Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:17, курсовая работа
Актуальность темы. В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных способов управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любой организации. Одним из компонентов этого процесса является кадровое планирование, важной составной частью которого, в свою очередь, становится планирование и прогнозирование потребности в персонале.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ 6
1.1. Понятие, функции, методы и принципы планирования и прогнозирования персонала. 6
1.2. Этапы, виды и технологии планирования и прогнозирования работы с персоналом. 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 17
2.1 Стратегическое планирование и прогнозирование персонала на предприятиях промышленно развитых стран 17
2.2 Анализ эффективности планирования и прогнозирования работы с персоналом на типовом предприятии 27
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 37
3.1 Распространенные «ловушки» процесса кадрового планирования и прогнозирования 37
3.2 Рекомендации по улучшению планирования и прогнозирования работы с персоналом 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
Дважды в год —
в июле и декабре — по
итогам работы фирмы в
Довольно разнообразен набор дополнительных льгот и выплат для работающих: едино ременное вознаграждение тем, кто проработал более 8 лет, выплаты на лечение, страхование жизни, обучение, возможность покупки на благ приятных условиях различных товаров. Проработавшим в фирме до 60-летнего возраста выплачивается вознаграждение в размере заработка за 4,5 года.
Единой тарифной сетки в Японии не существует, и каждая компания, организация, учреждение разрабатывает свою сетку тарифных разрядов (рангов). Разряды могут быть дифференцированы по группам персонала (например, менеджеры, служащие, рабочие), в каждой из которых существует определенное количество разрядов.
Отличительная особенность тарификации в Японии состоит в том, что учитывается широкий круг критериев: кроме сложности выполняемых работ и уровня ответственности работников за результаты учитываются условия труда и физическая нагрузка, душевное напряжение, опытность, способность к самостоятельным решениям, сообразительность, внимание и др.
Единых нормативных
материалов по тарификации
Переквалификация работников проводится ежегодно в октябре. В результате каждый работник по истечении определенного времени работы в фирме (как правило, через 4-5 лет) по итогам собеседования с экспертом-социологом, работником отдела кадров или по решению непосредственного руководителя получает балльную оценку своих способностей по каждому из критериев, предусмотренных в карте. По сумме баллов устанавливаются разряд и соответствующий ему размер второй части базовой ставки.
В Японии, как и в
других развитых странах,
Элементом общей системы
планирования предприятия является
кадровое планирование, которое решает
задачи, связанные с обеспечением
рабочей силой необходимой
Чтобы определить место планирования персонала в системе управления персоналом, раскроем основные направления этого процесса
Рис.1. Функции управления персоналом
Процесс управления персоналом, изображенный на рис.1, является (с некоторой условностью) отображением всего управления как совокупности пяти основных функций менеджмента: планирования, организации, мотивации, контроля и координации (рис.2).
Рис.2. Функции процесса управления
Система управления типового предприятия включает в себя две подсистемы: управляющую и управляемую (Рис. 3). В состав управляющей системы входят директор, главный бухгалтер, руководитель отдела продаж, руководитель производства и руководитель отдела кадров, возглавляемые директором компании. В качестве управляемой системы выступают отделы: технического обеспечения работ, непосредственного производства работ и дополнительных услуг.
Для рассматриваемой компании характерна линейно – функциональная система управления, когда функциональные службы или отдельные специалисты, в зависимости от выполняемых функций, разрабатывают решения для производственных подразделений, а затем эти решения утверждаются линейным руководителем.
Директор
Производство
Продажи
Бухгалтерия
Кадры
Обеспечение работ
Производство работ
Доп.услуги
Рис. 3. Организационная структура предприятия.
Высшим должностным лицом компании является директор. Назначение директора и заключение с ним трудового договора (контракта) осуществляется учредителем. Директор по вопросам, отнесенным контрактом к его компетенции, действует на принципах единоначалия.
Директор выполняет следующие постоянные функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности компании:
Взаимоотношения сотрудников и директора, возникающие на основе трудового договора (контракта) регулируются законодательством о труде.
