Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 05:02, курсовая работа
В сущности, успех любого бизнеса зависит от отношений между людьми: руководителями и их служащими, менеджерами и поставщиками, клиентами, государством, обществом. По большей части эти отношения гармоничны, но неизбежны ситуации, когда по той или иной причине возникаю разногласия. Независимо от причин, вызвавших разногласия, — непонимание, сопротивление переменам, неприязненные отношения или что-то еще — найти решение, которое могло бы примирить всех, очень важно, если компания рассчитывает на большое будущее. Поскольку при наличии конфликта прогресс невозможен, то неудача в разрешении проблемы обходится очень дорого.
Если говорить о работе руководителя, то 70–80% ее находится под гнетом скрытых и явных противоречий и противостояний, игнорирование которых приводит к конфликтам. Менеджер — организатор совместной деятельности людей. Он работает во вполне конкретной организации, имеющей свою специфику, свой характер деятельности, свои связи с внешним окружением, и его управленческие функции направлены на достижение целей данной организации. При этом характер межличностного взаимодействия в интересах выполнения общих и частных задач оказывает существенное влияние на специфику возникновения, развития и разрешения конфликтов.
Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Стили руководства и конфликты…………………………6
1.1 Разрешение конфликтов между руководителем
и подчиненным…………………………………………………………….10
1.2 Технология предупреждения конфликтов…………………………...15
ГЛАВА 2. Рассмотрение конфликтных позиций на примере
ЗАО « Народный Инвестиционный банк»……………………………….20
2.1. Урегулирование конфликтов на ЗАО «НИБ»………………………..26
2.2. Типичные ошибки менеджеров в общении с коллективом
и пути их разрешения……………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………….35
Список используемой литературы…………………………………………37
6) Ситуация: «Мои подчиненные плохо воспринимают критику в свой адрес…»
Ошибка: Если Ваш сотрудник действительно заслуживает критики, то критикуйте его только после того, как похвалите. Начав разговор с подчиненным с положительных аспектов в его работе, Вы тем самым настроите его на положительное отношение к Вам. Критика, исходящая от Вас, будет восприниматься более конструктивно. Критикуйте и оценивайте не личность, а поступок, результаты служебной деятельности. Переход на личностные оценки с использованием обобщающих формулировок («Вы никогда ничего вовремя не можете выполнить», «Вы постоянно опаздываете на работу», «Вы всегда отличаетесь недобросовестностью» и т.п.) провоцирует подчиненного на конфликт. Кроме того, давая критическую оценку подчиненному, никогда не переносите ее на всю социальную группу, к которой он принадлежит. В особенности это касается национальной принадлежности подчиненного, а также характеристики той социальной группы, которая значима для него. Общаясь с подчиненными, старайтесь демонстрировать, что по своему психологическому статусу Вы признаете равенство между Вами. Критикуя подчиненного, указывайте возможные пути исправления ошибок и просчетов. Как справедливо заметил Плутарх, «найти ошибку легко, трудности начинаются тогда, когда пытаешься ее исправить».
7)Ситуация: «Зачастую я не могу сдержать своих эмоций при общении с подчиненными, когда они допускают ошибки. Быть может, это и неплохо, ведь, в конце концов, я тоже живой человек…»
Ошибка: Всеми силами боритесь с проявлениями негативных эмоций в общении с подчиненными! Гнев, злость, досада — плохие советчики при решении любой проблемы. Как указывал Сенека, «самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой». И ни в коем случае не делайте подчиненных «козлами отпущения» своих управленческих ошибок! Нет таких людей, которые не ошибаются. Не бойтесь навредить своему авторитету. Честность и порядочность всегда по достоинству оцениваются людьми, особенно если эти качества проявляются у руководителя. Старайтесь быть справедливы и честны по отношению к подчиненным.
8) Ситуация: «Я очень уживчивый по характеру человек, но недавно у нас в отделе появился сотрудник, с которым просто невозможно общаться! Что бы я ни делал, получается только хуже…»
Ошибка: По-видимому, Ваш новый коллега относится к категории «трудных» людей. К сожалению, Вам не под силу изменить его, но Вы можете изменить свое отношение к происходящему. Ниже приведены основные правила поведения с конфликтной личностью:
1. Необходимо иметь в виду, что у таких людей есть скрытые нужды, которые, как правило, связаны с прошлыми потерями и разочарованиями, и они удовлетворяют их таким образом. Например, сверхагрессивный человек своей агрессивностью пытается подавить малодушие и пугливость.
