Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:17, курсовая работа
Актуальность темы. В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных способов управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любой организации. Одним из компонентов этого процесса является кадровое планирование, важной составной частью которого, в свою очередь, становится планирование и прогнозирование потребности в персонале.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ 6
1.1. Понятие, функции, методы и принципы планирования и прогнозирования персонала. 6
1.2. Этапы, виды и технологии планирования и прогнозирования работы с персоналом. 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 17
2.1 Стратегическое планирование и прогнозирование персонала на предприятиях промышленно развитых стран 17
2.2 Анализ эффективности планирования и прогнозирования работы с персоналом на типовом предприятии 27
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 37
3.1 Распространенные «ловушки» процесса кадрового планирования и прогнозирования 37
3.2 Рекомендации по улучшению планирования и прогнозирования работы с персоналом 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
При планировании высвобождения и дополнительной потребности в кадрах используют следующий расчет, его исходные данные:
№ п/п |
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 | |||
1 |
Среднесписочная численность сотрудников |
план. |
факт. |
план. |
факт. |
план. |
факт. |
73 |
67 |
70 |
58 |
65 |
58 | ||
2 |
Среднесписочная численность основных сотрудников |
67 |
61 |
65 |
53 |
63 |
55 |
3 |
Списочная численность на начало года |
62 |
56 |
55 | |||
4 |
Было принято |
23 |
33 |
37 | |||
5 |
Выбыло |
29 |
34 |
38 | |||
6 |
Списочная численность на конец года |
56 |
55 |
54 |
Коэффициент выбытия кадров:
Квк2009 = (29 : 61) * 100 = 47,54 %
Квк2010 = (34 : 53) * 100 = 64,15 %
Квк2011 = (38 : 55) * 100 = 69,09 %
Коэффициент приема кадров:
Кпк2009 = (23 : 61) * 100 = 37,70 %
Кпк2010 = (33 : 53) * 100 = 62,26 %
Кпк2011 = (37 : 55) * 100 = 67,27 %
Коэффициент текучести кадров:
Ктк = Квк
Относительный излишек (недостаток) рабочей:
∆Ч = (Чф - Чп) * Iвп
Iвп = Ор факт : Ор план
Iвп2009 = 8588 : 8319 ≈ 1,03;
Iвп2010 = 8845 : 8647 ≈ 1,02;
Iвп2011 = 11124 : 11128 ≈ 1
∆Ч2009 = (67 - 73) * 1,03 = - 6 человек
∆Ч2010 = (58 - 70) * 1,02 = - 12 человек
∆Ч2011 = (58 - 65) * 1 = - 7 человек
Показатели движения кадров за 2009 – 2011 гг.
№ п/п |
Показатели |
2009 |
2010 |
Отклонение |
2011 |
Отклонение | ||
абсолютное |
относительное, % |
абсолютное |
относительное, % | |||||
1 |
Коэффициент выбытия кадров, % |
47,54 |
64,15 |
+16,61 |
+34,94 |
69,09 |
+4,94 |
+7,7 |
2 |
Коэффициент приема кадров, % |
37,70 |
62,26 |
+24,56 |
+65,15 |
67,27 |
+5,01 |
+8,05 |
3 |
Коэффициент текучести кадров, % |
47,54 |
64,15 |
+16,61 |
+34,94 |
69,09 |
+4,94 |
+7,7 |
4 |
Относительный недостаток рабочей силы, чел. |
6 |
12 |
+6 |
+100 |
7 |
-5 |
-41,67 |
Выводы:
В данной главе курсовой работы проводился анализ основных результатов хозяйственной деятельности на типовом предприятии, который показал, что предприятие работает стабильно. Развитие организации находится на нормальном уровне существования: вовремя выплачивается заработная плата, имеется определенная прибыль и спрос на услуги данной организации.
К сожалению, планирование персонала не всегда проходит успешно.
Этому может быть причиной великое множество вещей, но есть 8 основных "камней преткновения":
1) Подлинный кризис. Специалисты
по кадровому планированию
Пока эти специалисты не получат приемных указаний руководства, они проводят большую часть своего времени оглядываясь в поисках чего-либо значительного, несмотря на то, что вопросы организации и есть смысл их существования.
2) Поручительство высшего
руководства. Чтобы
3) Размер первоначальных
усилий. Многие программы кадрового
планирования потерпит крах из-
и поиск необходимых замещений - это два отличных "трамплина" для начинания.
4) Скоординировать управление
в целом и управления
5) Интеграция с планами
организации. Планирование
"Палочкой-выручалочкой" здесь может быть конструирование каналов коммуникации между отделами планирования и кадровой службой.
6) Противопоставление
7) Привлечение менеджеров,
занятых конкретно управлением.
8) Техническая ловушка.
По мере того, как кадровое
планирование становится все
более популярным, в его процесс
все активнее привлекаются
Кадровое планирование -
это система подбора
Кадровое планирование отключает применение базисного процесса планирования к решению потребностей человеческого ресурса в организации. Успех кадрового планирования зависит от того, насколько тесно этот процесс связан с базисным планированием.
Процесс кадрового планирования состоит из четырех шагов:
1) определение воздействия
организационных целей на
2) определение числа,
3) определение дополнительной
надобности в персонале с
4) разработка конкретного плана действий.
При кадровом планировании может использоваться большая сеть инструментальных средств. Это - квалифицированные листы, последовательное планирование, диаграмма замены и т.д.
По аналогии с базисным
процессом планирования можно выделить
следующие временные рамки
- краткосрочное (0-2 года);
- среднесрочное (2-5 лет);
- долгосрочное (более 5 лет).
Поскольку, как уже говорилось выше, кадровое планирование неразрывно связано с другими процессами планирования, протекающими в организации, временные рамки кадрового планирования также должны соотноситься с аналогичными характеристиками планирования в организации.
В идеале организация должна составлять планы на каждый из этих периодов. Таблица 1 содержит главные факторы, воздействующие на каждый из периодов кадрового планирования организации.
Таблица 1. Факторы, воздействующие на конкретные временные рамки кадрового планирования.
Фактор прогноза |
Краткосрочное планирование (0-2 года) |
Среднесрочное планирование (2-5 лет) |
Долгосрочное планирование (более 5 лет) |
Спрос |
Оправданная занятость, включая рост, изменения и оборот) |
Потребности выводятся из ресурсов и планов |
В некоторых организациях аналогично среднесрочному, в других – повышение осведомленности в среде и технологии – метод экспертных оценок |
Предложение |
Перепись служащих без ожидаемых потерь плюс возможные поддержки зависимых групп |
Вакансии персонала ожидаются исходя из конкретных данных о повышении производительности, производных из планов развития |
Управленческие ожидания
изменения характеристик |
Сеть потребностей |
Количество и виды необходимого персонала |
Количества, виды, данные и уровни потребностей |
Управленческие ожидания будущих условий, воздействующих на непосредственное решение |
В каждой компании, как правило,
существует условная системы градации
персонала, определяющая, с одной
стороны, степень ответственности
и полномочий, а с другой, уровень
компенсаций. Принципы такой градации
в каждой компании индивидуальны, например,
в зависимости от выполняемых
функций, технологии работы, количества
подчиненных и так далее. Такие
категории, в свою очередь, разделяются
на зоны в зависимости от ценности
сотрудника для компании, его результативности
или стажа, а, значит, опыта. Как правило,
прослеживается прямая зависимость
величины затрат на поиск сотрудника
от его категории, поэтому особенно
важно отслеживать и