Коммуникации в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание

Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа..docx

— 196.45 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

В  ходе  совместной   деятельности   люди   обмениваются   различными представлениями, идеями, взглядами,  предложениями,  знаниями,  установками. Все это можно рассматривать  как  информацию,  а  сам  процесс  коммуникации представить  как  процесс  обмена  информацией.  Именно  потому,  что  обмен информацией  встроен во все основные  виды  управленческой  деятельности. Исходя из того, что информация представляет собой связующий процесс коммуникации, можно сделать выводы, что тема моей  курсовой работы всегда будет являться  актуальной.  А   одним   из   важнейших инструментов  управления  в руках менеджера является  находящаяся в его распоряжении информация.  

Используя  и  передавая  эту  информацию,  а  также получая  обратные   сигналы,   он   организует,   руководит   и   мотивирует подчиненных.  Поэтому  многое  зависит   от   его   способности   передавать информацию таким образом, чтобы достигалось  наиболее  адекватное  восприятие данной информации теми, кому она предназначена.

Основной целью коммуникации в менеджменте является обмен информацией различного рода. Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководитель получает  информацию,  необходимую  для  принятия  эффективных  решений,   и доводит принятые  решения  до  сотрудников  организации.  Если  коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться  ошибочными,  люди  могут  неверно понимать чего же хочет от них руководство,  или,  наконец,  от  этого  могут страдать  межличностные   отношения.   Эффективностью   коммуникаций   часто определяется качество  решений  и  то,  как  они  в  действительности  будут реализованы.

 Почти невозможно переоценить  важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают  руководители, чтобы облегчить   организации  достижение ее  целей, требует эффективного  обмена  информацией.  Если  люди  не  смогут обмениваться информацией, они не сумеют работать вместе, формулировать  цели и достигать их. Однако коммуникации -  это  сложный  процесс,  состоящий  из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов  очень  нужен  для  того,  чтобы сделать наши мысли понятными  другому  лицу.     Каждый  шаг  -  это  пункт,  в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что  делаем,  смысл может быть утрачен.

 Поскольку руководитель  исполняет три свои роли и  осуществляет  четыре основные  функции, с тем чтобы сформулировать  цели организации и достичь   их, качество обмена информацией  может прямо влиять на степень  реализации целей.

Это означает, что  для  успеха  индивидов  и  организаций  необходимы эффективные коммуникации.

Осуществляются коммуникации  путем  передачи  идей,  фактов,  мнений, ощущений или восприятии, чувств и отношений от одного лица другому  в  устной или какой-либо другой форме  с целью получения в ответ  желаемой реакции.

Исходя из цели, в курсовой работе были сформированные следующие  задачи:

      -.  теоретические аспекты коммуникаций в менеджменте;  

      -   вербальные и невербальные коммуникации.

В курсовой работе использовались труды отечественных и зарубежных ученных, работающих по данному направлению.

 

1 КОММУНИКАЦИИ В Менеджменте

 

1.1 Понятие, аспекты и свойства коммуникации

 

Слово коммуникация происходит от латинского communico «делаю общим, связываю, общаюсь». Наиболее близким к нему по значению является русское слово общение.

Коммуникация выполняет  жизнеобеспечивающую роль не только для каждого отдельного человека, но и в организации.

Согласно исследованиям, руководитель  от  50  до  90%  всего  времени тратит на коммуникации. Это кажется  невероятным,  но  становится  понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать  свои  роли в межличностных  отношениях,  информационном  обмене  и  процессах  принятия решений, не говоря об  управленческих  функциях  планирования,  организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информацией  встроен  во  все основные  виды  управленческой  деятельности,   мы   называем   коммуникации связующим процессом.

По преданию одного из африканских  племен, бог при сотворении обитателей континента создал сначала барабанщика, и потом только охотника и кузнеца. Мудрый африканский бог понимал: племя выживет не столько благодаря  меткому охотнику или ловкому  кузнецу, сколько при наличии  умелого барабанщика, который в  минуту опасности  мгновенно соберет  соплеменников. Такую же функцию  «коллективного организатора» выполнял вечевой колокол на Руси [8, c. 288].

Один из руководителей  американской фирмы «Сирс», сумевший увеличить объем продаж с 5 до 15 млрд. долл. в год, так объяснил свою причину  успеха: «Много лет назад мы поняли, что существует только один способ расширить дело – улучшить коммуникацию».

Каждая организация пронизана  сетью информационных каналов, которые  предназначены для сбора, анализа  и систематизации информации о внешней  среде, а также для передачи переработанных  сообщений обратно во внешнюю среду [2, c.302].

Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности  состоит  в использовании языка (животные тоже обладают звуковыми  и двигательными средствами обмена информацией, однако взаимодействие между  ними ученые называют «биологически  целесообразным совместным поведением, направленным на адаптацию к среде»).

Язык является важнейшим  средством человеческого общения. Коммуникация может иметь место  лишь в том случае, если общающиеся люди понимают друг друга, то есть они  говорят на одном языке  и у  них имеется общий социальный опыт [7, c. 215].

Пример: фирма «Дженерал  моторс» выпустила на латиноамериканский рынок новую модель автомобиля и  назвала его специально для латиноамериканцев  – «Чеви нова». Модель не пошла  на рынке. Проводя исследование, фирма, к своему ужасу, установила что слово  «нова» по-испански означает «она не едет»[9, c. 88] .

Главная цель  коммуникации – обмен информацией различного рода. Обмен информацией осуществляется с помощью языка. Хотя очевидно, что  обмен информацией и общение  происходит не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многими из которых существуют до сих пор. (Примеры: свист, язык цветов, дорожные знаки и пр.).

