Конфликты и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 06:01, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является конфликты и пути их преодоления.
Цель работы определила задачи, которые решались в данной работе, а именно:
1. Понятие конфликта, его структура
2. Классификация видов и типов конфликтов
3. Процесс развития конфликта.
4. Методы управления конфликтом.
5. Особенности организационно управленческого конфликта и его причины.
6. Причины организационно управленческого конфликта.
7. Специфика проявления организационно управленческого конфликта.
8. Предложения по разрешению конфликтных ситуаций в организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ПРИРОДА ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА………….4
1. Сущность конфликта, его понятие……………………………….4
2. Типы конфликта………………………………………………….6
3. Причины конфликта……………………………………………..10
4. Функции и эффективность конфликта………………………….11
5. Последствия конфликта………………………………………….17
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ…………………………...25
2.1. Управление конфликтной ситуацией………………………………25
2.2. Структурные методы разрешения………………………………….26
2.3. Межличностные стили разрешения конфликта……………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………35

Работа состоит из  1 файл

курсовик по конфликтам.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

     Третий - межличностные конфликты (межличностный). Этот тип конфликта, возможно, самый  распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего  это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую  силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей отличаются в корне.

     Четвертый – между личностью и группой. Производственные группы устанавливают нормы поведения и обслуживания. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение.

       Между отдельной личностью и  группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены услуги. А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем услуги конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы банка, его или ее все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы.

     Аналогичный конфликт может возникнуть на почве  должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар - изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда. 
 
 

     
    1. Причины конфликта

     Причины конфликтов - важный компонент в вопросе урегулирования любого конфликта. Причины возникновения конфликта являются движущей силой развития и эскалации конфликта. Природа причин может иметь объективный или субъективный характер. Сами причины могут иметь структуру, поэтому необходимо уметь отделять изменения параметров внутри причин от причины конфликта в целом.

     Определяют  четыре основных группы причин.

     1. Объективные причины.

     2. Структурно-управленческие, или организационные.

     3. Социально-психологические факторы.

     4. Субъективные причины.

     Внешние обстоятельства, стереотипы поведения, социальное положение индивида, образ  жизни — примеры объективных  факторов возникновения конфликта. Существующая в обществе договоренность или нормативно-правовая база способна стать причиной конфликтов в обществе, если она недостаточно разработана, не учитывает всего многообразия возможных ситуаций в межличностных взаимодействиях, имеет слабую регулирующую функцию.

     Вторая  группа причин включает структурные, функциональные, ситуативные причины конфликтов. В этом случае конфликты возникают  в связи с плохо организованной деятельностью индивидов. Структура  организации не соответствует предъявляемым требованиям, влияет на слабую функциональность, поэтому провоцирует конфликты внутри коллектива и между трудовыми группами. Управленческие ошибки вызывают ситуации возникновения конфликтов. Наслоение управленческих промахов усугубляет напряженность в организации и приводит к конфликтам.

     Все отношения индивида в обществе обусловлены  его психологическими и социальными  установками, которые иногда способны вызвать противоречия и конфликты  в межличностных взаимодействиях, — социально-психологические факторы.

     Например, психологическая система человека устроена таким образом, чтобы оптимальным  образом регулировать всю поступающую  к индивиду информацию. Поэтому в  межличностных отношениях люди теряют или искажают информацию, поступающую  в коммуникации. Этот естественный процесс не зависит от человека, но может спровоцировать конфликты. Несоответствие занимаемых индивидом ролей в процессе взаимодействия относится к третьей группе причин.

     Субъективные (или личностные) причины зависят  от человека, его восприятия и формы поведения, психики. От того, как индивид оценивает поведение другого индивида, насколько сам проецирует бесконфликтное или конфликтное поведение, зависит личностная конфликтоустойчивость.

     Разделение  причин конфликтов на субъективную и  объективную составляющие важно при реальном конфликте. 

    1. Функции и  эффективность конфликта
 

     Со  времени выхода в свет основного  труда Л. Козера «Функции социального  конфликта», по-видимому, не было описано  ни одной новой функции конфликта. Козер насчитал не менее тринадцати функций. Однако все они являются предметом скорее социальной психологии, чем социологии и тем более организационной науки. Тем не менее, имеет смысл, вначале хотя бы перечислить эти функции, предварительно объединив однотипные. Функциями конфликта являются:

    • группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ;
    • установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений, интеграция и идентификация, социализация и адаптация, как индивидов, так и групп;
    • получение информации об окружающей социальной среде;
    • создание и поддержание баланса сил, и в частности власти, социальный контроль;
    • нормотворчество;
    • создание новых социальных институтов.

     Конфликты, развивающиеся в организации, могут  выполнять любые из приведенных функций, возможно кроме последней. Хотя границы между организационными и неспецифическими конфликтами неопределенны, представляется, что первые две группы функций имеют наиболее отдаленное отношение к организации, если их специально не уточнить. В некотором уточнении нуждаются и другие функции, так как в приведенном выше варианте они неспецифичны. Все перечисленные выше функции характерны для конфликта вообще.