Главный бухгалтер выполняет работы по различным видам бухгалтерского учета, осуществляет прием и контроль первичной документации, подготавливает ее к отчетной обработке, составляет балансы предприятия. А подчиненные ему три бухгалтера разделили между собой функции:
- кассира,
- расчетчика,
- отчеты по труду и заработной плате,
- расчеты себестоимости и других финансовых показателей,
- анализ финансово-хозяйственной деятельности .
Руководитель отдела продаж организовывает и обеспечивает:
- рекламу услуг и продвижение компании,
- взаимодействие с клиентами,
- прием и обработку заказов,
- разработку ТЗ для производства,
- выполнение плана продаж.
Руководитель производства обеспечивает:
- охрану и безопасность труда,
- планирование выполнения работ,
- техническое обеспечение работ,
- контроль качества работ.
Руководитель отдела кадров обеспечивает:
- набор сотрудников,
- обучение кадров,
- разработку системы мотивации.
Все сотрудники выполняют свои обязанности согласно их специальности.
Для анализа эффективности планирования потребности в кадрах необходимо произвести расчет показателей.
Исходные данные:
№ п/п |
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 | |||
человек |
удел. вес,% |
человек |
удел. вес,% |
человек |
удел. вес,% | ||
1 |
Среднесписочная численность всего |
80 |
100 |
71 |
100 |
71 |
100 |
Сотрудники: | |||||||
2 |
Руководители |
5 |
6,25 |
5 |
7,05 |
2 |
7,05 |
3 |
Специалисты |
4 |
5 |
4 |
5,63 |
3 |
5,63 |
4 |
Собственно служащие |
4 |
5 |
4 |
5,63 |
8 |
5,63 |
Итого: |
13 |
16,25 |
13 |
18,31 |
13 |
18,31 | |
Производственный персонал: | |||||||
5 |
Основные |
61 |
76,25 |
53 |
74,65 |
55 |
77,46 |
6 |
Вспомогательные |
6 |
7,5 |
5 |
7,04 |
3 |
4,23 |
Итого: |
67 |
83,75 |
58 |
81,69 |
58 |
81,69 | |
7 |
Списочная числен-ность на начало года |
62 |
56 |
55 | |||
8 |
Было принято |
23 |
33 |
37 | |||
9 |
Выбыло |
29 |
34 |
38 | |||
10 |
Списочная числен-ность на конец года |
56 |
55 |
54 |
Индекс среднесписочной численности:
- всего по предприятию: Iчсс2010 = 71 / 80 = 0,89; Iчсс2011 = 71 / 71 = 1
- рабочих кадров: Iчсс2010 = 58 / 67 = 0,87; Iчсс2011 = 58 / 58 = 1
№ п/п |
Показатели |
2009 |
2010 |
Отклонение |
2011 |
Отклонение | ||
абсолютное |
относительное, % |
абсолютное |
относительное, % | |||||
1 |
Индекс среднесписочной численности всего |
- |
0,89 |
- |
- |
1 |
+0,11 |
+12,36 |
Рабочих кадров |
- |
0,87 |
- |
- |
1 |
+0,13 |
+14,94 | |
2 |
Индекс удельного веса сотрудников: | |||||||
- руководители |
- |
1,13 |
- |
- |
1 |
-0,13 |
-11,5 | |
- специалисты |
- |
1,13 |
- |
- |
1 |
-0,13 |
-11,5 | |
- собственнослужащие |
- |
1,13 |
- |
- |
1 |
-0,13 |
-11,5 | |
3 |
Индекс удельного веса производственного персонала: | |||||||
- основные |
- |
0,98 |
- |
- |
1,04 |
+0,06 |
+6,12 | |
- вспомогательные |
- |
0,94 |
- |
- |
0,60 |
-0,34 |
-36,17 | |
4 |
Индекс численности производственного персонала |
0,90 |
0,98 |
+0,08 |
+8,89 |
0,98 |
- |
- |
- производственный персонал:
Iув (основные) = 74,65 : 76,25 = 0,98
Iув (основные) = 77,46 : 74,65 = 1,04
Iув (вспомогательные) = 7,04 : 7,5 = 0,94
Iув (вспомогательные) = 4,23 : 7,04 = 0,60
Анализ численности и удельного веса сотрудников и производственного персонала за 2009 – 2011 гг.
Выводы: