянутым требованиям, а также меры, направленные на предотвращение поступления опасной продукции к потребителю. Для указанной цели предусматривается введение обязательной сертификации продукции на соответствие требованиям безопасности.

     На  сертифицированные товары в установленном  порядке выдается сертификат. Номенклатуру товаров (работ, услуг) подлежащих обязательной сертификации, согласно Закону определяет Госстандарт России.

     Продукция прошедшая сертификацию и выпускаемая  предприятиями может оказаться  фактически не соответствующей установленным  требованиям безопасности. На этот случай Закон предусматривает: если установлено, что при использовании, транспортировке или хранении товаров (результатов работ) с соблюдением установленных правил они причиняют или могут причинить вред – принять меры по изъятию их из оборота, приостановить их производство.

     Закон недостаточно четко дифференцирует обязанности изготовителей (исполнителя) и продавцов в случае выпуска продукции с нарушением требований к безопасности. Необходимые меры должны приниматься немедленно, независимо от того, кем установлены эти факты и обстоятельства. Производство продукции и ее реализация должны быть приостановлены до устранения причин, вызывающих вред, т. е. до устранения нарушений производственного происхождения или других недостатков.

     Законом установлено, что за нарушение требований по безопасности товаров (работ, услуг) предусмотренных п.5 ст.5, а также за необоснованную выдачу сертификата ответственность определяется п.2 ст.41 Закона (до 3-х должностных окладов на руководителей и органов сертификации).

     Изготовитель  обязан:

     - обеспечить изготовление продукции в соответствии с установленными требованиями к ее качеству;

     - представить продукцию на сертификацию;

     - разработать специальные правила использования продукции;

     - установить срок службы (годности) продукции;

     - обеспечить разработку и доведение до потребителя необходимой информации;

     - в установленных случаях приостановить производство и реализацию продукции либо снять ее с производства, принять меры по изъятию из оборота и у потребителей опасной продукции;

     - в установленных случаях возместить в полном объеме причиненный ущерб.

     Продавец  обязан:

     - обеспечить реализацию товаров, имеющих сертификат безопасности;

     - обеспечить доведение до потребителя необходимой информации;

     - в установленных случаях приостановить реализацию, принять меры по изъятию из оборота и у потребителей опасной продукции;

     - в установленных случаях возместить в полном объеме починенный ущерб.

     Итак, если изготовитель (исполнитель) не обеспечит  безопасность товаров (работ, услуг) в течение установленных сроков, он обязан возместить потребителю убытки в соответствие со ст.12 Закона. 

     2.3 Права потребителей в случае продажи им товаров ненадлежащего качества

     Статья 18, открывающая главу II Закона «О защите прав потербителей», претерпела серьезные изменения по сравнению с первоначальной редакцией. Кроме того, при применении главы II необходимо учитывать главу 30 ГК РФ, регулирующую договор купли-продажи, которая содержит, в частности, общие положения о купле-продаже2 и нормы о розничной купле-продаже3. В связи с этим важно отметить два обстоятельства: первое – положения параграфа 1 применяются к отдельным видам договора купли-продажи (розничной, поставке и др.), если иное не предусмотрено правилами ГК об этих видах договоров4. Таким образом, приоритет отдается специальным нормам; второе – к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними5. Таким образом, в принципе установлена следующая иерархия применения норм о розничной купле-продаже: специальные нормы ГК, общие положения о купле-продаже, законодательство о защите прав потребителей.

     Статья 18 определяет права потребителя  в случае продажи товара ненадлежащего качества (в первой редакции – с недостатками). В тексте Закона эти понятия применяются как равнозначные. Потребитель вправе предъявить любое из перечисленных требований по своему усмотрению при обнаружении в товаре недостатка. Из этого правила сделаны три исключения, два из которых связаны с характером товара, а одно со спецификой продавца.

     Гарантийный ремонт не должен рассматриваться как самостоятельная услуга, а является способом восстановления права потребителя на получение доброкачественного товара. Поэтому к указанным отношениям должны применяться нормы гл.II, а не гл.III Закона.

     Право требовать возмещения своих расходов на устранение недостатков товара возникает у потребителя в случае, если продавец, изготовитель отказались произвести ремонт, независимо от причины отказа, либо не произвели его в установленный законом срок.

     При предъявлении упомянутых требований факт устранения недостатков, а также сумма расходов должны быть доказаны потребителем (желательно документально). Во внимание будут приниматься только необходимые и соразмерные затраты на саму работу, приобретение запчастей, деталей, перевозку товара в соответствующих случаях и т.д.

     Требование  о соразмерном уменьшении покупной цены может быть заявлено, если недостаток товара не препятствует его использованию по назначению, однако ограничивает полноценное использование, предусмотренное условиями договора. Одновременное предъявление требований об уценке и ремонте является необоснованным. Размер уценки определяется соглашением сторон, а если соглашение не достигнуть, потребитель вправе обратиться в суд или предъявить другое требование.

     Для предъявления требования о расторжении договора необходимо установить наличие недостатка, а если предметом договора купли-продажи был технически сложный товар, необходимо обнаружение существенного недостатка. Установление недостатка или существенного недостатка в проданном товаре является существенным нарушением договора.

     Согласно  ст. 503 ГК, возврат товара с недостатками осуществляется потребителем за счет продавца. При этом продавец не вправе производить удержания из возвращаемой покупателю суммы, связанные с пользованием товаром, потерей им товарного вида и т.п.

     Право требовать полного возмещения убытков  потребитель имеет независимо от содержания предъявленного им требования. Основанием для возмещения убытков является их причинение вследствие продажи потребителю товара ненадлежащего качества.

Информация о работе Качество продукции и защита прав потребителей