Конфликты в организации и методы их разрешения (на примере ОАО «РАТА»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:55, дипломная работа

Описание

В данной бакалаврской работе объемом 99 страницы, включающей 9 таблиц, 13 рисунков, 5 приложений и 8 комплектов раздаточного материала, рассматриваются вопросы: сущность и природа конфликтов в организации, классификация конфликтов, причины возникновения конфликтов в организации, а также формы работы с конфликтами и методы их разрешения с целью улучшения организационного климата.

Работа состоит из  1 файл

диплом Рата.doc

— 2.28 Мб (Скачать документ)

Сотрудники уменьшают негативные эмоции противоположной стороны следующими приемами:

- готовностью идти на сближение позиций;

- положительная оценка некоторых действий другой стороны;

- критичное отношение к самому себе и уравновешивание поведения.

После этого выбирается оптимальная стратегия разрешения конфликтной ситуации.

Как показал первичный анализ по управлению конфликтами в ОАО «РАТА», директор стремится решить возникающие конфликты с помощью компромисса, и часто достаточно успешно. На первый взгляд ситуация в плане разрешения конфликтов выглядит положительно. Но наблюдение показало, что в коллективе существуют некоторые разногласия.

Директор чувствует возникшую напряженность, старается быть более открытым и лояльным по отношению к трудовому коллективу, вызывая тем самым еще большее недоверие с его стороны.

Таким образом, анализ показал, что директор отлично справляется с периодически возникающими открытыми конфликтами, но в коллективе также существует скрытый конфликт, который накаляет социально-психологический климат в коллективе, снижает результативность труда и является деструктивным фактором в деятельности предприятия.


Выводы по второй главе

Открытое акционерное общество «РАТА» осуществляет перевозку пассажиров на транспорте общего пользования по государственному или областному заказу. Миссия предприятия - это максимальное удовлетворение клиентов в транспортных услугах с высокой степенью надежности и комфорта, обеспечение своевременности и безопасности перевозки пассажиров.

На ОАО «РАТА» большая часть работников – люди в возрасте 30-49 лет. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций на ОАО «РАТА».

Коэффициент текучести кадров в ОАО «РАТА» невысок (10,3%), но с каждым годом этот показатель увеличивается, что может плохо сказаться на дальнейшей деятельности предприятия.

Основными причинами организационных конфликтов в ОАО «РАТА» являются: недовольство организацией трудовой деятельности; противоречия между интересами работников и  их функциями в трудовой деятельности; неудовлетворительные условия труда; личные претензии и амбиции работников.

Также мы выяснили, что в ОАО «РАТА» слишком высокий уровень социально-психологической напряженности в трудовом коллективе, что и является главной причиной возникновения конфликтов.

На предприятии не ведется никакой фиксации конфликтных ситуаций.

Директор ОАО «РАТА» стремится решать возникающие конфликты с помощью компромисса, и часто достаточно успешно. Но наблюдение показало, что в коллективе существуют некоторые разногласия.


Также, анализ показал, что директор хорошо справляется с периодически возникающими открытыми конфликтами, но в коллективе также существует скрытый конфликт, который накаляет социально-психологический климат в коллективе, снижает результативность труда и является деструктивным фактором в деятельности предприятия.


Глава 3. Разработка мероприятий по снижению уровня организационных конфликтов в ОАО «РАТА».

3.1. Исследование ОАО «РАТА» в целях создания эффективного взаимодействия сотрудников

Люди ведут себя в конфликтных ситуациях по-разному. Для определения, как будет действовать сотрудник в ситуации конфликта, его следует протестировать. Поэтому было решено провести исследование социально-психологического климата в коллективе, в рамках которого применялись две методики: диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и диагностики самооценки степени конфликтности.

Для изучения стратегии поведения, которые используют члены данного первичного трудового коллектива, был применен тест К. Томаса (см. приложение 3). В результате было установлено, что респонденты используют в своей деятельности практически все стратегии поведения. Но наибольшее количество баллов у большинства респондентов (10 из 14) приходится на тактику избегания, ухода от конфликта, у двух респондентов  преобладает тактика приспособления, и по одному тактика компромисса и сотрудничества. Наименьшее количество баллов набрала тактика соперничества (см. табл. 6.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6

Результаты диагностики по методике Томаса

№ испытуемого

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

0

5

8

8

9

2

1

7

8

9

5

3

5

1

7

11

6

4

4

6

6

10

4

5

1

7

4

10

8

6

2

6

9

9

8

7

5

7

5

8

5

8

5

1

9

10

5

9

1

6

6

10

7

10

2

4

8

11

5

11

4

6

5

12

3

12

3

10

4

8

5

13

6

7

8

6

3

14

4

6

4

6

10


Более наглядно результаты диагностики по методике Томаса представлены на рисунке 12.

