Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:05, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности межличностных коммуникаций в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ (Татарстан)» города Лениногорск.
Задачи исследования:
- рассмотреть, что представляет из себя процесс коммуникации;
- выявить каким образом влияют конфликты на работу между отделами;
- изучить какие отношения в коллективе благотворно влияют на процесс деятельности;
- предложить рекомендации по совершенствованию взаимоотношений внутри коллектива.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. РОЛЬ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ…………………...6
1.1. Сущность коммуникационного процесса……………………............6
1.2. Коммуникационный процесс: этапы и элементы…………..............10
1.3. Причины возникновения межличностных барьеров и их преодоление……………………………………………………………………...14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ……..…………………………………………………….……17
2.1. Характеристика деятельности организации…………………..........17
2.2. Исследование межличностных коммуникаций в организации…...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
· Коммуникация – это межличностная деятельность, протекающая в определенной социальной среде. Люди, передающие информацию, могут это сделать различными способами, а также использовать эти способы одновременно.
· Отправителю желательно при подготовке сообщения заранее идентифицировать личность (личности) того (тех), кому он хочет его отправить.
· Отправителю необходимо убедиться, что сообщение не только получено, но и понято, что возможно только при наличии обратной связи.
· Сообщение должно быть подготовлено в такой форме, и в таких символах (язык), которые получатель может понять.
· Отправителю необходимо убедить получателя, что сообщение заслуживает внимания [7, с.43].
Отправитель, обладающий высокой степенью доверия, может на начальном этапе повлиять на перспективы освоения социальной технологии «Прозрачный бюджет» значительно в большей степени, чем тот, сообщение которого из-за низкой степени доверия будет воспринято негативно или критически.
Этапы коммуникационного процесса – это зарождение идеи сообщения; кодирование – перевод информации в коммуникационные символы; передача; декодирование – перевод символов отправителя в мысли получателя.
Отправитель начинает коммуникацию и здесь самое главное - осознание того, что именно, какую информацию он хочет передать и в чем суть его сообщения.
Следующий этап – кодирование, когда отправитель кодирует сообщение, т.е. отбирает необходимые для передачи символы и, таким образом, переводит собственные мысли, идеи, в форму, с его точки зрения, наиболее понятную. Поскольку выбранные отправителем символы могут иметь неоднозначную трактовку, появляется возможность неправильной их интерпретации. Чтобы уменьшить вероятность такой ситуации, можно использовать пять принципов точного кодирования сообщения [7, с.198]:
- уместность: сделать сообщение уместным и значительным, тщательно выбирая слова, символы или жесты;
- простота: использовать в сообщении самые простые слова, минимизировать их количество, символы и/или жесты;
- организация: разбить сообщение на несколько пунктов для удобства восприятия;
- повторение: выделить основные моменты сообщения и повторить их, по меньшей мере, один раз; что важно, в частности, при устной коммуникации, когда индивиды могут не расслышать ваши слова;
- фокус: сконцентрироваться на существенных аспектах сообщения, чтобы оно было понятым и не содержало лишних подробностей.
Передача и отправка сообщения это нетождественные понятия, поскольку получатель в силу большой загруженности может ознакомиться с сообщением лишь частично, не осознать его смысла (например, получатель, получающий приглашение принять участие в общественных слушаниях, занимает высокий пост во властных структурах), либо вообще его не получить.
Коммуникация имеет место только тогда, когда получатель не только получает сообщение, но и понимает именно то, что отправитель намеревался ему сообщить. В процессе декодирования получатель стремиться воссоздать идеи отправителя, осознавая смысл символов, используя свой опыт и знания и интерпретируя сообщение в целом с учетом общих обстоятельств, в которых осуществляется коммуникация. Однако, неверно декодируя символы, он может понять и совсем не то, что хотел сообщить отправитель.
Здесь важное значение имеет тот опыт, на основе которого получатель и отправитель воспринимают сообщения, так как каждый из них обладает своим полем восприятия. Такое поле в широком смысле - это аккумулированный опыт отдельного человека, накопленный им за время своей жизни. Сюда включается язык, культура, знания, ценности, социализация и представления о себе. Это личная точка зрения человека о мире, о том, какое место сам он в нем занимает.
