Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:51, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – показать, каким образом менеджер может предотвращать конфликты.Для достижения цели будут выполнены следующие задачи:
1. Определены виды конфликтов и наиболее частые причины их возникновения.
2. Описаны распространенные способы профилактики конфликтов.
Введение------------------------------------------------------------------------------3
Виды конфликтов. Причины их возникновения----------------------------4
Способы профилактики конфликтов------------------------------------------14
Заключение--------------------------------------------------------------------------19
Список используемой литературы---------------------------------------------20
Алтайский государственный технический университет
им. И.И.Ползунова
Контрольная работа по дисциплине:
«Авторитет
и лидерство»
Тема:
«Конфликты в трудовом
коллективе и их профилактика»
Выполнила студентка группы 9М-71
Ракитная
Юлия
Проверил
_____________Илинский К.В.
Барнаул
2011
Содержание.
Введение-----------------
Виды
конфликтов. Причины
их возникновения-----------------
Способы
профилактики конфликтов--------------------
Заключение---------------
Список
используемой литературы--------------------
Введение.
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение или борьба, враждебное отношение) - тип социальных взаимодействий, характеризующийся противодействием социальных субъектов, обусловленный противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функций.1
Не существует человеческой общности, в которой отсутствовали бы противоречия и столкновения между ее членами. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству. Вся жизнь нашего общества периодически сталкивается с конфликтами, и мы можем наблюдать их повсеместно.
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно оказывался в состоянии конфликта. Причины возникновения конфликтов могут быть самыми разнообразными. Особую значимость они приобретают в условиях трудовых отношений, так как здесь конфликты, если они окажутся неуправляемыми, способны не только нарушить организацию производства, но и привести к большим социальным потрясениям. В настоящее время знание управленческой психологии помогает менеджерам практически во всех моментах их профессиональной деятельности. Одним из наиболее востребованных на настоящее время навыков и умений управленца является грамотное проведение профилактики конфликтов. Именно этим объясняется актуальность темы данной работы.
Цель данной контрольной работы – показать, каким образом менеджер может предотвращать конфликты.Для достижения цели будут выполнены следующие задачи:
1. Определены виды конфликтов и наиболее частые причины их возникновения.
2. Описаны распространенные способы профилактики конфликтов.
Виды
конфликтов. Причины
их возникновения.
Условно
все конфликты можно
|
Внутриличностный конфликт – это конфликт внутреннего мира одного индивидуума. Можно выделить следующие формы внутриличностного конфликта: фрустационная (психологический дискомфорт), ролевая, адаптационная, неадекватная оценка статуса.
Основная
причина большинства
Например, мерчендайзеру непосредственным руководителем (супервайзером) дается задание подготовить конкретные торговые точки к проверке генеральным директором, в то же время начальник отдела требует, чтобы все без исключения точки соответствовали всем требованиям, хотя времени на посещение этих точек практически нет.
Или другой пример: мерчендайзеру дается задание разместить дополнительную выкладку в торговых точках на более выгодных местах и сделать ее как можно более заметной, но в то же время руководителя не устраивает, что основная выкладка не вполне соответствует всем требованиям.
Оба примера говорят о том, что предъявляются противоречивые требования, только в первом случае конфликт может возникнуть из-за нарушения принципа единоначалия, а во втором — в результате противоречивых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку
Многие внутриличностные конфликты возникают также из-за рассогласования производственных требований с личными потребностями и ценностями работника, перегрузками или недогрузками в работе, невозможностью согласовать производственные цели и цели семейной жизни.
В
таблице 2 можно увидеть последствия
внутриличностного конфликта. Как мы видим
ни один из вариантов не является положительным.
|
Межличностный
конфликт – наиболее распространенная
форма конфликтной ситуации Межличностный
конфликт может проявиться в столкновении
различных типов характера, темперамента.
Иногда люди просто не в состоянии ладить
друг с другом. Например, два менеджера,
имеющих холерический темперамент, будут
часто конфликтовать друг с другом. Трудно
согласовывают свои действия два лидера
в одном коллективе.
