Концепции мотивации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 08:10, курсовая работа

Описание

Цель написания данной работы – исследование теоретико-методологических основ и практических приемов формирования мотивационного комплекса на примере организации ЗАО «ЭнТерра», адекватного нынешнему этапу развития рыночных отношений.
В соответствии с целью можно сформулировать следующие задачи:
изучить понятия мотивации и стимулирования персонала организации;
рассмотреть основные теории трудовой мотивации, а также их преимущества и недостатки;
выделить основные стратегии и методы мотивации персонала на примере организации «ЭнТерра»;
изучить отличительные особенности систем мотивации персонала в организациях России от организаций других стран;
рассмотреть зарубежный опыт в стимулировании и мотивации персонала;
выделить основные пути совершенствования системы мотивации персонала.

Работа состоит из  1 файл

мотивация.doc

— 358.00 Кб (Скачать документ)

Многие из этих факторов компания дает возможность удовлетворить, особенно это касается обучения, повышения квалификации, уважение к своим сотрудникам. Однако, если руководители организации примут во внимания эти факторы и будут совершенствовать их разработку, сотрудники будут показывать более высокие производительные результаты и позволят приблизить организацию к ее целям.

 

3.5. Предложения  по совершенствованию мотивации  персонала на предприятии ЗАО  «ЭнТерра»

При внесении предложений  по совершенствованию мотивации  персонала следует учесть собранные при анкетировании данные. Анализ обработанных данных показывает, что наибольшую значимость для респондентов представляют блоки требований как ценностной, так и прагматической ориентации: высокая зарплата и интересная работа, доставляющая удовольствие, заслужить уважение окружающих, повышать квалификацию и знания.[18]

Для повышения мотивации  труда могут использоваться параллельно  как материальное, так и моральное  стимулирование.

 В последнее время  для возможности существования предприятия важную роль играют все факторы. И на одном из первых мест стоит проблема мотивации работников предприятия, как механизм увеличения работоспособности, а вследствие этого и увеличение прибыли предприятия. Здесь я также предлагаю некоторые теоретические основы.

Карьерное стимулирование сегодня все более привлекает внимание менеджеров серьезных фирм. Оно позволяет задействовать  внутренний потенциал сотрудников  объединяя в себе  целый комплекс мер стимулирования эффективного труда и развития профессионального  потенциала  сотрудников. Очевидно, что для поддержания внутренних стимулов сотрудника  необходимо организовывать определенные виды перемещений и карьерных передвижений. Важным условием целенаправленного развития внутреннего потенциала сотрудника и эффективного использования его потенциала является планирование карьеры. Эффективность реализации функций системы управления карьерным процессом ЗАО "ЭнТерра"  может быть достигнута посредством их интеграции, комбинирования в различные технологии, среди которых наряду с такими универсальными персонал-технологиями, как управление по целям, обучение, управление адаптацией и профессиональной ориентацией, должны применяться и специфические карьерные: работа с резервом на выдвижение, индивидуальное психологическое консультирование по вопросам карьеры, моделирование карьерограмм в организации, принятию более адекватных решений по карьере.

Достижение целей, реализация функций и технологий управления карьерным процессом ЗАО "ЭнТерра"  должны происходить на основе определенных принципов, основными из которых могут быть:

1. коллегиальность в принятии решений по карьере;

2. совмещение целей организации и индивидуальных интересов сотрудников;

3. непрерывность развития и продвижения сотрудников;

4. прозрачность процедур и технологий оценки, механизма должностных перемещений (информирование персонала о вакансиях, об условиях их замещения, критериях отбора);

5. экономичность развития, отбора и продвижения (например, обучение в деятельности, “новые знания – под новую должность”).

Таким образом, хорошо сформулированные усилия по развитию системы управления карьерой на предприятии могут помочь работникам в определении их собственных  потребностей к продвижению, дать информацию о подходящих возможностях карьеры  внутри предприятия и сочетать потребности и цели работника с целями организации. Формирование такой системы может уменьшить устаревание людских ресурсов, которые так дорого обходятся предприятию.[15]

Совершенствование методов  экономического стимулирования персонала  ЗАО "ЭнТерра" должно основываться на установлении зависимости между оплатой труда и   уровнем доходов предприятия, а так же эффективностью труда самого работника.