Рис. 12. Стратегии поведения работников ОАО «РАТА» по методике Томаса

Полученные данные позволили предположить, что использование тактики избегания может быть вызвано потребностью в признании, стремлением соответствовать одобряемому авторитетом образцу поведения. В связи с этим респондентам был предложен тест диагностики самооценки конфликтности (см. приложение 4).

Результаты этого теста (см. табл. 7.) свидетельствуют о склонности респондентов избегать конфликтных ситуаций.

Таблица 7

Результаты диагностики самооценки конфликтности

№ испытуемого

Самооценка конфликтности (баллы)

1

41

2

21

3

18

4

21

5

26

6

26

7

28

8

36

9

18

10

21

11

15

12

9

13

36

14

28

Более наглядно результаты диагностики самооценки конфликтности представлены на рис. 13.

Рис. 13. Результаты диагностики самооценки конфликтности

Полученные данные позволили выдвинуть экспериментальную гипотезу: между выбором индивидами стратегии избегания и самооценкой уровня конфликтности есть взаимосвязь.

Для подтверждения гипотезы вычисляем коэффициент корреляции Спирмена по формуле [21, 297]:

,                                                                                       

Где - сумма квадратов разностей рангов,

- число парных наблюдений

Таблица 8

Анализ ранговой корреляции по Спирмену стратегии избегания и степени конфликтности личности

№ п/п

Стратегия избегания, баллы

Самооценка конфликтности, баллы

Ранги по стратегии избегания

Ранги по самооценке конфликтности

Разность рангов, d

d2

1

8

41

4

14

10

100

2

9

21

6,5

6

-0,5

0,25

3

11

18

12,5

3,5

-9

81

4

10

21

9,5

6

-3,5

12,25

5

10

24

9,5

8

-1,5

2,25

6

9

26

6,5

9

2,5

6,25

7

8

28

4

10,5

6,5

42,25

8

10

36

9,5

12,5

3

9

9

10

18

9,5

3,5

-6

36

10

11

21

12,5

6

-6,5

42,25

11

12

15

14

2

-12

144

12

8

9

4

1

-3

9

13

6

36

1,5

12,5

11

121

14

6

28

1,5

10,5

9

81

 

∑d2 = 686,5

-0,51

По таблице критических значений коэффициента корреляции рангов находим r критическое для N = 14, который равен 0,54, при p ≤ 0,05 и 0,68, при p ≤ 0,01, где p – показатель вероятности ошибки. [31]

В результате исследования установлено наличие связи между стратегиями поведения и конфликтностью личности. Коэффициент корреляции (r=-0,51) показывает, что большим значениям стратегии соперничества по тесту К. Томаса отвечают большие значения по шкале рангов. Кроме того, меньшие значения по шкале избегания теста К. Томаса коррелируют с большим значением по шкале рангов. На практике это означает, что конфликтные личности выбирают соперничество в качестве стратегии поведения в конфликтной ситуации. Это подтверждает корреляция между стратегией избегания (по К. Томасу) и степенью конфликтности личности - неконфликтные люди в группе испытуемых предпочитают уход от конфликта.

Помимо этого было выявлено, что личности, у которых наименьшие значения по шкале рангов (конфликтности) выбирают в качестве способа взаимодействия сотрудничество. Также была обнаружена связь между стратегией сотрудничества и самооценкой уровня конфликтности, т.е. люди, считающие себя неконфликтными, склонны к сотрудничеству в конфликтной ситуации.

Таким образом, из результатов исследования в ОАО «РАТА» можно сделать следующие выводы:

Существует взаимосвязь между самооценкой уровня конфликтности и предпочитаемой стратегией поведения в конфликте, которую можно проиллюстрировать корреляцией низкой самооценки уровня конфликтности личности и выбором стратегии сотрудничества в конфликте (по методике К. Томаса);

Сотрудники, которых воспринимают неконфликтными, предпочитают стратегию избегания (по методики К. Томаса);

Причиной конфликтности сотрудников в организации на психологическом уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве, т. е. желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других сотрудников на уровне скрытых мотивов.

3.2. Предложения по управлению конфликтами и минимизации их негативных последствий для ОАО «РАТА». Оценка их эффективности

В результате проведенного теоретического и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы о причинах, возникающих в организациях конфликтов и, как следствие, необходимости внедрения рациональных элементов управления конфликтами руководителем.

К основным причинам возникновения конфликтов в организации относятся:

недовольство организацией трудовой деятельности;

Информация о работе Конфликты в организации и методы их разрешения (на примере ОАО «РАТА»)