Конфликты в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 01:45, курсовая работа

Описание

Исследования в области конфликтов проводятся уже многие столетия, что касается менеджеров, то они являются скорее потребителями и учениками готовых достижений психологов, нежели созидателями. Отсюда можно сделать ложный вывод о том, что менеджеру следует успокоиться в этом вопросе, прочитав пару статей в журналах для общего ознакомления или выучив книжную формулировку категории «конфликт».

Содержание

1. Введение - 3 -
2. Теоретическая часть - 5 -
2.1 Сущность и типы конфликтов - 5 -
2.2 Причины конфликтов - 8 -
2.3 Последствия (функции) конфликта - 13 -
2.4 Управление конфликтами - 15 -
2.5 Управление стрессами - 19 -
3. Практическая часть - 23 -
3.1 Международная компания XXXXXX - 23 -
3.2 Управление конфликтами в XXXXXX - 24 -
4. Заключение - 28 -
Литература - 30 -

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент - Конфликты в менеджменте - Курсовая работа 2008 год (для колледжа).doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Кировский политехнический колледж 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ «Менеджмент»

Конфликты в менеджменте 
 
 
 
 
 

 

 

  
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 2008 

Содержание

Приложение №1 
 

ВНИМАНИЕ  СТУДЕНТОВ!

В практической части  работы название организации, её история и часть информации об организации ВЫРЕЗАНЫ!

  1. Введение

    В ранних трудах по управлению персоналом и менеджменту, как правило, подчеркивается важность гармонического функционирования организации. По мнению их авторов, если найти правильную формулу, организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникавшие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие конфликта внутри организации – условие не только невозможное, но и нежелательное. Руководить без конфликтов — возможно ли это? Если под конфликтом понимать каждое критическое выступление, каждую дискуссию или расхождение во мнениях, то концепция управления без конфликтов была бы не просто утопией, она не выдержала бы никакой критики. В настоящее время тема управления конфликтами приобретает всё большую актуальность.

    Исследования  в области конфликтов проводятся уже многие столетия, что касается менеджеров, то они являются скорее потребителями и учениками готовых  достижений психологов, нежели созидателями. Отсюда можно сделать ложный вывод о том, что менеджеру следует успокоиться в этом вопросе, прочитав пару статей в журналах для общего ознакомления или выучив книжную формулировку категории «конфликт». Напротив, на менеджера возложена более ответственная задача: необходима не книжная теоретизация на почве «великих идей», а реальные меры, принимаемые для эффективного решения вопроса «на местах».

    Конфликт  является неотъемлемым элементом функционирования любого общества, а значит и организации, поэтому для успешного ведения управленческой деятельности необходимо понимать природу этого социального явления и управлять им на практике.

    Так почему же данная тема актуальна?

    1. Конфликты всегда есть и будут.  Без них не обходится любое  человеческое общение. И необходимо знать, как вести себя в конфликтной ситуации.

    2. Конфликты могут нести в себе  не только негатив, но и позитив.  Каждый менеджер обязан знать,  как перенести энергию конфликта  на благо фирмы.

    Основные  задачи данной работы:

    1. Раскрыть: «Что такое конфликт»;

    2. Как управлять конфликтами и  стрессами;

    3. Проанализировать: как решается  проблема конфликтов в сети  магазинов XXXXXX.

  1. Теоретическая часть
    1. Сущность  и типы конфликтов

    Для начала следует разобраться, что  же такое конфликт. Первое, что приходит в голову обратиться к авторитетной литературе.

    Конфликт- несогласие между двумя или более  сторонами (лицами или группами), когда  каждая старается сделать так, чтобы  были приняты именно ее взгляды или  цели и помешать другой стороне сделать  то же самое [2, 759].

    Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов противоборствующих сторон [1, 153].

    Западными социологами и философами конфликты  признаются важнейшими факторами социального развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903) считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития".

    Конфликт  как социальное действие дает, без  сомнения, известный ярко окрашенный негативный эффект. Но современная точка зрения на конфликт заключается в том, что в организациях даже с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, большее число альтернатив или проблем. Это делает процесс принятия решений более эффективным. Следовательно, конфликт может быть функциональным, ведущим к повышению эффективности организации, или дисфункциональным, приводящим к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности принятия решений. Конфликт выполняет важную позитивную функцию.  Конфликт служит выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе. Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности.

    Конечно, конфликт не всегда имеет положительный  характер. Часть конфликтов являются надуманными, искусственно раздутыми, созданными для прикрытия профессиональной некомпетентности некоторыми лицами и вредны  в коммерческой деятельности.

    Движущей  силой в конфликте является любопытство  или стремление человека или победить, или сохранить, или улучшить свое положение, безопасность, устойчивость в коллективе или надежда на достижение поставленной в явном или не явном виде цели.

