Качество продукции и защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 11:50, курсовая работа

Описание

Объектом данного исследования является – основы обеспечения качества продукции и защиты прав потребителей.

Предмет – качество продукции и права потребителей.

Цель курсовой работы – определить понятие качества продукции и изучить Закона РФ «О защите прав потребителя» и другие источники российского законодательства о защите прав потребителей.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты качества продукции 5
1.1 Понятие качества 5
1.2 Международные стандарты качества 7
1.3 Сертификация продукции 9
2. Защита прав потребителей 11
2.1 Права потребителей на получение объективной информации о товаре (работе, услуге) и ответственность другой стороны договора за их нарушение 11
2.2 Права потребителей на безопасность товара (работы, услуги) и ответственность другой стороны договора за нарушение этих прав 12
2.3 Права потребителей в случае продажи им товаров ненадлежащего качества 15
Заключение 23
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

5018 Основы обеспечения качеством.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

     Третьи  лица могут выполнять следующие  функции продавцов или изготовителей, предусмотренные Законом в связи с продажей товара ненадлежащего качества:

     1. Принять товар у потребителя.

     2. Обеспечить представление соответствующих  необходимых доказательств, освобождающих от ответственности.

     3. Обеспечить доставку товара и  возврат его потребителю либо  возместить расходы последнего по доставке.

     4. Обеспечить проверку качества  товара.

     5. Обеспечить замену или ремонт  товара в соответствии с установленными правилами, включая предоставление на это время в пользование потребителя аналогичного товара.

     6. Выплатить последнему в соответствующих  случаях неустойку и убытки.

     В связи с этим продавцом и изготовителем  в заключаемых ими с третьими лицами договорах должны предусматриваться взаимные обязательства и ответственность за их невыполнение. Следует подчеркнуть, что ответственность третьих лиц перед потребителем ограничивается пределами тех функций, которые на них возложены договором с продавцом или изготовителем товара.

     Обязанности продавца, предусмотренные п. 1 ст. 18 Закона, по своему содержанию и юридической  природе носят различный характер. Безвозмездное устранение недостатков  товара означает безвозмездный для  потребителя ремонт купленного последним товара. Остальные обязанности продавца связаны с заменой товара либо с финансовыми обязательствами. В большинстве случаев на организацию, выполняющую функции продавца (третье лицо), возлагается лишь так называемый гарантийный ремонт товара. Обязанности третьего лица вытекают из обязанностей продавца, предусмотренных Законом, и ограничиваются теми обязательствами, которые предусмотрены договором между продавцом и третьим лицом.

     Правовая  природа такого (как и любого другого) договора определяется в зависимости от содержания включенных в него обязанностей сторон. Если предметом договора является только осуществление гарантийного ремонта товара, то третье лицо безусловно обязано:

     1. Принять у потребителя товар  с недостатками при наличии  у последнего товарного или кассового чека, технического паспорта или иного заменяющего его документа.

     2. В случае необходимости провести  проверку качества товара (по  требованию потребителя – с его участием).

     3. При установлении в товаре  недостатков определить причину  их возникновения. В случае, если, по мнению третьего лица, недостатки товара возникли после его передачи потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки товара, отказать в ремонте товара. Товар не подлежит также гарантийному ремонту, если его использование по назначению невозможно в связи с выходом из строя отдельных комплектующих деталей и расходных материалов, на которые, согласно соответствующим документам продавца, гарантийные обязательства не распространяются.

     4. Отказать в гарантийном ремонте,  если истек установленный гарантийный срок или другие сроки для обнаружения недостатков товара.

     5.При  отсутствии основания для отказа  в гарантийном ремонте обеспечить его выполнение в течение 20 дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатков и доставки товара.

     6.Обеспечить  документирование своих действий  и решений в соответствии с формами документов, предусмотренных договором с продавцом.

     Все остальные функции продавца, предусмотренные  Законом, в том числе доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг и возврат их потребителю, проведение экспертизы товара, выполнение финансовых обязательств, предоставление на время ремонта потребителю аналогичного товара, осуществляются третьим лицом, если это специально предусмотрено договором.

     Таким образом, функции третьего лица по гарантийному ремонту включают действия (деятельность), которые оставляют материальный результат (отремонтированное изделие), а также другие действия, которые такого результата не оставляют.

     Указанные в п.5 ст.18 документы необходимы для рассмотрения требований потребителя независимо от того, к кому они предъявлены. Это необходимо для установления даты продажи товара или его изготовления, наименования продавца и изготовителя, наличия и содержания гарантийных обязательств и т.п.

     Отсутствие  у потребителя товарного или  кассового чека, а также технического паспорта или иного заменяющего его документа не является само по себе основанием для отказа в рассмотрении его требования. Вопреки широко распространенному среди продавцов мнению эти документы не являются договором купли-продажи. Они лишь подтверждают факт его заключения, цену и другие обстоятельства.

     Договор розничной купли-продажи, в соответствии со ст.159 ГК, обычно заключается в устной форме, как сделка, исполняемая при ее совершении, независимо от ее суммы.

     Поэтому потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания и другие доказательства, подтверждающие факт совершения сделки и ее условия.

     Статья 456 ГК установлено, что продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю относящиеся к ней документы, предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором: технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.