     Образование групп через конфликт может быть следствием не только внеорганизационных причин. Когда инструкции не закрепляют жестко отдельных функций за индивидуальными рабочими местами, допускают ту или иную свободу в технологии выполнения предписанной работы, группообразование в рамках организации в значительной степени будет подчинено ее нуждам. Сам же процесс группообразования, сопровождаемый нормотворчеством и имеющий целью создание более или менее стабильных межгрупповых и внутригрупповых отношений, зачастую конфликтен. Адаптация к организационным нормам, в особенности новичков, во многих случаях не достигается никакими иными путями, кроме конфликтных взаимодействий. Действительно, просто невозможно рассказать обо всех неформализованных организационных нормах, которым следуют работники и целые подразделения. Далеко не каждый оказывается способным к получению информации и усвоению норм через отстраненное наблюдение, и лишь положительные санкции. Выражение «на ошибках учатся», когда работник реагирует на отрицательные санкции, как раз и свидетельствует о распространенности «обучающего» конфликта. Функции адаптации к организационным нормам и нормотворчества имеют несомненное отношение к организациям. И все же особый интерес представляют те функции конфликтов, которые органически связаны с главными признаками производственной организации. Центральными признаками производственной организации и всех ее подразделений, как уже отмечалось, являются внешняя нацеленность и формальная институализированность. Именно эти признаки и определяют ведущую функцию организационного конфликта.

     Организация как инструмент является аналогом овеществленного труда, а организация как субъект воплощает в себе живой труд. Поэтому функции конфликтных взаимодействий, имеет смысл рассматривать с точки зрения субъекта, для которого данная организация - по преимуществу организационный инструмент его собственной деятельности. Таким субъектом может быть владелец предприятия или группа держателей основной части пакета акций.

     Сразу же надо оговориться, что, во-первых, не всякая вышестоящая организация  может быть субъектом по отношению к данной и, во вторых, такая организация может быть не единственной. Таким образом, каждая из них оказывается субъектом деятельности для данной организации в различных областях - в снабжении и сбыте, финансовых операциях, взаимодействии с партнерами и т. д. Каждую из таких организаций, являющихся полным или частичным (функциональным) субъектом для данной, будем называть надорганизацией. С этой точки зрения всякая организация является одновременно надорганизацией для своих относительно самостоятельных подразделений, выполняющих функции ее инструмента.

     Надорганизация  по своему формальному статусу должна быть расположена вне и над  конфликтующими организационными структурами  и, следовательно, не принимать участия  непосредственно в конфликте. Зачастую в практике наблюдается противоположное: руководитель надорганизации, а значит, и надорганизация в целом вовлекаются в конфликт на стороне одного из оппонентов. Такое участие выравнивает фактические статусы надорганизации и подчиненной ей организации или подразделения, что в любом случае обнаруживает какую-то дисфункцию.

     Вертикальные  конфликты, т. е. конфликты по линии  руководитель - подчиненный, выполняют  для надорганизации в первую очередь  диагностическую функцию: возникновение  вертикального конфликта может быть следствием дисфункций. Горизонтальные конфликты, т. е. конфликты между соподчиненными структурами, также могут быть следствием дисфункций, если, например, их основу составляют ненадлежащие личные качества работников (в том числе и руководителей) или специфические межличностные и групповые взаимодействия, не являющиеся организационными, но развивающиеся в рамках организации. Однако значительная часть горизонтальных конфликтов в организации не дисфункциональна, т. е. происходит не из-за дисфункций и не ведет к ним.

     Конечно, диагностика дисфункций в организации  очень важна, но она может проводиться  и без конфликта. Конфликт - это  острое проявление дисфункции. Способ обнаружения организационных неполадок, рассчитанный лишь на критическую, острую стадию их развития, - вряд ли хорошая основа для суждения о конфликте и тем более для поиска в нем позитивных для организации свойств. Далее мы обратимся только к горизонтальным конфликтам, поскольку лишь они и могут выполнять некую ведущую для организации функцию.

     Из  всех свойств организации как  субъекта своей деятельности стоит  выделить главное - способность хотя бы частично определять цели своей  деятельности на основе предоставленного организации и институционально гарантированного права. С этой точки  зрения конфликт предстает перед надорганизацией как взаимодействие целеполагателей.

     Когда мы говорим о целеполагателях, мы всегда имеем в виду людей, так  как формулирование целей организации  производится людьми. Организационные  конфликты, как и сами организации, эмпирически предстают перед исследователем в действиях и самосознании составляющих их и участвующих во взаимодействиях людей, и в частности тех, которые берут на себя функции целеполагателей либо в соответствии со своим организационным статусом, либо в противоречие ему. В любом случае необходимым условием целеполагания является наличие опережающего самосознания индивида или коллектива.

     С различными, и особенно несовместными, целями непосредственно связаны  возможные траектории развития, альтернативные состояния организации. Поэтому в конфликтных взаимодействиях организация должна придавать и придает принципиальное, главное значение тому будущему, которое как бы прорисовывает, демонстрирует конфликт. Конфликт целеполагателей - это конфликт возможных целей и линий развития организации, детерминанты же конфликта – представления несовместных целей. Но речь не идет о том, что все будущие состояния в каком-либо смысле более прогрессивны, чем настоящие. Например, организация может ставить своей главной целью сохранение существующего состояния независимо от его общественной оценки или объективной прогрессивности.

     Для надоргацизации конфликтные взаимодействия подчиненных ей организаций или  подразделений, являющихся частичными целеполагателями своей деятельности, оказываются индикатором не столько предшествующей истории развившихся дисфункций, сколько того, что может произойти в будущем с целями организации и ее отдельными частями, со средствами и другими составляющими деятельности. Индикация будущего и есть ведущая функция организационного конфликта, ее удобно назвать проспективной. Если данное обстоятельство осо­знается руководителями надорганизации и если в их распоряжении есть необходимые организационные средства, эти руководители получают возможность такого управления конфликтом или конфликтными ситуациями, которое обеспечит движение подчиненных им орга­низаций и подразделений в нужном направлении.

Информация о работе Конфликты и пути их преодоления