Кадровое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных способов управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любой организации. Одним из компонентов этого процесса является кадровое планирование, важной составной частью которого, в свою очередь, становится планирование и прогнозирование потребности в персонале.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ 6
1.1. Понятие, функции, методы и принципы планирования и прогнозирования персонала. 6
1.2. Этапы, виды и технологии планирования и прогнозирования работы с персоналом. 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 17
2.1 Стратегическое планирование и прогнозирование персонала на предприятиях промышленно развитых стран 17
2.2 Анализ эффективности планирования и прогнозирования работы с персоналом на типовом предприятии 27
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 37
3.1 Распространенные «ловушки» процесса кадрового планирования и прогнозирования 37
3.2 Рекомендации по улучшению планирования и прогнозирования работы с персоналом 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа 5.docx

— 180.67 Кб (Скачать документ)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ  И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ  РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ 6

1.1. Понятие,  функции, методы и принципы  планирования и прогнозирования   персонала. 6

1.2. Этапы,  виды и технологии планирования  и прогнозирования работы с  персоналом. 13

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ  РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 17

2.1 Стратегическое  планирование и прогнозирование  персонала на предприятиях промышленно  развитых стран 17

2.2 Анализ  эффективности планирования и  прогнозирования работы с персоналом  на типовом предприятии 27

ГЛАВА 3.  АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 37

3.1 Распространенные  «ловушки» процесса кадрового  планирования и прогнозирования 37

3.2 Рекомендации  по улучшению планирования и  прогнозирования работы с персоналом 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В условиях становления рыночной экономики  в нашей стране особое значение приобретают  вопросы практического применения современных способов управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую  эффективность любой организации. Одним из компонентов этого процесса является кадровое планирование, важной составной частью которого, в свою очередь, становится планирование и  прогнозирование потребности в  персонале. Эффективное кадровое планирование положительно влияет на результаты деятельности организации благодаря оптимизации  использования персонала, выявлению  и продуктивному применению профессионального  потенциала сотрудников, созданию основы для планомерного набора и отбора персонала, сокращению общих издержек на рабочую силу за счет продуманной, последовательной и активной политики на рынке труда. Поэтому комплексное  изучение теоретических и практических основ кадрового планирования и  прогнозирования потребности в  персонале является важной основой  нашей будущей деятельности.

Степень разработанности  данной темы. Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни  предприятия, способного многократно  повысить ее эффективность, а само понятие  «управление персоналом» рассматривается  в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического, до философско-психологического. Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта. Управление персонала занимает ведущее место в системе управления предприятием. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы – аттестация, эксперимент и другие, методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.

Объектом исследования являются технологии планирования работы с персоналом.

Предметом исследования является планирование и прогнозирование работы с персоналом.

Целью данной работы является теоретико-методологический анализ планирования и прогнозирования потребности в персонале на предприятии и обоснование исследовательских рекомендаций по изучению проблемы и научно-практических предложений по совершенствованию планирования и прогнозирования потребности в персонале.

Задачи:

- определение сущности, функций и принципов планирования  персонала;

- анализ основных методов  планирования персонала;

- изучение теоретических  основ планирования потребности  в персонале, в том числе  способов ее расчета;

- рассмотрение вариантов  применения планирования персонала  на примере организации.

Новизна работы и ее практическая значимость заключается в исследовании управленческих аспектов планирования и прогнозирования работы с персоналом, также разработаны рекомендации по решению проблем с кадровым планированием, которые могут быть использованы специалистами в данной сфере.

Значительный вклад при  рассмотрении данных вопросов был  использован из научных трудов специалистов по данной теме, в частности, фундаментальные  труды Веснина В.Р., Кибанова А.Я., Шекшкни С.В., Базарова Б.Л., Кобца Е.А., Данюка В.М. и др. Так же вопрос планирования численности персонала широко освещены в работах зарубежных экономистов, таких как Мескон и Десслер..

Однако, несмотря на значительный объем научных публикаций, посвященных  проблемам кадрового планирования, на сегодняшний день недостаточно прикладных исследований, посвященных вопросам разработки рекомендаций по решению  проблем с планированием и  прогнозированием работы с персоналом.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных классиков изучающих кадровое планирование, а также работы названных ученых исследующих данную проблему.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка используемых источников и литературы. В первом разделе рассматриваются теоретические аспекты изучения планирования и прогнозирование работы с персоналом. Во втором разделе рассматривается анализ кадрового планирования в разных организациях. В третьем разделе даны рекомендации для эффективного планирования и прогнозирования работы с персоналом.

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ  И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ  РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ

1.1. Понятие, функции,  методы и принципы планирования  и прогнозирования  персонала.

 

Планирование персонала (человеческих ресурсов), а по-другому  – кадровое планирование, представляет собой важнейший (хотя в большинстве  случаев – вторичный, производный) элемент общей системы планирования организации. С помощью кадрового  планирования определяется:

- сколько работников, какой  квалификации, когда и где будет  необходимо;

- какие требования предъявляются  к тем или иным категориям  персонала (для этого используются  профессионально-квалификационные  модели должностей);

- каким образом привлечь нужный и сократить ненужный персонал;

- как использовать кадры  в соответствии с их потенциалом;

- как обеспечить развитие  этого потенциала, повысить квалификацию;

- как организовать справедливую  оплату труда, мотивацию персонала  и решить его социальные проблемы;

- каких затрат потребуют  проводимые мероприятия.

Обычно планирование персонала  осуществляется по следующим стадиям:

- подготовительная (профориентация, профотбор, профессиональная подготовка);

- распределительная (набор,  отбор и расстановка кадров);

- адаптационная.