2. Следует взять под контроль свои эмоции и дать выход эмоциям этого человека, если намерены продолжать с ним общаться.
3. Не принимайте
на свой счет слова и
4. При выборе
подходящего стиля действия в
конфликтной ситуации Вам
5. Если Вы
считаете необходимым
9) Ситуация: «Зачастую конфликты между коллегами в нашей организации перерастают в склоки…»
Ошибка: Поскольку конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к решению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации старайтесь придерживаться следующих правил:
1. Помните, что
в конфликте у человека
2. Придерживайтесь многоальтернативного подхода, и, настаивая на своем предложении, не отвергайте предложение партнера, задав себе вопрос: «Разве я никогда не ошибаюсь?». Постарайтесь проанализировать оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и в будущем.
3. Осознайте
значимость разрешения
4. Если Вы и Ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, «выпустить пар». Но разрядиться на окружающих — это не выход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.
5. Ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке. Тогда Вы обязываете его быть лучше.
6. Предложите собеседнику встать на Ваше место и спросите: «Если бы Вы были на моем месте, то что бы Вы сделали?». Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.
7. Не преувеличивайте
свои заслуги и не
8. Не обвиняйте
и не приписывайте только
Основой любой организации являются люди (коллектив), и без их функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив - формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания).
Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам.
Понимание их природы, причин возникновения и развития поможет выработать правила поведения и пути урегулирования к обоюдному согласию противоборствующих сторон.
Стиль управления (руководства) представляет собой совокупность типичных черт, приемов, способов работы руководителя для оказания воздействия на подчиненных, при помощи которых решается задача и достигается цель, стоящая перед коллективом. Практика показывает, что именно от стиля руководителя зависит психологическая атмосфера в коллективе, которая, в свою очередь, создает условия для повышенной или пониженной конфликтогенности, т.е. угрозы зарождения конфликтов. Существует множество классификаций стилей руководства. Общепринятым является выделение трех «классических» стилей управления: авторитарный, демократический, пассивный (либеральный).
Среди управляющих воздействий по отношению к конфликту центральное место занимает его разрешение. Далеко не все конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно уметь конструктивно выходить из конфликта.
Предконфликтная ситуация возникает обычно не внезапно, а постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками обострения спора могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи.
Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.
Одним из важных приемов является умение отделить личность партнера от проблемы. Дать понять партнеру, что он человек и имеет право на слабости. Необходимо следовать принципам этики общения: не перебивать, не критиковать и не быть категоричными.
В данной курсовой работе были рассмотрены стили руководства, конфликты возникающие между руководителем и подчиненным, методы их разрешения и предупреждения. В практической части на примере ЗАО «Народного Инвестиционного банка» были обыграны ряд ситуаций , выявлены типичные ошибки менеджеров были даны практические рекомендации как вести себя руководителю в конфликтных ситуациях,
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 2006.- С.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. - М.: Изд-во Военного Унив-та, 2006.
3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 2003.
4. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. - М.: МЗ Пресс, 2001.
5. Бородкин Ф.М., Коряк И.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука, 2003.
6. Выханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 2004.
7. Гришина Н.В.
Закономерности возникновения
8. Гришина Н.В.
Психология межличностного
9. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. - Л.: Лениздат, 2000.
10. Грызунова Т.В. Межличностный конфликт в сфере управленческой деятельности: Автореф. дис. канд. псих. наук. - М.: Изд-во РАУ, 2004.
11. Данькова Т.М.
Некоторые аспекты
12. Джерелевская
М.А. Установки
13. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МУ, 2004.
14. Донцов А.И.,
Полозова Т.А. Проблема
15. Донцов А.И.,
Полозова Т.А. Проблема
16. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СП б: Питер, 2001.
17. Ершов А.А., Личность и коллектив. - СПб.: Питер, 2005.
18. Игумнова Г.В. Методы разрешения конфликтов. - Йошкар-Ола: Изд-во Марийского унив-та, 2006.
19. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Единоначалие и коллегиальность. - М.: АСТ, 1979.
20. Калашников Д. Конфликты в организации: социально - конфликтологический уровень анализа. - 2009. Юнити.
21. Ковалев А.Г.
Коллектив и социально-
22. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. - М.: Ин-т психологии РАН, 2004 -