Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:05, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности межличностных коммуникаций в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ (Татарстан)» города Лениногорск.
Задачи исследования:
- рассмотреть, что представляет из себя процесс коммуникации;
- выявить каким образом влияют конфликты на работу между отделами;
- изучить какие отношения в коллективе благотворно влияют на процесс деятельности;
- предложить рекомендации по совершенствованию взаимоотношений внутри коллектива.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. РОЛЬ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ…………………...6
1.1. Сущность коммуникационного процесса……………………............6
1.2. Коммуникационный процесс: этапы и элементы…………..............10
1.3. Причины возникновения межличностных барьеров и их преодоление……………………………………………………………………...14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ……..…………………………………………………….……17
2.1. Характеристика деятельности организации…………………..........17
2.2. Исследование межличностных коммуникаций в организации…...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. РОЛЬ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ…………………...6
1.1. Сущность коммуникационного процесса……………………............6
1.2. Коммуникационный процесс: этапы и элементы…………..............10
1.3.
Причины возникновения межличностных
барьеров и их преодоление…………………………………………………
ГЛАВА
2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
В ОРГАНИЗАЦИИ……..………………………………………
2.1. Характеристика деятельности организации…………………..........17
2.2. Исследование межличностных коммуникаций в организации…...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....27
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Человечество с древних времен научилось общаться между собой. Эти коммуникации носили различный характер. В одном случае это были положительные коммуникации, которые приносили много пользы. В другом случае они носили негативный, т.е. отрицательный характер воздействия. Каждый человек сам решает для себя какого рода коммуникацию ему использовать и поддерживать. Ведь недаром говорят, кто владеет информацией, тот владеет миром. Данное высказывание подтверждает тот факт, что человеку необходимо выстраивать коммуникацию таким образом, чтобы она работала на него, приносила ему пользу и выгоду.
Общество всегда располагало теми или иными средствами распространения информации, потребовались века, прежде чем широкое и целенаправленное распространение информации превратилось в одно из главных способов управления обществом. С тех пор, как человек выяснил, что без общения ему не прожить, он постоянно изъявляет острое желание получать все новую и новую информацию. Несомненно, в первую очередь она нужна человеку, чтобы общаться, иметь тему для разговоров, обсуждений. И обмен информацией – одна из самых важных составных частей современного общества.
По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто умеет эффективно коммуницировать. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».
Роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так и в мощных компаниях и корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.
Коммуникации оказывают огромное влияние на эффективность управления организаций и на ее функционирование. Ведь если люди не смогут обмениваться информацией, они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их.
Цель исследования: изучить особенности межличностных коммуникаций в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ (Татарстан)» города Лениногорск.
Задачи исследования:
- рассмотреть, что представляет из себя процесс коммуникации;
- выявить каким образом влияют конфликты на работу между отделами;
- изучить какие отношения в коллективе благотворно влияют на процесс деятельности;
- предложить рекомендации по совершенствованию взаимоотношений внутри коллектива.
Степень разработанности проблемы. Вопросу коммуникации между людьми в научной литературе уделяется большое внимание. Так например, авторы Г.Бейтсон, Р.Акофф, В.Фоке, Г.Аллисон, К.Левин в своих работах рассматривают элементы коммуникационного процесса. Проблемами изучения конфликтных ситуаций большое внимание уделяли такие ученые и философы как Аристотель, Т.Гоббс, К. Маркс, М.Вебер и т.д. [2,3,4,6].
Конкуренция в коллективе также стоит особого рассмотрения. А.Смит, Хайек, Дж.Робинсон, Э.Чемберлин и другие занимались данным вопросом и искали пути решения, которые бы сглаживали этот негативный процесс [2,4,6].
Объектом исследования курсовой работы являются межличностные коммуникации в организации.
Предметом исследования является воздействие межличностных коммуникаций на эффективность деятельности ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ (Татарстан)» города Лениногорск.
Эмпирическая база:
- анализ документов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ (Татарстан)» города Лениногорск (устав, должностные инструкции);
- анкетирование как один из видов методологической базы ( опрос 43 сотрудников);
- наблюдение за сотрудниками при выполнении ими своих должностных обязанностей.
