Автор работы: Ирина Соловьева, 19 Августа 2010 в 17:18, контрольная работа
Главным элементом организации являются ее сотрудники. Они составляют основную статью капиталовложений с точки зрения затрат по их найму и обучению. Поддержание деятельности персонала также требует больших затрат. Производительность труда в организации, которая эффективно использует своих сотрудников, может превышать в десятки и более раз производительность труда в организации, не уделяющей внимание эффективности использования человеческих ресурсов.
1. Теоретическая часть
Содержание, цели, задачи кадровой политики
Направления и виды кадровой политики
Принципы разработки и элементы кадровой политики
2. Аналитическая часть
Организационно-правовая характеристика предприятия и его основные экономические показатели
Анализ действующей кадровой политики, проводимой администрацией
3. Практическая часть
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский
государственный экономический
университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Кадровая политика предприятия (фирмы)
Вариант
№ 1
Екатеринбург 2009
1. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Содержание и цели кадровой политики
Главным элементом организации являются ее сотрудники. Они составляют основную статью капиталовложений с точки зрения затрат по их найму и обучению. Поддержание деятельности персонала также требует больших затрат. Производительность труда в организации, которая эффективно использует своих сотрудников, может превышать в десятки и более раз производительность труда в организации, не уделяющей внимание эффективности использования человеческих ресурсов.
Одним из необходимых условий максимально эффективного использования персонала организации является разработка, четкая формулировка и реализация кадровой политики организации. Она образует базис для формирования системы работы с людьми и служит отправной точкой для менеджеров при принятии конкретных решений в отношении сотрудников.
Словосочетание «кадровая политика» состоит из двух составных частей. Кадры (персонал) организации – совокупность лиц, находящихся с организацией в отношениях, регулируемых договором найма. Под политикой организации, как правило, понимается система правил, в соответствии с которой действуют люди, входящие в организацию.
Можно встретить такие определения кадровой политики, как:
- «главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов»1;
- «стратегию управления процессом воспроизводства и рационального использования профессионального потенциала общества»2;
- «одно из ведущих направлений деятельности..., охватывающее разработку организационных принципов работы с людьми, формирование дееспособных трудовых коллективов и рациональное использование трудового потенциала страны»3;
- «определение перспективных и текущих целей и задач при работе с кадрами, разработка в этой связи необходимых мероприятий и их практическая реализация»4.
Общим для этих определений является толкование кадровой политики как процесса, включающего цель, средства и результат, и выражающегося в целесообразном изменении и преобразовании окружающего мира. Обращает на себя внимание, что многие авторы рассматривают кадровую политику и кадровую работу как однопорядковые явления. Подобное «линейное» представление весьма спорно. Кадровая политика и кадровая работа представляют соподчиненные, но, тем не менее, разные иерархические уровни кадровой деятельности, поскольку, как сказал И. Б. Скоробогатов, «решение задач кадровой политики в практической деятельности составляет сущность кадровой работы»5.
Таким образом, кадровая политика – это система принципов и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы.
Кадровая политика — это система мер, направленная на изменение персонала, разрабатываемая с учетом:
а) выбранной стратегии развития;
б) горизонта прогнозирования и планирования,
в)
предполагаемого
Кадровая политика может быть
рассмотрена с двух точек
Целью кадровой политики является достижение наиболее высоких конечных результатов деятельности предприятия. Задачи кадровой политики раскрываются в направлениях ее реализации:
Общие требования к кадровой политике:
1. Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития (или выживания) предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии.
2. Кадровая политика должна быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой стороны динамичной - должна корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те ее стороны, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия. Организационная культура включает ценности и убеждения, разделяемые работниками и предопределяющие нормы их поведения.
3.
Поскольку формирование
4.
Кадровая политика должна обесп
Процесс
формирования кадровой политики проходит
через ряд этапов в целом стандартных
для любой организации.
1.2. Направления и виды кадровой политики
Основными направлениями кадровой политики организации являются:
Кадровая политика неоднородна и может быть подразделена на типы по различным признакам.
1. В зависимости от степени влияния руководства организации на кадровую ситуацию, выделяют четыре типа кадровой политики:
2. По степени открытости организации к внешней среде при формировании кадрового состава (принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал), выделяют два типа кадровой политики:
3. На основании горизонтов прогнозирования и планирования выделяют:
1.3. Принципы разработки и элементы кадровой политики
По мнению Т. Ю. Базарова и Б. Л. Еремина6, в ходе формирования кадровой политики в идеальном случае необходимо согласование следующих аспектов:
- разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов целей;
- оптимальности соотношения интра-, инфрафункций управления персоналом (пропорции между функциями, направленными на организацию системы управления персоналом — интрафункции, и функциями управления персоналом — инфрафункций);
- потенциальных имитаций (каждый работник должен уметь имитировать функции вышестоящего, нижестоящего сотрудника и работников своего уровня);
- экономичности (если мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом увеличили затраты на управление, то они должны перекрываться эффектом в производственной системе, полученным в результате их осуществления);
- перспективности, комплексности, оперативности, оптимальности, простоты, научности, устойчивости, иерархичности, многоаспектности, прозрачности, комфортности.
При разработке кадровой политики необходимо учитывать внешние по отношению в организации и внутренние условия.
Факторы внешней среды могут быть объединены в две группы:
- нормативные ограничения;
- ситуация на рынке труда.
Так, присутствие в нормах некоторых стран запретов на применение тестов при приеме на работу вынуждает сотрудников служб управления персоналом быть изобретательными в проектировании программ отбора и ориентации персонала.
Ориентируясь на ситуацию на рынке труда, необходимо проанализировать наличие конкуренции, источники комплектования, структурный и профессиональный состав свободной рабочей силы.