Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:48, курсовая работа
Целью работы является определение возможных проблем в формировании кадрового потенциала организации и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Потенциал
работника может как
Исследуя
позицию Л.Л. Калачевой, можно сформулировать
следующее понятие «кадрового потенциала»:
под кадровым потенциалом понимается
мера способностей и возможностей работников
материализовать свои знания и умения
с целью обеспечения жизнеспособности
и развития организации. Кадровый потенциал
формируется интеграцией и динамикой
таких моментов и сторон жизнедеятельности
человека, как личностные свойства; общая
работоспособность; профессионально-
Потенциал специалиста отражает личностные возможности, которые заложены в человеке и которые можно задействовать с производственной ситуации. Переходя от частного к общему, получаем, что кадровый потенциал организации - это личностные возможности, располагаемые персоналом организации, которые при востребовании практикой могут быть задействованы, и которые могут возрастать в соответствии с новыми требованиями практики.
Проанализировав
вышеперечисленные точки зрения
авторов, можно прийти к следующему
заключению: по нашему мнению, В.И. Шкатулла
наиболее точно и полно раскрывает
сущность кадрового потенциала организации,
утверждая, что «Люди – наш самый главный
ресурс»[13,с.1]. Безусловно, любая организация
может достичь самых высоких целей, любых
прибылей при наличии одного условия –
если у нее есть специалисты, способные
решать поставленные задачи. Поэтому новые
кадры – это главный источник позитивных
перемен в любой организации.
1.3.Качественные
и количественные характеристики кадрового
потенциала организации
Кадровый
потенциал организации обладает
качественными и
Качественные характеристики персонала представляют собой совокупность профессиональных, нравственных и личностных свойств, являющихся конкретным выражением соответствия персонала тем требованиям, которые предъявляются к должности или рабочему месту[6,c.200].
Все качественные характеристики персонала можно условно разделить на основные группы:
Можно сделать вывод, что качественные характеристики – это созданный организацией эталон работника, по которому осуществляется набор на определенную должность. Этот существующий набор качеств и свойств, которыми должен обладать каждый работник, поможет организации выйти на новую ступень развития.
Количественные характеристики персонала фирмы в первую очередь измеряются такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников.
Списочная численность работников фирмы – это показатель численности работников списочного состава за определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников.
Явочная численность – это расчетное количество работников списочного состава, которые должны явиться на работу для выполнения производственного задания. Разница между явочным и списочным составом характеризует количество целодневных простоев (отпуска, болезни и т.д.).
Для определения численности работников за определенный период используется показатель среднесписочной численности. Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца[9,с.26].
Следовательно,
совокупность качественных и количественных
характеристик кадрового потенциала может
дать представление о состоянии персонала
предприятия и тенденциях его изменения
для анализа и разработки мероприятий
по повышению эффективности использования
трудовых ресурсов предприятия.
1.4.Основные
направления развития кадрового потенциала
организации
Теперь перейдем к рассмотрению основных направлений развития персонала.
Одним из основных элементов совершенствования персонала является его обучение. Обучение персонала – это важная функция отделов персонала. Цель обучения при поступлении на работу состоит в том, чтобы как можно скорее адаптировать человека к условиям работы в организации, создать условия для получения максимальной отдачи от работника в максимально короткий срок. Повышение квалификации кадров позволяет решить сразу две задачи: будут учтены интересы организации – она добьется эффективности труда, так же сотрудникам это позволит улучшить качество жизни, благосостояние, возможность реализовать свои интересы.
Обучение кадров применяется обычно в следующих случаях:
Как уже было упомянуто выше, чем выше уровень образования у сотрудника, тем больше производительность труда. Образование – процесс, во время которого человеку передают ценности, умения и знания. Образование способствует распределению людей в жизни в соответствии с их способностями.
Можно выделить три вида обучения:
1.Профессиональная подготовка кадров – приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленным на выполнение определенных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления соответствующей деятельности.
2.Повышение квалификации кадров – обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.
3.Профессиональная переподготовка кадров (переквалификация) – обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или сильно изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда. По результатам профессиональной переподготовки слушатели получают диплом государственного образца, дающий право вести профессиональную деятельность в определенной сфере.
Процесс профессионального
Схема 2.2.
Процесс профессионального
Таким образом, процесс профессионального обучения - это сложная система, состоящая в определении мотивации к обучению, целей, места обучения, необходимых методов обучения и его реализации.
Наряду с видами обучения существуют так же и методы совершенствования кадрового потенциала организации, которые представлены на следующей схеме 2.3.:
Схема 2.3. Методы обучения кадров
Рассмотрим первый метод обучения – коучинг. Коучинг (с англ. «coach» - тренировать, заниматься репетиторством) - непрерывный процесс общения менеджера и служащего, который способствует как успешной деятельности компании, так и профессиональному становлению сотрудника в быстро изменяющихся обстоятельствах служебной деятельности[28,с.18].
Компания, применяющая коучинг, имеет ряд ощутимых преимуществ по отношению к служащим и самой организации. Что касается служащих, то коучинг создает атмосферу доверия: служащие чувствуют, что их идеи и предложения не остаются без внимания. Более того, они чувствуют свою причастность к успеху компании и собственным достижениям. Служащие начинают работать с большим подъемом, овладевают навыками самооценки, привыкают к проведению самоанализа. В отношении организации коучинг способствует повышению продуктивности и качества труда, улучшает душевный настрой людей; препятствует утечке кадров, позволяет снизить затраты и повысить доходы; приводит к тому, что полностью удовлетворяются требования клиентов; помогает быстрее решать проблемы и тратить меньше времени на дополнительное обучение персонала.
Можно выделить три вида коучинга[28,с.20]:
Персональный коучинг – это индивидуальная работа коуча с клиентом, иными словами, это персональное сопровождение клиента.
Командный коучинг – это особая технология групповой работы, в процессе которой сотрудники решают актуальные для организации задачи.
Коучинг как стиль управления подразумевает, что руководитель (менеджер) сам становится коучем для своих сотрудников, то есть использует в управлении технологию коучинга. Это новый подход к управлению персоналом, новый стиль менеджмента, основанный на осознанности сотрудниками своих действий и принятия ответственности за их последствия.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что коучинг способствует формированию корпоративного духа, доверия в коллективе. Этот подход предполагает то, что работники ощущают свой вклад в деятельность организации, самостоятельно принимают решения и несут ответственность за них.
Теперь остановимся на понятие «тренинг». Тренинг (с англ «train» - обучать, воспитывать) - систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга[15,с.15]. Тренинги отличаются от любой другой формы обучения активностью всех участников, причём особое внимание уделяется получению практических навыков, необходимых в работе. На тренинге обучение происходит в режиме действий, анализа полученного опыта, обратной связи участников, что даёт возможность исследовать свои собственные успешные и не очень методы работы и стратегии взаимодействий с другими людьми, а также извлечь уроки и многому научиться в безопасной ситуации тренинга.
Выделим следующие виды тренингов[15,с.18]:
В зависимости от сферы проведения различают:
1.«Светско-бытовые»
2. Бизнес-тренинги;
Бизнес-тренинги — это форма обучения различных специалистов и работников компаний. Цель бизнес-тренинга — сформировать необходимые профессиональные навыки, для каждой специальности.
«Светско-бытовые» тренинги позволяют приобрести навыки в сфере межличностного общения и индивидуального развития отдельных граждан в обычной (непрофессиональной) жизни.
Информация о работе Кадровый потенциал как объект управления