Коммуникативные барьеры. Правила проведения эффективной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:33, реферат

Описание

Коммуникации являются важнейшей составляющей в деятельности руководителя, поскольку коммуникации - это обмен информацией между людьми. Без обмена информацией они не могут вместе работать, формулировать задачи и решать их.

Содержание

1. Введение 2
2. Структура коммуникации. 4
3. Основные коммуникативные барьеры 5
4. Преодоление барьеров 12
5. Заключение 14

Работа состоит из  1 файл

реферат-ком. барьеры.docx

— 48.63 Кб (Скачать документ)

 
Российский  государственный университет физической культуры, спорта и туризма 
 
 

Реферат:

Коммуникативные барьеры. Правила проведения эффективной коммуникации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 3 курса 5 группы

Специализация «Менеджмент в спорте»

Митрофанова Александра

Проверила: Объедкова Л.П.

 
 
 
 

Москва 

2011 

Оглавление

1. Введение 2

2. Структура коммуникации. 4

3. Основные коммуникативные барьеры 5

4. Преодоление барьеров 12

5. Заключение 14

 

  1. Введение

Коммуникации  являются важнейшей составляющей в  деятельности руководителя, поскольку  коммуникации - это обмен информацией  между людьми. Без обмена информацией  они не могут вместе работать, формулировать  задачи и решать их.

Коммуникации - важнейший элемент обеспечения  эффективности управления. Руководитель тратит от 50 до 90% своего времени именно на коммуникации. Не только слово, цифра  и другая информация, которая может  быть представлена письменно или  графически, занимает основное место  и является важнейшим в коммуникационном процессе, но и другие элементы (жесты, мимика, паузы) являются определяющими с позиций оценки эффективности управления.

Огромное  количество контактов, в которые  ежедневно вступает человек, требует  от него выполнения целого ряда условий  и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию  по отношению к другим людям.

В целом  взаимодействие с обществом сегодня  должно строиться на глубоком анализе  и понимании всех факторов, способных  повлиять на людей и на их отношение  к компании, к ее товару или услугам.

В последние  годы многие предприятия и организации  получили право непосредственного  выхода на внешний рынок, что заставляет фиксировать внимание на особенностях общения, связанных с этническими  особенностями.

В наше время происходит постоянное расширение контактов на всех уровнях, что означает большую социальную мобильность. Многие специалисты утверждают, что чтобы  не совершать ошибок, необходимо изучать  психологические особенности своих  партнеров, сослуживцев, подчиненных, конкурентов.

Деловое общение - это сложный многоплановый  процесс развития контактов между  людьми в служебной сфере. Его  участники выступают в официальных  статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Однако  в процессе общения нередко возникают  затруднения, непонимание. Причиной их могут быть коммуникативные барьеры, возникающие в процессе управленческого общения. 

  1. Структура коммуникации.

Процесс коммуникации включает 7 основных структурных компонентов:

  • отправитель — лицо (или группа), являющееся источником сообщения для коммуникативного обмена;
  • сообщение — собственно информация, подлежащая передаче получателю;
  • получатель — адресат (лицо или группа), которому предназначено сообщение;
  • канал коммуникации — средство (или система средств), с помощью которого происходит передача сообщения;
  • «шум» — вся совокупность внешних (из среды) и внутренних помех, искажающих информацию, предназначенную для коммуникации;
  • обратная связь — информация от получателя к отправителю, служащая для индикации степени понятности сообщения;
  • коррекция — изменения, вносимые в первоначальную информацию отправителем в целях обеспечения ее понятности получателю.

В любой  коммуникационной ситуации всегда есть как минимум два субъекта - отправитель  и получатель. Первый отправляет сообщение, второй его получает (адресатов может  быть несколько, если взять в качестве примера презентацию, когда один оратор обращается к целой аудитории). Передаются не только слова или звуки, но и визуальный ряд, эмоциональный  фон, интонации, жестикуляция, пантомимика  и т.д. Любое сообщение передается с помощью того или иного канала коммуникации. Канал коммуникации - это своеобразное средство передачи информации. Слова передаются с помощью  вербального канала; звуки, интонация, тон и тембр - с помощью вокального; внешний вид, жестикуляция, пантомимика  и микромимика - с помощью невербального  и т.д. Таким образом, с помощью  каналов коммуникации отправитель  передает сообщение получателю.

В результате на получателя оказывается воздействие - эффект. Это может быть обдумывание  информации, согласие, несогласие, агрессия, непонимание. Так или иначе, все  это выражается в обратной связи - в ответной реакции или сообщении. При этом роли у субъектов меняются. Получатель, давая обратную связь, становится отправителем, а отправитель - получателем. Вообще разделение на отправителя и получателя является достаточно условным, так как любая из сторон попеременно является и тем и другим.

