Коммуникации в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить особенности межличностных коммуникаций в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ (Татарстан)» города Лениногорск.
Задачи исследования:
- рассмотреть, что представляет из себя процесс коммуникации;
- выявить каким образом влияют конфликты на работу между отделами;
- изучить какие отношения в коллективе благотворно влияют на процесс деятельности;
- предложить рекомендации по совершенствованию взаимоотношений внутри коллектива.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. РОЛЬ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ…………………...6
1.1. Сущность коммуникационного процесса……………………............6
1.2. Коммуникационный процесс: этапы и элементы…………..............10
1.3. Причины возникновения межличностных барьеров и их преодоление……………………………………………………………………...14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ……..…………………………………………………….……17
2.1. Характеристика деятельности организации…………………..........17
2.2. Исследование межличностных коммуникаций в организации…...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Работа состоит из  1 файл

коммуникация в организации.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. РОЛЬ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ…………………...6

     1.1. Сущность коммуникационного процесса……………………............6

     1.2. Коммуникационный процесс: этапы и элементы…………..............10

     1.3. Причины возникновения межличностных барьеров и  их преодоление……………………………………………………………………...14

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ……..…………………………………………………….……17

     2.1. Характеристика деятельности организации…………………..........17

     2.2. Исследование межличностных коммуникаций в организации…...20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....27

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….28 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы исследования. Человечество с древних времен научилось общаться между собой. Эти коммуникации носили различный характер. В одном случае это были положительные коммуникации, которые приносили много пользы. В другом случае они носили негативный, т.е. отрицательный характер воздействия. Каждый человек сам решает для себя какого рода коммуникацию ему использовать и поддерживать. Ведь недаром говорят, кто владеет информацией, тот владеет миром. Данное высказывание подтверждает тот факт, что человеку необходимо выстраивать коммуникацию таким образом, чтобы она работала на него, приносила ему пользу и выгоду.

     Общество  всегда располагало теми или иными средствами распространения информации, потребовались века, прежде чем широкое и целенаправленное распространение информации  превратилось  в  одно из главных способов управления обществом. С тех пор,  как  человек  выяснил, что без общения ему  не  прожить,  он  постоянно  изъявляет  острое  желание получать все новую и новую информацию.  Несомненно, в первую очередь она нужна человеку, чтобы общаться, иметь тему для разговоров, обсуждений. И обмен информацией – одна из самых важных  составных частей современного общества.

     По  общему признанию, коммуникации имеют  огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто умеет эффективно коммуницировать. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».

     Роль  коммуникаций очевидна как на малых  фирмах, так и в мощных компаниях  и корпорациях. От эффективности  коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.

     Коммуникации  оказывают огромное влияние на эффективность  управления организаций и на ее функционирование. Ведь если люди не смогут обмениваться информацией, они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их.

     Цель  исследования: изучить особенности межличностных коммуникаций в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ (Татарстан)» города Лениногорск.

     Задачи исследования:

- рассмотреть, что представляет из себя процесс коммуникации;

- выявить каким образом влияют конфликты на работу между отделами;

- изучить какие отношения в коллективе благотворно влияют на процесс деятельности;

- предложить рекомендации по совершенствованию взаимоотношений внутри коллектива.

     Степень разработанности  проблемы. Вопросу коммуникации между людьми в научной литературе уделяется большое внимание. Так например, авторы Г.Бейтсон, Р.Акофф, В.Фоке, Г.Аллисон, К.Левин в своих работах рассматривают элементы коммуникационного процесса. Проблемами изучения конфликтных ситуаций большое внимание уделяли такие ученые и философы как Аристотель, Т.Гоббс, К. Маркс, М.Вебер и т.д. [2,3,4,6].

     Конкуренция в коллективе также стоит особого  рассмотрения. А.Смит, Хайек, Дж.Робинсон, Э.Чемберлин и другие занимались данным вопросом и искали пути решения, которые бы сглаживали этот негативный процесс [2,4,6].

     Объектом  исследования курсовой работы являются межличностные коммуникации в организации.

     Предметом исследования является воздействие межличностных коммуникаций на эффективность деятельности ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ (Татарстан)» города Лениногорск.

     Эмпирическая  база:

- анализ  документов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ (Татарстан)» города Лениногорск (устав, должностные инструкции);

- анкетирование как один из видов методологической базы ( опрос 43 сотрудников); 

- наблюдение за сотрудниками при выполнении ими своих должностных обязанностей.

     Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников и приложения. 