     В случае необходимости провести проверку качества товара (наличие недостатка, его характер и т.п.) обязанное лицо организует эту проверку и проводит ее за свой счет. Расходы по проведению проверки качества товара не могут быть возложены на потребителя независимо от результатов проверки.

     Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара лично или через своего представителя, уполномоченного им в установленном порядке (доверенность). По его требованию он должен быть извещен о времени и месте проверки качества. В ходе проверки потребитель вправе делать свои замечания, предложения, ставить вопросы перед специалистом и требовать их отражения в документе (акте) о результатах проверки, а также подписать этот документ (с замечаниями или без них).

     Если  в ходе проверки качества или при принятии товара от потребителя стороны не придут к единому мнению о причинах возникновения недостатка в товаре, обязанное лицо должно провести экспертизу по этому вопросу за свой счет. Хотя Законом прямо не предусмотрено присутствие потребителя при проведении экспертизы, представляется, что он такое право имеет, а также право ставить перед экспертом вопросы, предлагать и отводить кандидатуру эксперта и т.п. Закон предоставляет потребителю право оспорить заключение экспертизы в судебном порядке.

     Закон устанавливает определенные дополнительные услуги, которые должны быть безвозмездно предоставлены потребителю в  связи с осуществлением его прав. Эти услуги должны предоставляться любым обязанным лицом, к которому потребитель обратился со своими требованиями.

     Одной из таких услуг является доставка товара.Независимо от просьбы покупателя доставка крупногабаритных товаров, а  также товаров весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляются силами продавца, изготовителя, предприятия, выполняющего их функции, и за их счет. Это означает, что обязанное лицо обеспечивает подготовку указанных товаров к транспортировке (включая упаковку), погрузку и разгрузку, собственно перевозку, независимо от характера предъявленного требования.

     Покупатель  вправе потребовать документально  оформить принятие товара к перевозке (накладная, квитанция и т.п.).

     Потребитель вправе предъявить установленные статьей 18 Закона «О защите прав потребителей» требования в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем в соответствии со статьей 5 Закона.

     В отношении товаров, на которые гарантийные  сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в течение шести месяцев со дня передачи их потребителю, а в отношении недвижимого имущества в течение не более чем двух лет со дня передачи его потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

     Гарантийный срок товара, а также срок его  службы исчисляются со дня продажи  товара потребителю. Если день продажи  товара установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

     Продолжительность срока годности товара должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара, установленным стандартами.

     Гарантийные сроки могут устанавливаться  на комплектующие изделия и составные  части основного товара. Гарантийные  сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.

     В случае выявления существенных недостатков  товара, допущенных по вине изготовителя, потребитель вправе предъявить изготовителю требование о безвозмездном устранении недостатков товара по истечении гарантийного срока, установленного на товар изготовителем, или по истечении сроков, указанных в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи. Указанное требование может быть предъявлено в течение установленного срока службы товара или в течение десяти лет со дня передачи товара, если срок службы товара не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня предъявления потребителем такого требования, потребитель вправе по своему выбору предъявить изготовителю иные требования, установленные пунктом 3 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей». 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность  удовлетворять определенные потребности  в соответствии с ее назначением. Качество может быть только относительным, оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность ее свойств с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или зарубежные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. Однако любой документ или эталон узаконивает определенную совокупность свойств лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, т.е. не устраивающей потребителя.

     Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг  в рыночной экономике отводится потребителю, а стандарты (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

     Защита  основных прав потребителей в нашей  стране обеспечивается Законом «О защите прав потребителей», деятельностью Госстандарта РФ, Госкомитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, организациями потребителей, Международной конфедерацией обществ потребителей.

     Законодательством потребителям предоставлено право при покупке товара знать его изготовителя, стандарт качества и перечень основных потребительских свойств, если речь идет о продуктах питания, то их состав, калорийность и содержание вредных для здоровья веществ и противопоказания к употреблению этих продуктов при определенных заболеваниях. Обязательной сертификации подлежат товары для детей, продукты питания, товары бытовой химии, парфюмерия, косметика, ядохимикаты, минеральные удобрения, продукция машиностроения и приборостроения бытового назначения. Требования обязательной сертификации распространяются на государственные и частные предприятия. Для защиты своих прав потребитель может обращаться в установленном законодательством порядке в суд. Кроме того, защиту прав потребителя осуществляют различные государственные органы в центре и на местах, в первую очередь. Госкомитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Госстандарт, Госкомитет санитарно-эпидемиологического надзора. При нарушениях прав потребителей они могут давать обязательные предписания о прекращении этих нарушений и за невыполнение таких предписаний налагать на изготовителей, продавцов и исполнителей штраф, снимать отдельные товары с производства и запрещать их реализацию. Большие права по защите интересов потребителей предоставляются общественным организациям потребителей. Так, в России образована Федерация обществ потребителей. Она призвана защищать права потребителей в правительстве, государственных и хозяйственных органах при принятии законов. Федерация всячески содействует насыщению рынка товарами народного потребления, проводит общественную независимую экспертизу товаров.

     В законе «О защите прав потребителей»  есть важная норма, согласно которой Правительство Российской Федерации не в праве поручать министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти принимать ведомственные акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. До недавнего времени такие акты, как правило, отражали, прежде всего, интересы производителей и продавцов, что привело к ущемлению прав потребителей. Закон «О защите прав потребителей» позволил прекратить такую практику.

Информация о работе Качество продукции и защита прав потребителей