Несмотря
на то, что в процессе конфликта психологическая
мотивация зачастую скрывает истинную
его причину, неверно считать, что причиной
межличностных конфликтов является только
несходство характеров индивидуумов.
Действительно встречаются такие люди,
которым из-за различий в характерах, сущности
их личностей и манерах поведения очень
непросто находить общий язык друг с другом,
особенно при наличии. Однако более глубокий
анализ показывает, что в основе таких
межличностных конфликтов, как правило,
лежат другие причины. Чаще всего – это
взаимозависимость заданий и неправильное
распределение ответственности между
сотрудниками, а также недостаточность
информационных коммуникаций.
Для межличностного конфликта характерна
и такая причина как ограниченность различных
ресурсов, подлежащих распределению между
сторонами. Ограниченность ресурсов приводит
к открытой или скрытой борьбе за эти ресурсы
(материальные средства, производственные
площади, вакантное место, рабочую силу,
время использования оборудования и т.
д.) При этом каждая сторона считает, что
именно она, а не кто-то другой, нуждается
в данных ресурсах. Важно отметить, что
нехватка такого ресурса, как время, автоматически
вызывает появление стресса. Межличностные
конфликты могут распространяться по
горизонтали (между рядовыми сотрудниками,
имеющими равный статус) и по вертикали
(между руководителями и подчиненными),
а также могут быть смешанными.
Межличностные конфликты взаимозависимы. Часто нерешенный вертикальный конфликт, возникающий в результате индивидуальной несовместимости менеджеров или недостаточных коммуникаций между ними, приводит к горизонтальным конфликтам. Наиболее распространены и сложны вертикальные и смешанные конфликты. В среднем они составляют 70–80% от всего числа конфликтов. При этом такого рода конфликты особенно неприятны для руководителей организаций и подразделений: в этом случае они оказываются одновременно и непосредственными участниками конфликта, и лицами, на которых лежит ответственность за их разрешение
Групповой конфликт – это конфликтная ситуация, в которой хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой. В зависимости от участников конфликтной ситуации выделяют два типа групповых конфликтов: «личность–группа» и «группа–группа».
Конфликт типа «личность-группа» возникает в среде групповых взаимоотношений и отличается некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать. Первая особенность связана с самой структурой конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой – группа. Следовательно, конфликтное взаимодействие протекает на основе столкновения личностных и групповых мотивов.
Группе (или толпе) присущи повышенная мощность и пониженная мобильность. Поэтому в таком конфликте субъекты, включенные в группу, проявляют большую жесткость и жестокость, чем могут себе позволить обыкновенно. Чем больше группа, тем выше мощность, меньше мобильность и больше жесткость (государство – крайний вариант группы).
Вторая
особенность отражает специфику
причин конфликта: кроме причин, характерных
для внутриличностного и
Причины конфликта между личностью и группой всегда связаны с нарушением ролевых ожиданий, неадекватностью внутренней установки реальному статусу личности (наиболее часто конфликт личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки), нарушением групповых норм. Важно отметить, что личность в данном виде конфликта может привлечь на свою сторону другую группу, но не будет отождествляться с ней. Варианты конфликтов «личность–группа» приведены в таблице 3.
|
Интересно отметить, что возможные причины и последствия конфликта «личность– группа» часто переплетаются между собой так, что порой последствия становятся причиной нового конфликта. Вариант конфликта «личность–государство» для личности практически безнадежен. К очень тяжелым последствиям приводят конфликты типа «личность– группа», когда в роли личности выступает представитель государственных органов.
Конфликты типа «группа–группа»
Типичная ситуация межгруппового конфликта возникает при работе распределительных центров организации, когда продукция реализуется и через оптовые, и через розничные сети в условиях дефицита определенного товара. Даже при составленном регламенте отпуска продукции со склада в силу начинают вступать личные договоренности, возникают непонятные обязательства и обещания, что приводит запасы, хранящиеся на складе распределительного центра, в состояние неопределенности.
Организационный конфликт - один из наиболее часто встречающихся в последнее время видов конфликта. Он заключается в себе некоторую специфичность, которая характерная для наших дней.
Информация о работе Конфликты в трудовом коллективе и их профилактика