 

ГЛАВА 1. РОЛЬ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ

    1. СУЩНОСТЬ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
 

     Как говорят о коммуникации в узком  смысле слова, то прежде всего имеют  в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.д. Первоначально этот процесс был непосредственно включен в совместную деятельность, и лишь позже произошло его «выделение» - так называемая психологическая спецификация, и в этой связи создание специфических средств – семиотическая спецификация.

     Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, можно рассматривать  как информацию, и тогда сам  процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологического знания. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. Не говоря уже о том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введение понятия «обратная связь» не изменяет сути дела), здесь возникает и еще одно существенное упущение [2, с. 47].

     При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

     Поэтому, не исключая возможности применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между людьми.

     Основными элементами коммуникационного процесса являются: отправитель, сообщение, канал, получатель.

     Отправитель – лицо, генерирующее идею либо собирающее информацию и передающее ее.

     Сообщение – информация, закодированная в  виде символов.

     Канал – средства передачи информации.

     Получатель (реципиент) – тот, кому предназначена  информация.

     Коммуникации  можно классифицировать по типу объектов и по степени формализации [4, с.124].

         По  типу объектов:

-организация  – внешняя среда;

-межуровневая (восходящая);

-межуровневая (нисходящая);

-горизонтальная;

-руководитель  – подчиненный;

-руководитель  – рабочая группа.

         По  степени формализации:

-формальные  коммуникации;

-неформальные  коммуникации.

     Управление  должно решить три задачи, создавая информационную подструктуру организации  деятельности:

• организацию  коммуникативных сетей;

• повышение  качества информации, циркулирующей  по коммуникативным сетям, обеспечивающей управление и деятельность персонала;

• полноценное  использование информации для решения  задач управления.

     Эти задачи связаны со своеобразной группой психологических факторов - познавательно-коммуникативных. Чтобы повысить эффективность управления, необходимо знать, учитывать и совершенствовать эту группу психологических факторов.

     Информационное  сообщение - содержание информации, переданной при коммуникации от одного лица другому. Канал коммуникации - направление движения информационного сообщения. Информационный обмен - передача информации друг другу по каналу. Коммуникативная цепь - ряд каналов коммуникации, связанных движением однородных информационных сообщений. Могут быть индивидуальные и групповые информационные сети. Информационная роль - совокупность функций по информационному обмену, выполняемых данным лицом в коммуникативной сети.

     Коммуникативная сеть — сложно соединенная и переплетенная система коммуникативных информационных потоков, циркулирующих по всем элементам организации органа и обеспечивающая ее деятельность. Это схема циркуляции информации. Основа ее задается структурой организации и организационными отношениями между его подразделениями и должностными лицами, т.е. основа лежит в организационно-правовой плоскости [3, с.87].

     Реальная  же картина передачи сообщений может  не совпадать с ней, и причиной этого выступают психологические  факторы. Под их влиянием происходит обрыв нормативных (формализованных) каналов и цепей, возникновение новых, их изменение (ослабление или усиление), изменение информационных ролей отдельных лиц, утечка служебной информации и др. Поэтому надо тщательно следить за влиянием психологических факторов на коммуникации.

     Умелый  руководитель принимает меры по обеспечению  положительного влияния психологических  факторов на коммуникации. К. Киллен, изучавший  этот вопрос, пишет: «Представьте себе, как крайний случай, попытку общения  с человеком, целящимся в вас из винтовки. До тех пор, пока этот человек относится к вам как к врагу, вряд ли удастся с ним эффективно общаться. Однако глубокое взаимное уважение отправителя и получателя сообщений чрезвычайно облегчает коммуникацию и позволяет быстро находить решение даже самых трудных проблем». Надо уделять внимание прежде всего межличностным взаимоотношениям, взаимоотношениям руководителей служб и их коллективов, преодолевать психологические барьеры (взаимное недоверие, отсутствие единства подходов, нездоровая конкуренция, осторожность в передаче информации, разборчивость в подключении новых коммуникативных каналов, пользование нелегальными коммуникативными каналами и пр.).

     Сказывается то, как развиты и развиваются  у сотрудников коммуникативные  способности и умения: общительность, доступность, умение слушать и быстро схватывать суть сообщения, быстро и правильно решать, кому передать информацию, умение хранить и быстро находить нужную информацию, четко, ясно и кратко передавать сообщение и др. [5, с.132]

     Срывы могут возникать и из-за перегрузки отдельных точек, лиц в коммуникативных  сетях, превышающей их психологическую  пропускную способность.

     Таким образом, коммуникация представляет собой  сложный процесс, который требует  особого подхода. Она бывает формальной и неформальной. От эффективности коммуникационного процесса зависит деятельность всей организации. Поэтому очень важно, чтобы сообщения содержали полную и достоверную информацию. 
 
 

Информация о работе Коммуникации в организации