Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 08:10, курсовая работа
Цель написания данной работы – исследование теоретико-методологических основ и практических приемов формирования мотивационного комплекса на примере организации ЗАО «ЭнТерра», адекватного нынешнему этапу развития рыночных отношений.
В соответствии с целью можно сформулировать следующие задачи:
изучить понятия мотивации и стимулирования персонала организации;
рассмотреть основные теории трудовой мотивации, а также их преимущества и недостатки;
выделить основные стратегии и методы мотивации персонала на примере организации «ЭнТерра»;
изучить отличительные особенности систем мотивации персонала в организациях России от организаций других стран;
рассмотреть зарубежный опыт в стимулировании и мотивации персонала;
выделить основные пути совершенствования системы мотивации персонала.
Персонал, как известно, является ведущим активом предприятия. Но именно реальный процесс мотивации и стимулирования, в зависимости от своего состояния, может или сохранять и увеличивать этот актив, или превращать его в пассив. Руководители, являясь непосредственными участниками данного процесса и «полномочными представителями системы стимулирования» на предприятии (в организации, учреждении) индивидуально понимают значимость связок «мотивы и стимулы», «мотивация и стимулирование» [8]. Изучим, что же нового появилось в этой области.
Напомним, что мотивы - это внутренние побудители отдельного человека-работника (индивидуальные мотивы), группы людей (групповые мотивы) или коллектива (коллективные мотивы).
Понятия «мотивация» и «мотивирование» используются не только в смысле формирования индивидуальных, групповых и коллективных мотивов, но и обозначения процесса влияния стимулов на мотивы для получения требуемого уровня мотивированности.[11]
В свою очередь, относительно отдельного работника, группы или коллектива стимулы выступают как внешние побудители в труде, деятельности и работе, которые ему адресует предприятие. А система стимулирования определяется и конструируется на предприятии исходя из его возможностей, целей и уровня профессионализма руководителей [9].
Исходя из такого понимания мотивов и стимулов, а также соответственных систем мотивации и стимулирования, участники семинаров выходили на их различные соотношения в текущей практике управления предприятием.
Соотношение первое: чем больше система стимулирования соответствует мотивации работника, группы, коллектива, чем сильнее ее действие, тем выше эффективность действия стимулов.
Это простое и вроде бы понятное, на первый взгляд, соотношение в отечественной практике управления предприятиями длительное время было лишено необходимого информационно-аналитического подкрепления по знанию мотивации своего персонала. Поэтому практика стимулирования на многих российских предприятиях базировалась и продолжает базироваться на неком внутреннем ощущении руководителями мотивации своего персонала.
Соотношение второе (или обратное): чем меньше система стимулирования соответствует мотивации работника, группы, коллектива, тем слабее ее действие и тем ниже эффективность действия стимулов [9].
Такое соотношение возникает по различным причинам, но главной среди них является, как отмечали участники семинаров, незнание мотивации, или отсутствие необходимой аналитической информации.
Используемые в рамках
проведенных семинаров
Первая типичная слабость заключается в том, что руководители, как правило, рассматривают систему стимулирования в узком спектре стимулов, а работники – в более широком.
Руководители обычно относят к стимулам три классические группы.
В данном отношении следует отметить следующую закономерность. Методы морального стимулирования являются наиболее доступными для руководителей, но их палитра в практическом использовании, как правило, довольно бедна. Это, как выяснилось, объясняется тремя причинами:
Вторая типичная слабость системы стимулирования состоите том, что руководители рассматривают ее с чисто формальных позиций (то есть наличие прав по применению тех или иных методов), а подчиненные – как с формальных, так и с неформальных.
Работники предприятий делят методы стимулирования на следующие группы:
По мнению работников предприятий, большинство руководителей тяготеют к использованию жестких методов. Хотя приводились примеры того, как некоторые высокопрофессиональные руководители расширяют арсенал методов стимулирования за счет полужестких и особенно мягких методов. Например, можно работнику объявить благодарность в приказе. Поскольку у руководителя подразделения нет такого права, он придерживается установленного порядка, то есть выходит с соответствующим ходатайством к руководителю предприятия. В результате бюрократическая машина закручивается, теряется время, и эффективность такого поощрения резко снижается. Но ведь благодарность можно объявить устно, перед коллективом подразделения, в ходе повседневного общения. То есть наряду с формальным вариантом метода имеются мягкие его разновидности, отличающиеся большей оперативностью и большим «откликом» (эффективностью).
И, наконец, третья типичная слабость систем стимулирования заключается в том, что они используются, как правило, без обратной связи.
Большинство работников предприятий (а среди них были и с большим стажем работы) впервые в жизни участвовали в тренинге, посвященном оценке той формальной (жесткой) системы стимулирования, которую на сегодняшний день имеет каждый из них на своем предприятии. Далее было предложено дополнить эту систему в соответствии с индивидуальной мотивацией, то есть «что бы я хотел(а) еще иметь среди формальных стимулов». И в результате список стимулов был серьезно дополнен [9].
При этом на многих предприятиях не использовались и не используются какие-либо формы и методы оценки работниками системы стимулирования. То есть получается мотивационно-стимулирующий парадокс: работнику адресуется некий набор формальных стимулов, а как он их воспринимает и оценивает, никого не интересует. От работника ожидаются только результаты работы. Такое «стимулирующее равнодушие» - весьма характерная черта российской практики.
Таким образом, практической
закономерностью в области
Глава 3. Мотивация как способ реализации стратегии компании на примере ЗАО «Энтерра»
Безусловно, что каждый
руководитель, основываясь на миссии
компании, на её стратегических целях
обязан разработать и внедрять в
организацию мотивационные
Бесспорным фактом является
и то, что система мотиваций
открывает возможности для
В данной главе будут
рассмотрены основные моменты системы
мотивации сотрудников и
3.1. История организации «Энтерра»
Группа компаний «ЭнТерра» - крупное российское производственно-инжиниринговое предприятие.
Компания имеет 3 основных направлений бизнеса:
-строительство высоковольтных подстанций 35, 110, 220 кВ «под ключ»;
-возведение объектов промышленной генерации
«под ключ»;
-проведение энергоаудита, формирование
и реализация программ по энергосбережению.
В рамках каждого направления компания
предлагает полный спектр услуг: проектирование,
производство и комплектацию, строительные,
электромонтажные, пусконаладочные работы,
ввод объекта в эксплуатацию.
Все этапы реализации проекта осуществляются
силами собственных
подразделений:
-Департамент проектирования выполняет работы по проектированию
объектов электроэнергетики;
-Завод «КТП-Урал» изготавливает оборудование и комплектует
электросетевые объекты;
-Строительное управление выполняет строительные, электромонтажные,
пусконаладочные работы на объектах энергетики;
-Департамент промышленной
генерации выполняет строительство объектов электро-
и теплогенерации «под ключ»;
-Департамент систем энергоучета
и автоматизации осуществляет энергоаудит, реализацию
мероприятий по энергосбережению, создание
автоматизированных систем учета и управления
энергоресурсами.[20]
Налаженная система организации производства
и структура менеджмента Компании позволяют
оперативно стартовать в работе над проектом,
формировать строительно-монтажные бригады
и выполнять работы практически в любой
точке Российской Федерации.
С 2003 года спроектировано, укомплектовано, построено и введено в эксплуатацию более 400 объектов для сетевых компаний, предприятий нефтегазового комплекса, металлургии на территории практически всех субъектов Российской Федерации от Калининграда до Чукотки.
«ЭнТерра» предлагает своим клиентам не просто набор услуг, а комплексное решение любого масштаба. Компания может разработать и внедрить как схему энергоснабжения отдельного предприятия, так и целого региона.
Цель компании – увеличение крупных сделок, появление новых крупных заказчиков
3.2.Методы материального
и нематериального
За 10 лет существования на Российском рынке в области энергетики, компания успешно использует комплекс мотивационных методов в управлении организацией :
1.Уделение большгое
внимание процессу адаптации
каждого нового специалиста в
компании и обеспечение
2. Поддержание и повышение
квалификации сотрудников и
3. Компания предлагает
неограниченные возможности
4. Компания с удовольствием организует корпоративные и спортивные праздники, и просто развлекательные мероприятия.
Организация предоставляет компенсационный пакет, в который входят:
1.бесплатное медицинское
обслуживание (добровольное медицинское
страхование, в том числе
2. надбавки к окладу
стимулирующего и
3. система проектного и ежеквартального премирования
Эти методы в совокупности обеспечивают крепкое существование организации, расширение на российском рынке, так как данные методы материального и нематериального стимулирования обеспечивают компанию высококвалифицированными специалистами и рабочими, позволяя персоналу расти и развиваться внутри компании и соответственно работать на достижение поставленной цели.
3.3. Основные кадровые показатели в 2009-2011гг
ПОКАЗАТЕЛЬ |
2009 |
2010 |
2011 |
2011 г. в % к 2009 г. |
Численность персонала |
230 |
250 |
300 |
13% |
Удельный вес рабочих |
0,4 |
0,52 |
0,5 |
125% |
Удельный вес АУП |
0.013 |
0.016 |
0.013 |
- |
Удельный вес специалистов |
0.34 |
0.38 |
0.4 |
117% |
Удельный вес руководителей Удельный вес служащих |
0.03 0.12 |
0.03 0.05 |
0.03 0.06 |
- 50% |
Средний возраст работающих |
39л |
40л |
35л |
90% |
Движение кадров |
||||
Коэффициент прибытия |
0.15 |
0.12 |
0.21 |
144% |
Коэффициент выбытия |
0.02 |
0.04 |
0.05 |
250% |