    Результат конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляет менеджер. Поэтому нужно знать не только природу, но типы конфликтов. Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт.

    1.  Внутриличностный конфликт возникает, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу результатов его работы, что может происходить, в частности, из-за нарушения принципа единоначалия; когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Внутриличностный конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку

    2.  Межличностный конфликт чаще всего происходит в виде борьбы людей за ограниченные ресурсы, статусы, место в управленческой иерархии, капитал, рабочую силу. Он может проявляться как столкновение между личностями с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

    3.  Конфликт между личностью и  группой. Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и тем самым удовлетворить свои социальные и материальные потребности. Конфликт может возникнуть, если отдельная личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

    4. Межгрупповые конфликты возникают  между группами (формальными и  неформальными), а также часто  они происходят между линейным  и штабным персоналом, между функциональными  группами (например, между отделом  сбыта и производством по поводу количества производимой продукции).

    2.2     Причины конфликтов

    Как у многих понятий  у конфликта  имеется множество определений  и толкований. Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и  оценок тех или иных событий  достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т. е. инцидента – и конфликт может начаться.

    Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент [3, 78].

    Возможность конфликтов заложена в существе самой человеческой жизни. Причины конфликтов коренятся в аномалиях общественной жизни и несовершенстве самого человека.  Среди причин, порождающих конфликты, следует назвать, прежде всего, социально-экономические, политические и нравственные. Они являются питательной средой для возникновения различного рода конфликтов. На возникновение конфликтов оказывают влияние психофизические и биологические особенности людей.

    Рассмотрим  подробнее причины конфликтов.

    1.  Распределение ресурсов. В любых  организациях ресурсы ограничены, поэтому руководство должно решать, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к конфликтам.

    2.  Устарелость организационной структуры,  нечеткое разграничение прав  и обязанностей. Следствием этого  является двойное или тройное  подчинение исполнителей. Естественно,  выполнить все указания руководителей  не хватает ни сил, ни времени.  Тогда подчиненный вынужден:

    а) сам ранжировать поступившие  приказы по степени их важности по своему усмотрению;

    б) требовать этого от своего непосредственного  руководителя;

    в) хвататься за все подряд.

    В любом случае конфликтная ситуация налицо. Назревающий конфликт устраняется надлежащим организационным оформлением разделения и кооперации труда, устранением твердых нормативов, улучшением порядка делегирования полномочий.

    3.  Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является  как причиной, так и следствием конфликта. Конфликты часто возникают из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.

    4.  Недостаточный уровень профессиональной  подготовки. В этом случае конфликт  может возникнуть из-за неподготовленности подчиненного. В результате ему не доверяют выполнение отдельных видов работ, которые выполняет другой сотрудник. Отсюда одни работники недогружены работой, а другие перегружены, в силу чего появляется конфликтная ситуация.

    5.  Необоснованное публичное порицание  одних и незаслуженная (авансированная) похвала других сотрудников. В  результате возникают «доверенные  лица» и «любимчики». Такое  положение всегда провоцирует  конфликт.

    6.  Противоречия между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника, и тем, что он вынужден делать по требованию руководителя, также могут привести к конфликту. Особенно остро проявляется этот конфликт в случае, когда руководитель склонен к бюрократическим процедурам.

    7.   Взаимосвязанность задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящих из взаимозависящих элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

    Некоторые типы организационных структур и  отношений как бы способствуют конфликту, возникающему из взаимозависимости  задач. Причиной конфликта между  линейным и штабным персоналом будет взаимозависимость производственных отношений. С одной стороны, линейный персонал зависит от штабного, потому что нуждается в помощи специалистов. С другой стороны, штабной персонал зависит от линейного, так как нуждается в его поддержке в тот момент, когда выясняет неполадки в производственном процессе или когда выступает в роли консультанта [5, 147]. Более того, штабной персонал   при внедрении своих рекомендаций обычно зависит от линейного.

    Возможность конфликта по причине взаимосвязанности задач возрастает при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия. Возможность конфликта также велика в функциональных структурах, поскольку каждая крупная функция уделяет внимание в основном своей собственной области специализации. В организациях, где основой организационной схемы являются отделы (по каким бы признакам они ни создавались: продуктовому, потребительскому или территориальному), руководители взаимозависимых подразделений подчиняются одному общему начальству более высокого уровня, тем самым уменьшая возможность конфликта, который возникает по чисто структурным причинам.

    8.  Различия в манере поведения и жизненном опыте. Встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность по отношению к другим и готовы оспаривать каждое слово. Такие люди и создают вокруг себя конфликтную ситуацию. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между членами трудового коллектива.

Информация о работе Конфликты в менеджменте