Структура
работы: курсовая работа состоит из
введения, 2-х глав, заключения, списка
использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. РОЛЬ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ
Как говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.д. Первоначально этот процесс был непосредственно включен в совместную деятельность, и лишь позже произошло его «выделение» - так называемая психологическая спецификация, и в этой связи создание специфических средств – семиотическая спецификация.
Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологического знания. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. Не говоря уже о том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введение понятия «обратная связь» не изменяет сути дела), здесь возникает и еще одно существенное упущение [2, с. 47].
При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Поэтому, не исключая возможности применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между людьми.
Основными элементами коммуникационного процесса являются: отправитель, сообщение, канал, получатель.
Отправитель – лицо, генерирующее идею либо собирающее информацию и передающее ее.
Сообщение – информация, закодированная в виде символов.
Канал – средства передачи информации.
Получатель (реципиент) – тот, кому предназначена информация.
Коммуникации можно классифицировать по типу объектов и по степени формализации [4, с.124].
По типу объектов:
-организация – внешняя среда;
-межуровневая (восходящая);
-межуровневая (нисходящая);
-горизонтальная;
-руководитель – подчиненный;
-руководитель – рабочая группа.
По степени формализации:
-формальные коммуникации;
-неформальные коммуникации.
Управление должно решить три задачи, создавая информационную подструктуру организации деятельности:
• организацию коммуникативных сетей;
• повышение качества информации, циркулирующей по коммуникативным сетям, обеспечивающей управление и деятельность персонала;
• полноценное использование информации для решения задач управления.
Эти задачи связаны со своеобразной группой психологических факторов - познавательно-коммуникативных. Чтобы повысить эффективность управления, необходимо знать, учитывать и совершенствовать эту группу психологических факторов.
Информационное сообщение - содержание информации, переданной при коммуникации от одного лица другому. Канал коммуникации - направление движения информационного сообщения. Информационный обмен - передача информации друг другу по каналу. Коммуникативная цепь - ряд каналов коммуникации, связанных движением однородных информационных сообщений. Могут быть индивидуальные и групповые информационные сети. Информационная роль - совокупность функций по информационному обмену, выполняемых данным лицом в коммуникативной сети.
Коммуникативная сеть — сложно соединенная и переплетенная система коммуникативных информационных потоков, циркулирующих по всем элементам организации органа и обеспечивающая ее деятельность. Это схема циркуляции информации. Основа ее задается структурой организации и организационными отношениями между его подразделениями и должностными лицами, т.е. основа лежит в организационно-правовой плоскости [3, с.87].
Реальная
же картина передачи сообщений может
не совпадать с ней, и причиной
этого выступают
Умелый руководитель принимает меры по обеспечению положительного влияния психологических факторов на коммуникации. К. Киллен, изучавший этот вопрос, пишет: «Представьте себе, как крайний случай, попытку общения с человеком, целящимся в вас из винтовки. До тех пор, пока этот человек относится к вам как к врагу, вряд ли удастся с ним эффективно общаться. Однако глубокое взаимное уважение отправителя и получателя сообщений чрезвычайно облегчает коммуникацию и позволяет быстро находить решение даже самых трудных проблем». Надо уделять внимание прежде всего межличностным взаимоотношениям, взаимоотношениям руководителей служб и их коллективов, преодолевать психологические барьеры (взаимное недоверие, отсутствие единства подходов, нездоровая конкуренция, осторожность в передаче информации, разборчивость в подключении новых коммуникативных каналов, пользование нелегальными коммуникативными каналами и пр.).
Сказывается то, как развиты и развиваются у сотрудников коммуникативные способности и умения: общительность, доступность, умение слушать и быстро схватывать суть сообщения, быстро и правильно решать, кому передать информацию, умение хранить и быстро находить нужную информацию, четко, ясно и кратко передавать сообщение и др. [5, с.132]
Срывы могут возникать и из-за перегрузки отдельных точек, лиц в коммуникативных сетях, превышающей их психологическую пропускную способность.
Таким
образом, коммуникация представляет собой
сложный процесс, который требует
особого подхода. Она бывает формальной
и неформальной. От эффективности коммуникационного
процесса зависит деятельность всей организации.
Поэтому очень важно, чтобы сообщения
содержали полную и достоверную информацию.