Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 06:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является конфликты и пути их преодоления.
Цель работы определила задачи, которые решались в данной работе, а именно:
1. Понятие конфликта, его структура
2. Классификация видов и типов конфликтов
3. Процесс развития конфликта.
4. Методы управления конфликтом.
5. Особенности организационно управленческого конфликта и его причины.
6. Причины организационно управленческого конфликта.
7. Специфика проявления организационно управленческого конфликта.
8. Предложения по разрешению конфликтных ситуаций в организации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ПРИРОДА ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА………….4
1. Сущность конфликта, его понятие……………………………….4
2. Типы конфликта………………………………………………….6
3. Причины конфликта……………………………………………..10
4. Функции и эффективность конфликта………………………….11
5. Последствия конфликта………………………………………….17
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ…………………………...25
2.1. Управление конфликтной ситуацией………………………………25
2.2. Структурные методы разрешения………………………………….26
2.3. Межличностные стили разрешения конфликта……………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………35
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………
ГЛАВА
1. ПРИРОДА ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ…………………………...25
2.1. Управление
конфликтной ситуацией………………………
2.2. Структурные
методы разрешения…………………………………
2.3. Межличностные
стили разрешения конфликта…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………35
ВВЕДЕНИЕ
Конфликты, многие слышали это слово, однако, так или иначе, каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с конфликтной ситуацией, более того почти стопроцентно был участником конфликта, пусть и одного единственного. Между тем межличностные конфликты – это всего лишь малая толика всего того, что происходит в современном обществе. Мы не будем пытаться дать ответ на вопрос, почему происходят конфликты, в полной мере этого сделать и нельзя. Но получить базовые представления о природе конфликта необходимо каждому человеку.
Это, конечно, не означает, что такой человек не будет вовсе конфликтовать, скорее напротив он будет применять своё знание, для того, чтобы выходить из конфликтных ситуаций победителем.
Сегодня тема конфликта разработана многими авторами как в зарубежной так и отечественной литературе, но достаточно плохо разработана сама теория конфликта.
Это связано с тем, что для практиков, в частности, по-прежнему остается неясным соотношение величин «конфликт — согласие», хотя исторический опыт доказывает, что общество обеспечивает упорядоченность жизни населения только через согласие, через достижение взаимного понимания и признания.
Поэтому рассмотрение темы курсовой работы «Управление конфликтами» на сегодняшний день является актуальной.
Объектом исследования является конфликты, возникающие в организации.
Целью курсовой работы является конфликты и пути их преодоления.
Цель работы определила задачи, которые решались в данной работе, а именно:
1. Понятие конфликта, его структура
2.
Классификация видов и типов конфликтов
3. Процесс развития конфликта.
4. Методы управления конфликтом.
5. Особенности организационно управленческого конфликта и его причины.
6. Причины организационно управленческого конфликта.
7. Специфика проявления организационно управленческого конфликта.
8. Предложения по разрешению конфликтных ситуаций в организации.
Содержание курсовой работы нашло свое отражение в трех главах:
1. Природа возникновения конфликта
2.
Конфликты в организациях
ГЛАВА
1. ПРИРОДА ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Всякая организация проходит в своем развитии через серию внутренних конфликтов, она не может существовать без определенной напряженности и без столкновения между позициями, представленными в ней, между группировками людей.
Различие
людей во взглядах, несовпадение восприятия
и оценок тех или иных событий достаточно
часто приводят к спорной ситуации. Если
к тому же создавшаяся ситуация представляет
собой угрозу для достижения поставленной
цели хотя бы одному из участников взаимодействия,
то возникает конфликтная ситуация. Достаточно
часто в основе конфликтной ситуации лежат
объективные противоречия, но иногда бывает
достаточно какой-либо мелочи: неудачно
сказанного слова, мнения, т. е. инцидента
– и конфликт может начаться.
Конфликт
= конфликтная ситуация +
инцидент.
Возможность
конфликтов заложена в существе самой
человеческой жизни. Причины конфликтов
коренятся в аномалиях общественной жизни
и несовершенстве самого человека. Среди
причин, порождающих конфликты, следует
назвать, прежде всего, социально-экономические,
политические и нравственные. Они являются
питательной средой для возникновения
различного рода конфликтов. На возникновение
конфликтов оказывают влияние психофизические
и биологические особенности людей.
Бывает так, что в одних случаях разрешение конфликтов проходит весьма корректно и профессионально грамотно, а в других, что бывает чаще, - непрофессионально, безграмотно с плохими исходами чаще для всех участников конфликта, где нет победителей, а есть только побежденные.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер.
Движущей силой в конфликте является любопытство или стремление человека или победить, или сохранить, или улучшить свое положение, безопасность, устойчивость в коллективе или надежда на достижение поставленной в явном или не явном виде цели.
Характерной особенностью любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее точно и полностью всех решений, принимаемых другими сторонами, их будущее поведение, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия, обусловленное наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения. Это происходит только тогда, когда «существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей». В таком случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолевать разногласия, вступать в открытое конфликтное взаимодействие.
Общность
всех конфликтов независимо от их природы
заключается в столкновении интересов,
стремлений, целей, путей их достижения,
отсутствии согласия двух или более сторон
- участников конфликта. Сложность конфликтов
обусловливается разумными действиями
отдельных лиц и коллективов с разными
интересами.
Организацию как совместную деятельность людей по достижению ими целей можно рассматривать как сети взаимозависимых организационных единиц, эффективное управление понимать как умелое управление данной взаимозависимостью. Отношения между организационными единицами оказывают основное влияние на взаимодействие указанных единиц.
Можно различать следующие четыре типа отношений в каждой форме взаимодействия групп в организации:
1. Отношения силы и зависимости. Люди, работающие в организации, до определенной степени оказывают влияние на поведение друг друга, пытаясь усилить, расширить собственные возможности и способности в этой области, а также усилить собственные позиции.
2. Отношения при ведении переговоров. При принятии решений о распределении недостаточных, ограниченных ресурсов работники часто оказываются зависимыми друг от друга в процессе получения собственной доли.
3. Деловые («инструментальные») отношения. В современном связанном производстве работники оказываются в положении «средств производства» друг для друга. Такое закономерное положение каждой из групп работников организации обусловлено, прежде всего, технологическими связями. Речь идет о том, что организация производства на собственном участке объективно опирается на результаты работы других участков и групп. В этой связи взаимозависимость групп в совместной работе на общие для организации цели определяет, с одной стороны, мотивы для снятия разногласий, а с другой, форму обмена результатами деятельности групп внутри организации.
4.
Социо-эмоциональные отношения, которые
проявляются в отдельные периоды в форме
симпатий и антипатий (чаще - лица к группе
и к организации).
Указанные
типы отношений имеют
Первый - между работодателями и служащими (внутриличностный). Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.
Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Это особенно часто происходит в семьях, где и муж, и жена занимают руководящую должность или являются специалистами. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, а также со стрессом.
Второй - между подразделениями крупных организаций (межгрупповой) Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться “рассчитаться” с ним снижением производительности труда. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией. К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея закончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов «на свое место». Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. Это - яркие примеры дисфункционального конфликта.
Часто из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом функциональные группы внутри организации. Например, отделы франт – офиса банка, как правило, ориентируется непосредственно на клиента, в то время как бэк - офис больше заботится о соотношении затрат и эффективности, а так же об экономии на масштабах.