Кадровое планирование, как  и планирование, вообще, базируется на ряде принципов, т. е. правил его осуществления [3, с. 55]:

1. Участие максимального  числа сотрудников организации  в работе над планом уже  на самых ранних этапах его  составления (основной принцип). Если речь идет о социальных  мероприятиях, этот принцип является  безусловным, в остальных случаях  его применение желательно.

2. Непрерывность обусловлена  необходимостью постоянной работы  с кадрами, сопровождения их  движения, развития и т. п. Поэтому  кадровое планирование рассматривается  не как единичный акт, а как  регулярно повторяющийся процесс.

3. Преемственность требует,  чтобы все текущие планы разрабатывались  с учетом того, что они послужат основой составления будущих и одновременно базировались на результатах выполнения предшествующих принципов.

4. Гибкость предполагает  возможность изменять принятые  кадровые решения в соответствии  с изменяющимися обстоятельствами. Для этого в планы закладываются  так называемые «подушки», которые  при необходимости в определенных  пределах обеспечивают свободу  маневра.

5. Согласование планов  посредством их координации и  интеграции, вызываемое единством  и взаимосвязанностью отдельных  частей организации. Координация  осуществляется по горизонтали,  т. е. между подразделениями  одного уровня, а интеграция –  по вертикали (между выше и нижестоящими). Они необходимы, поскольку зачастую одна и та же работа может выполняться разными подразделениями, в связи, с чем в них появляются должности, дублирующие друг друга.

6. Соответствие требованиям  трудового законодательства. Например, потребность в работниках нельзя  точно определить без учета  того, что отдельные их категории  имеют право на сокращенное  рабочее время, предоставление  дополнительных и учебных отпусков  и т. п.

7. Учет индивидуальной  и коллективной психологии работников. Без этого трудно планировать  карьеру, повышение квалификации, внутренние перемещения людей  и т. п.

8. Создание необходимых  условий для выполнения плана.  Скажем, план по повышению квалификации  так и останется на бумаге, если его не подкрепить организацией  учебного центра, составлением программ, установлением контактов с образовательными  учреждениями.

9. Максимальное раскрытие  способностей работников.

10. Учет экономических  и социальных последствий принимаемых  в фирме кадровых решений.

Поскольку сегодня персонал является решающим фактором деятельности любой организации, об эффективности  планирования кадров свидетельствует  степень достижения организационных  целей.

Кадровое прогнозирование  и планирование становятся главным элементом кадровой политики и являются составной частью общего планирования на предприятии.

Прогнозирование и планирование персонала тесно связаны с  разработкой планов: производственной программы, материально-технического снабжения, расходов на персонал, повышения  производительности труда, финансового  обеспечения. Заданные параметры всех перечисленных планов, а также  структура предприятия позволяют  определить требуемое количество персонала.

Кадровое прогнозирование  и планирование рассматриваются  в двух аспектах (с учетом интересов  персонала и предприятия) и базируются на данных стратегических планов предприятия. Фактически это означает, что цели кадрового прогнозирования и  планирования должны быть производными от целей предприятия и осуществляется в тесном контакте со службами: планирования, маркетинга, развития систем управления и т.д.

К задачам кадрового планирования относятся:

-   определение цели, стратегии, прогнозирования и  установление их взаимосвязи  с общей целью и стратегией  предприятия; 

-   оценка уровня  увольняемости и прогноза текучести;

-   прогнозирование  спроса персонала на рынке  труда; 

-   выявление источников  кадрового пополнения и оценка  внутренних резервов.

-   оценка состояния  трудового потенциала;

-   выявление структурных  подразделений с наличием избытка  или дефицита персонала в целом,  а также отдельных специалистов  и служащих;

-   установление причин  несоответствия требуемого и  наличного персонала; 

-   разработка программ  развития персонала; 

- оценка трудовых функций  персонала по количественным  и качественным параметрам и  исследование трудового потенциала.

Процесс    планирования    персонала    находит    свое    логическое завершение в плане предприятия.

Планом называется официальный  документ, в котором отражаются:

-   прогноз развития  персонала в будущем; 

-   промежуточные и  конечные задачи;

-   наличие ресурсов  и расчет издержек на персонал.

Прогнозирование потребности  в персонале выполняется несколькими  методами (по отдельности и в комплексе).  Прогноз потребности в персонале  строится на основе анализа спроса и предложения для определения  экономии или избытка кадровых ресурсов. В теории прогнозирования разработаны  различные методы, которые применяются  для прогнозирования потребности  в персонале. На практике существуют две точки зрения выбора метода прогнозирования потребности в персонале. Сторонники первого направления считают целесообразным применять самые простые, дешевые методы, другие наоборот – предлагают применять дорогостоящие модели прогноза. Фактически на практике предприятия используют различные методы прогноза численности персонала от самых простых до сложных многофакторных моделей, их выбор зависит от целей, задач, наличия информационной базы данных и возможностей предприятия.

Методы прогнозирования  потребности в персонале основываются на использовании математико-статических  методов и методов моделирования.

Самый простой метод это  метод экстраполяции. Суть которого сводится в переносе действующей (фактической) структуры, состава численности на будущий период в пропорциях и количестве прошлого периода. Этот метод применяется для краткосрочного прогноза на предприятиях с постоянной и стабильной организационной структурой.  Привлекательность данного метода состоит в доступности, простате расчета, экономичности, дешевизне. Основной недостаток данного метода заключается в том, что не учитываются возможные изменения в развитии производства, различных факторов производительности труда и внешней среды.

Информация о работе Кадровое планирование