Существующая на предприятии  система премирования  не ставит размер оплаты труда в зависимость от непосредственной результативности работы персонала, ориентируясь на производственные планы подразделений. Она призвана только предотвращать нарушения трудовой дисциплины. Для более эффективного  воздействия материальных стимулов на персонал  необходимо  ввести более дифференцированную систему надбавок к основному фонду оплаты труда для всех работников. Те компоненты, которые оказывают существенное влияние на повышение производительности труда в существующей системе, продолжают использовать во вновь создаваемой системе мотивации.

В современном менеджменте  различают две базовые формы  заработной платы — сдельную и  повременную[16]. В первом случае размер денежного вознаграждения определяется пропорционально объему выполненной  работы. Во втором — уровень оплаты связывается с продолжительностью затраченного на работу времени. На основе этих форм конструируются различные варианты и комбинации оплаты труда.

Современные системы  оплаты труда строятся на выборе тех  или иных форм заработной платы и  установлении соотношения между разными компонентами вознаграждения. Существуют десятки различных систем оплаты труда: повременно-премиальная, сдельно-премиальная, повременная с нормированным заданием, аккордная и т. п.

Основной задачей любой  современной системы оплаты труда является обеспечение мотивационного потенциала заработной платы — взаимосвязи между эффективностью труда и вознаграждением за него. "В корпорациях развитых стран часто применяются сразу несколько систем оплаты труда, в которых отражается его специфика в разных подразделениях и их роль в достижении получаемых результатов"[17].

Объединяя все предложенные и уже существующие на предприятии  экономические меры стимулирования мы можем привести следующий перечень  форм получения экономического дохода работниками, призванными стимулировать их трудовую деятельность:

1. Заработная плата  (основная заработная плата и  дополнительная: премии и надбавки).

2.  Бонусы  (разовые  выплаты  из прибыли организации (вознаграждения и премии)).

3. Участие в прибыли  (установленная доля выручки из которой формируется поощрительный фонд).

4. Планы дополнительных  выплат (субсидирование деловых  и личных расходов в зависимости  от результата труда).

5. Сберегательные фонды  (организация сберегательных фондов  для работников организации с  выплатой процентов).

6. Отчисления в пенсионный  фонд (создается собственный, альтернативный  государственному пенсионный фонд, куда производятся отчисления).

7. Ассоциация получения  кредитов (установка льготных кредитов).

Все данные формы стимулирования должны применяться для определения материального вознаграждения, при этом затраты на персонал не будут носить характер резкорастущих. Внедрение таковых необходимо осуществлять постепенно, при этом одна форма может являться источником для другой (например, сберегательные фонды - источники кредитов).

Усовершенствования в  систему оплаты труда необходимо  разработать для каждой категории персонала и внести в положение об оплате и премировании труда на предприятии. Предлагаемые условия премирования будут иметь более  дифференцированное воздействие на каждого их сотрудников и  смогут стимулировать работу отдельных категорий работников.

При разработке и усовершенствовании экономических методов  управления предприятием  управленческому персоналу ЗАО "ЭнТерра" необходимо  учитывать, что наибольшая эффективность воздействия экономических методов в менеджменте достигается при их сочетании с иными методами (подкреплении экономических методов организационно-распорядительными и   дополнении материального стимулирования социально-психологической мотивацией).

Для эффективной работы, подчиненные не должны дистанцироваться от руководителей (что подразумевает  демократичный стиль управления), а наоборот необходимо совместное их сотрудничество. Должна воспитываться  ответственность работников и руководителей за принимаемые ими решения, а также чувство участия работников в принятии решения любого уровня. В рамках такого подхода следует перенести уровень принимаемых решений как можно ниже. Для реализации такого компонента мотивации, необходимо пересмотреть принципы управления, принятые в организации, а также сложившуюся систему принятия решений.

Говоря о использовании  социально-психологических методов  стимулирования  персонала необходимо отметить, что очень важным условием успешности такой стратегии стимулирования служит открытость и доверительность в отношениях между руководством и работниками: постоянное и точное информирование о производственно-экономической ситуации, складывающейся на предприятии, об изменениях в соответствующих секторах рынка, об ожидаемых перспективах, намечаемых действиях, успешности их реализации.

Рассмотренные выше меры по развитию системы мотивации персонала  на ЗАО "ЭнТерра" неизбежно требуют усовершенствования применения социально-психологических методов и концепций управления персоналом на предприятии. Можно выделить три основных направления усовершенствования использования  социально-психологических методов в мотивации персонала:

1. Поддержание благоприятного психологического климата в коллективе

  2. Развитие системы управления конфликтами

  3. Формирование и развитие организационной культуры

Внедрение предложенных мероприятий в сочетании с  совершенствованием иных методов управления позволит повысить  заинтересованность сотрудников в результатах своего труда и эффективность  всей системы управления предприятием.  

Таким образом на предприятии  ЗАО «ЭнТерра» необходимо применить  следующие методы:

1.            Следует применять карьерную сетку для персонала;

2.            Внедрять новые виды стимулирования;

3.            Практика демократического стиля руководства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе рассмотрен круг вопросов, связанных с мотивацией подчиненных на примере конкретной организации и даны предложения  по совершенствованию процесса мотивации сотрудников ЗАО «ЭнТерра».

В первой главе были рассмотрены  теоретические вопросы, в частности  определение, эволюция и смысл понятия  мотивации. Были даны основные термины, используемые при рассмотрении аспектов процесса мотивации. Обоснованы два  типа мотивирования. В литературе встречается много определений мотивации и мотивов.  В них всех пытаются различными терминами  выразить  главное  в  мотивации:  речь  идет о процессе, который происходит внутри человека, направляет его поведение и выбор или, иными словами, заставляет его вести себя в какой-то конкретной ситуации определенным образом.  Следовательно, понимая процесс мотивации, мы можем значительно лучше понять как себя, так и поведение людей, с которыми мы общаемся, в различных ситуациях. 

Также в первой главе  рассматриваются методы стимулирования персонала и различные теории мотивации. Методы стимулирования подразделяются на материальные, организационные методы и морально-психологические. Для достижения более результативного мотивирования работников все группы методов следует применять в комплексе. Существует много теорий мотивации. Представляется целесообразным их деление – в зависимости от предмета анализа – на три главных направления: теории, в основе которых лежит специфическая картина работника – человека, внутриличностные теории, процессуальные теории. Теории первого направления исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов; второго – анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление; третьего – выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды.

Была предложена статья по адаптации зарубежного опыта  мотивации персонала к российским организациям. Где были изложены отличительные особенности систем мотивации предприятий России от систем мотивации предприятий других стран, особенности ментальности и т.д.

Вторая глава данной работы посвящена деятельности фирмы ЗАО «ЭнТерра». Рассмотрена история предприятия, его организационная структура, фактическое положение на рынке. С помощью анкетирования и наблюдения предложен анализ методов мотивации, применяемых на данном предприятии. При помощи анализа были выявлены некоторые проблемы и ошибки, сделанные руководством фирмы при построении мотивационной модели.

Третья глава состоит  из предложений по совершенствованию  мотивации персонала на ЗАО «ЭнТерра». Здесь сформулированы принципы, применяя которые, можно достичь наиболее полной отдачи от работы персонала, а соответственно и повысить прибыль предприятия. 

Не существует единых методов мотивации персонала, эффективных  во все времена и при любых  обстоятельствах. Однако, любой метод, применяемый руководителем, основан  на выбранной фирмой стратегии управления человеческими ресурсами. Это означает, что выбор конкретного метода мотивации должна, в первую очередь, определять общая стратегия управления персоналом, которой следовала или желает следовать фирма.

Информация о работе Концепции мотивации персонала