Используя язык, менеджер устанавливает  контакт с клиентами и подчиненными, мотивирует на выполнение тех или  иных действий, выражает свое отношение [10, c. 191].

С помощью профессионального  языка менеджер осуществляет управленческое воздействие и взаимодействует  с персоналом.

Аспекты коммуникации. Коммуникацию можно рассматривать как форму  деятельности, осуществляемую людьми, которая проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании  и взаимопонимании партнеров. Она характеризует общение как двухстороннюю деятельность людей, предполагающую взаимосвязь между ними, сопереживание и обмен эмоциями. Коммуникация может решать разные задачи: обмен информацией, выражение отношения людей друг к другу, взаимное влияние, сострадание и взаимное понимание. Такая многофункциональность общения позволяет выделить следующие аспекты коммуникации:

   - информационный, при котором общение рассматривается как вид личностной коммуникации, осуществляющей обмен информацией между коммуникантами;

    -  интерактивный, где общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе их кооперации;

    - гносеологический, когда человек выступает как субъект и объект социокультурного познания;

    -  аксиологический, предполагающий изучение общения как процесса обмена ценностями;

   - нормативный, выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления стереотипов поведения;

   - семиотический, в котором общение выступает как специфическая знаковая система и как посредник в функционировании различных знаковых систем;

   - практический, где процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками.

Содержательный характер взаимодействия людей определяется предметом их общения. На основе этого  критерия различают такие виды общения, как межличностное, деловое, профессиональное, научное, политическое, информационное, межкультурное и т.д. Соответственно способы взаимодействия зависят  непосредственно от целей, которые  преследуются при общении, от особенностей его организации, эмоционального настроя  партнеров, уровня их культуры [12, c.478].

Выявление перечисленных  аспектов коммуникативного акта происходит с помощью как вербальных, так  и невербальных средств. Эти средства благодаря своей стратификационной  и ситуативной вариативности  способны передать не только текст  самого сообщения, но и информацию о  его отправителе (его социальном статусе, территориальной принадлежности, возрасте, образовании, самооценке). В  зависимости от соответствующей  комбинации вербальных и невербальных средств, выбранных норм речевого этикета  и поведения становится ясно и  отношение отправителя к адресату.   

При этом нужно учитывать, что если вербальную информацию контролировать достаточно легко, то невербальные средства плохо поддаются контролю. Поэтому  самая удачно составленная речь, призванная побудить адресата к какому-то нужному  для отправителя информации действию, может привести к провалу коммуникации при неудачном использовании  или плохом контроле невербальных и  паравербальных средств [1, c. 44].

Два аспекта коммуникации. Коммуникации являются не только необходимым  условием и следствием всякой деятельности – они отражают одну из ценностей  человека. Не случайно говорят, что  самой большой ценностью человека в жизни является общение. Циркулирующая  в обществе информация, к созданию которой приложил руку человек, называется социальной. Источником социальной информации является человеческая деятельность.

По мнению американских исследователей Р. Акоффа и Ф. Эмери информацию по типу производимых ею изменений можно  разделить на:

  • сообщения информирующего характера;
  • сообщения инструктирующего характера;
  • сообщения мотивирующего характера.

Очевидно, что множество  сообщений содержат в себе признаки каждого из этих трех типов [1, c. 112].

Коммуникации проявляются, главным образом, в наличии информационных связей. Если они нарушены или их нет вообще, нет и не может быть коммуникации.

Информация – это необходимое  условие коммуникаций, но понятие  коммуникации не сводиться полностью  к понятию информации или информационных связей. В коммуникациях важную роль играет личностный фактор. При одинаковой информации коммуникации складываются различным образом.

Эти два аспекта коммуникации – информационный и личностный –  необходимо обязательно учитывать  в менеджменте.

Управление не только опирается  на коммуникации, но и создает коммуникации.

При формировании и управлении коммуникациями необходимо определить, к какому виду относятся  коммуникации [8, c. 289].

 Коммуникативные свойства информации.

Информационные технологии могут сделать вашу жизнь как  более легкой, так и более трудной. Все зависит от вашего отношения  к ней. Для того чтобы информация пронизывала организацию и повышала эффективность ее работы, необходимо осуществить ее передачу на те уровни и рабочие места, где она необходима для выполнения работ и осуществления  управленческого воздействия. Для  этого информация должна обладать коммуникативными свойствами.

Как управлять информацией, находящейся как внутри организации, так и вне ее? Управленческое воздействие  возможно, если информация перемещается в организации по заданной траектории для реализации определенной цели. Это перемещение возможно при  обоснованном выборе носителей управленческой информации [14, c.74].

Возможность использования  информации как технологической  основы менеджмента может быть реализована  только в том случае, если есть ее целенаправленное движение в организации. А это возможно, если информация принимается, понимается и воспринимается. Таким образом, интегрирующую роль информации в менеджменте выполняет коммуникация.

 

1.2 Виды коммуникаций

 

Основные функции коммуникации:

  • информативная - передача истинных или ложных сведений;
  • интерактивная (побудительная) - организация  взаимодействия  между людьми,
  • например,  согласование  действий,   распределение   функций,   влияние   на настроения, убеждения, поведение собеседника путем  использования  различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение;
  • перцептивная функция -  восприятие  друг  друга  партнерами  по общению  и установление на этой основе взаимопонимания;
  • экспрессивная  -  возбуждение  или   изменение   характера эмоциональных переживаний [11, c. 333].

Информация о работе Коммуникации в менеджменте