В своем  развертывании процесс коммуникации проходит 4 основных этапа:

  • возникновение намерения, зарождение и формулировка идеи, информацию о которой отправитель затем делает сообщением;
  • оформление идеи — кодирование и выбор способа (канала) для ее передачи;
  • сама передача как таковая, т.е. собственно коммуникативный акт;
  • декодирование (понимание смысла) сообщения получателем.

Основные  компоненты и этапы процесса коммуникации имеют стабильную последовательность. Благодаря обратной связи и коррекции  она приобретает замкнутый —  кольцеобразный характер.

«Принцип  кольца» важен и организационно, и психологически. Он обеспечивает результативность коммуникаций в целом. Благодаря ему, обеспечивается контроль ее эффективности и возможность повтора «кольца», т.е. всего коммуникативного цикла в случае неэффективности его первой реализации.

Особенности содержания каждого из компонентов  и этапов коммуникативного процесса наиболее полно отражены в требованиях  к «хорошей коммуникации» (в принципах  и правилах реализации коммуникативной  функции), а также — в наиболее типичных для них ошибках и  «барьерах» коммуникации. Трудности  и источники ошибок («барьеры») коммуникаций столь же разнообразны, как многообразна сама психика. Вместе с тем среди  них выделяются наиболее типичные и  повторяющиеся. Их преодоление составляет неотъемлемую часть коммуникативной  функции деятельности руководителя.

  1. Основные  коммуникативные  барьеры

Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной информации между партнерами по общению.

Это помехи и препятствия, которые искажают исходный смысл сообщения, мешают конструктивному  и грамотному диалогу. Выделяют два  основных вида барьера - объективные  и субъективные. Физический шум, плохая телефонная связь, медленный интернет при online-конференции - все это относится  к независящим от субъектов общения  объективным барьерам. Субъективные барьеры – барьеры, возникающие  из-за неправильного понимания оппонентами друг друга.

В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех коммуникативных  барьеров и их различных модификаций:

  1. «авторитет»;
  2. «избегание»;
  3. «непонимание».

Первые  два обеспечивают защиту от источника  информации, последний — защиту от самого сообщения.

1) Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов:

  • социального положения (статуса), от принадлежности к реальной «авторитетной» группе;
  • привлекательного внешнего вида;
  • доброжелательного отношения к адресату воздействия;
  • компетентности;
  • искренности, причем если слушающий доверяет говорящему, то он очень хорошо воспринимает и запоминает выводы и практически не обращает внимания на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждений.

Чем выше уровень  организаторских стремлений и способностей, тем выше авторитет руководителя, уважение к нему со стороны подчиненных.

Наиболее наглядно это проявляется в выделении  морального (нравственного, персонализированного, личного), функционального (делового) и  формального (должностного) авторитета.

Должностной авторитет  связан с оценкой престижа должности. Чем больше объем власти и полномочий руководителя, тем сильнее психологический эффект его должности.

Более устойчив функциональный авторитет, формирующийся  на основе компетентности, разнообразных  деловых качеств, отношения к  профессиональной деятельности. Но надо понимать, что основой успешных действий крупных руководителей всегда был моральный авторитет, базирующийся на глубоко нравственном отношении к людям, на системе взглядов и убеждений.

Практика руководства  знает немало примеров, когда руководители как формальные лидеры, понимая значение авторитета в управлении коллективом, прибегают к разнообразным приемам  его искусственного создания. Приемы и способы создания искусственного авторитета всесторонне раскрыты советским  педагогом А. С. Макаренко:

  • авторитет расстояния. Руководитель считает, что чем он дальше от подчиненных, чем реже с ними видится и официальнее держится, тем значительнее его влияние на них.
  • авторитет доброты проистекает из ложного понимания руководителем чуткого отношения к подчиненным.
  • авторитет подкупа
  • авторитет резонерства, использование пространных рассуждений нравоучительного характера
  • авторитет педантизма проистекает из склонности к мелочной опеке, излишне жесткой регламентации деятельности подчиненных
  • авторитет горделивости строится на высокомерии руководителя, раздутой тщеславной гордости за действительные или мнимые заслуги
  • авторитет лидера основывается не на постоянном напоминании подчиненным о своем положении, а на налаживании с ними позитивных отношений, создании так называемого эффекта обаяния руководителя.

Наиболее сложная  проблема — предъявление требований. Но именно требовательность — подлинная, обоснованная — лежит в основе авторитета как одно из необходимых  качеств личности руководителя.

К слагаемым  делового авторитета руководителя относятся  и такие качества личности, как  инициативность, компетентность, настойчивость, пунктуальность, дисциплинированность, деловитость, требовательность, критичность, настойчивость в реализации распоряжений и требований, решительность, уверенность  в себе, твердость, аккуратность, владение современными способами принятия решений, планирования, контроля.

2) Барьер «избегание».

Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все  усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит  на собеседника, использует любой предлог  для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при  просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов).

Информация о работе Коммуникативные барьеры. Правила проведения эффективной коммуникации