В более узком смысле применительно к задаче освоения и продвижения социальной технологии «Прозрачный бюджет» - это знание сути социальной технологии, собственная позиция человека в отношении социального партнерства, места и роли данной социальных технологий в преобразовании социально-экономической среды, общественного участия в бюджетном процессе и расстановке приоритетов и реализации социальной политики, понимание проблем межсекторного взаимодействия как основы построения гражданского общества и развития демократии, а также своего участия в этом процессе.
Для
общения и понимания друг друга
необходима общая база, чтобы поля
восприятия отправителя и получателя
пересекались. При этом они могут
быть неидентичные, но общая площадь
взаимного пересечения
Шум
– это то, что снижает смысл
переданной информации. Основными источниками
шума являются барьеры коммуникаций
(непонимание людьми друг друга), имеющие
различную природу: технологические,
физиологические или
Снижение шума возможно путем введения обратной связи, которая представляет собой опорную реакцию на то, что прочитано, услышано или увидено, когда информация отсылается обратно отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия (несогласия) с сообщением.
Таким
образом, коммуникация в своем процессе
проходит несколько этапов. Важное
значение при этом имеет тот опыт, на основе
которого получатель и отправитель воспринимают
сообщения, так как каждый из них обладает
своим полем восприятия. Поэтому необходимо,
чтобы взгляды двух сторон совпадали.
При
организации межличностных
1.
Преграды, обусловленные восприятием
(неналожение полей восприятия
получателя и отправителя). Они
могут быть следствием
2. Семантические барьеры, обусловленные способами использования слов и значений, передаваемых словами – вербальными символами, являющимися основным средством для кодирования идей и информации. Именно семантические вариации часто являются причиной неверного понимания переданной информации. Здесь важно выработать общий «язык» для обслуживания проблемы общественного участия в бюджетном процессе, который вырабатывается, в том числе и в ходе образовательных семинаров.
3. Невербальные преграды – это жесты, мимика, позы, интонации, модуляция голоса, которые не соответствуют идее, которую хочет сообщить отправитель, и вступают в противоречие со значением слов.
4.
Плохая обратная связь, когда
сообщение, переданное, по мнению
отправителя в полном
5.
Неумение слушать, поскольку
Повышение
эффективности межличностных
1.
Совершенствуйте искусство
- перестаньте
говорить (невозможно слушать
- помогите
говорящему раскрепоститься (
- покажите
говорящему, что вы готовы слушать
(нужно выглядеть и
- устраните раздражающие моменты (постукивание по столу, перекладывание бумаг и т.д.);
- сопереживайте говорящему (попробуйте поставить себя на место говорящего);
- будьте
терпеливы (не прерывайте
- сдерживайте свой характер (рассерженный человек придает словам неверный смысл);
- не
допускайте споров и
- задавайте
вопросы (это показывает
- перестаньте
говорить (это первое и последнее
правило, т.к. вы не можете
эффективно слушать, если
2.
Поясняйте свои идеи, положенные
в основу передаваемой
3.
Повышайте свою
4.
Внимательно следите за
5.
Демонстрируйте открытость и
эмпатию, т.е. внимание к
6. Устанавливайте эффективную обратную связь: задавайте вопросы, оценивайте язык поз, жестов, интонации получателя (-лей) информации, контролируйте первые результаты совместного обсуждения и т.д.
В области коммуникаций для преодоления барьеров необходимо:
- считаться с получателем;
- мыслить ясно;
- использовать KISS – принцип (Keepit short and simple «Держись краткости и простоты»).
Таким
образом, умелая доставка (передача) информации
предполагает выбор наиболее эффективного
для данной задачи канала: передача речи
и письменных материалов, электронные
средства связи, включая компьютерные
сети, электронная почта и т.д. Усиление
сообщения возможно путем кодирования
с использованием многих средств связи
на одном канале, либо путем передачи с
применением нескольких каналов.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ФГУЗ «ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В РТ» ГОРОДА ЛЕНИНОГОРСК
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
От того насколько верно выбран канал или средство для передачи
информации (сообщения) зависит эффективность работы системы коммуникации и всей организации в целом. Вся ответственность за это в большинстве случаев ложится на руководителей.
Рассмотрим важность применения и выбора каналов коммуникаций на примере ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ (Татарстан)» города Лениногорск.