Конфликты в трудовом коллективе и их профилактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:51, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы – показать, каким образом менеджер может предотвращать конфликты.Для достижения цели будут выполнены следующие задачи:
1. Определены виды конфликтов и наиболее частые причины их возникновения.
2. Описаны распространенные способы профилактики конфликтов.

Содержание

Введение------------------------------------------------------------------------------3

Виды конфликтов. Причины их возникновения----------------------------4

Способы профилактики конфликтов------------------------------------------14

Заключение--------------------------------------------------------------------------19

Список используемой литературы---------------------------------------------20

Работа состоит из  1 файл

готовая контрольная авторитет и лидерство.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

     Алтайский государственный  технический университет

       им. И.И.Ползунова 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа по дисциплине:

     «Авторитет и лидерство» 

     Тема: «Конфликты в трудовом коллективе и их профилактика» 
 
 

     Выполнила студентка группы 9М-71

     Ракитная  Юлия 

     Проверил _____________Илинский К.В. 
 
 
 
 
 
 

     Барнаул 2011 

     Содержание. 

     Введение------------------------------------------------------------------------------3 

     Виды  конфликтов. Причины  их возникновения----------------------------4 

     Способы профилактики конфликтов------------------------------------------14 

     Заключение--------------------------------------------------------------------------19 

     Список  используемой литературы---------------------------------------------20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Конфликт (от лат. conflictus столкновение или борьба, враждебное отношение) - тип социальных взаимодействий, характеризующийся противодействием социальных субъектов, обусловленный противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функций.1

     Не  существует человеческой общности, в  которой отсутствовали бы противоречия и столкновения между ее членами. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству. Вся жизнь нашего общества периодически сталкивается с конфликтами, и мы можем наблюдать их повсеместно.

       Каждый  человек на протяжении своей жизни  неоднократно оказывался в состоянии конфликта. Причины возникновения конфликтов могут быть самыми разнообразными. Особую значимость они приобретают в условиях трудовых отношений, так как здесь конфликты, если они окажутся неуправляемыми, способны не только нарушить организацию производства, но и привести к большим социальным потрясениям. В настоящее время знание управленческой психологии помогает менеджерам практически во всех моментах их профессиональной деятельности. Одним из наиболее востребованных на настоящее время навыков и умений управленца является грамотное проведение профилактики конфликтов. Именно этим объясняется актуальность темы данной работы.

     Цель  данной контрольной работы – показать, каким образом менеджер может предотвращать конфликты.Для достижения цели будут выполнены следующие задачи:

     1. Определены виды конфликтов и наиболее частые причины их возникновения.

     2. Описаны распространенные способы профилактики конфликтов.

     Виды  конфликтов. Причины  их возникновения. 

     Условно все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий (см. таблицу 1)2. На практике все типы конфликтов тесно переплетаются между собой, инициируя и усиливая друг друга. Неискушенному менеджеру порой очень трудно разобраться в возникающих конфликтных ситуациях

     Табл. 1. Классификация конфликтов в зависимости от зон разногласий
     Тип конфликта      Зона  проявления конфликта
     Внутриличностный      Одна  личность
     Межличностный      Между двумя индивидуумами
     Групповой      Личность–группа      Внутри  одного подразделения. 
Между подразделениями
     Организационный      Межфункциональный уровень на основе производственной ситуации. 
Между функциональными подразделениями организации. 
Между организациями
 

     Внутриличностный  конфликт – это конфликт внутреннего мира одного индивидуума. Можно выделить следующие формы внутриличностного конфликта: фрустационная (психологический дискомфорт), ролевая, адаптационная, неадекватная оценка статуса.

     Основная  причина большинства внутриличностных конфликтов сотрудников организации – противоречащий их воззрениям приказ непосредственного начальника или одного из руководителей компании или  когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

     Например,  мерчендайзеру непосредственным руководителем (супервайзером) дается задание  подготовить конкретные торговые точки к проверке генеральным директором, в то же время начальник отдела требует, чтобы все без исключения точки соответствовали всем требованиям, хотя времени на посещение этих точек практически нет.

     Или другой пример: мерчендайзеру дается задание разместить дополнительную выкладку в торговых точках на более выгодных местах и сделать ее как можно более заметной, но в то же время руководителя не устраивает, что основная выкладка не вполне соответствует всем требованиям.

     Оба примера говорят о том, что  предъявляются противоречивые требования, только в первом случае конфликт может возникнуть из-за нарушения принципа единоначалия, а во втором — в результате противоречивых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку

     Многие  внутриличностные конфликты возникают также из-за рассогласования производственных требований с личными потребностями и ценностями работника, перегрузками или недогрузками в работе, невозможностью согласовать производственные цели и цели семейной жизни.

     В таблице 2 можно увидеть последствия  внутриличностного конфликта. Как мы видим ни один из вариантов не является положительным. 
 
 

     Табл. 2. Возможные варианты поведения сотрудника
     Вариант поведения      Следствие
Агрессия  и отторжение – конфликт      Уход  с работы
Попытка опорочить действия руководства – конфликт      Продолжение конфликта на более высоком уровне
Компромисс  – конфликт      Закрепление понимания недостигнутой цели, продолжение скрытого конфликта с логистами
Попытка подстроится  – фрустация      Стресс
 

     Межличностный конфликт – наиболее распространенная форма конфликтной ситуации Межличностный конфликт может проявиться в столкновении различных типов характера, темперамента. Иногда люди просто не в состоянии ладить друг с другом. Например, два менеджера, имеющих холерический темперамент, будут часто конфликтовать друг с другом. Трудно согласовывают свои действия два лидера в одном коллективе. 
            Несмотря на то, что в процессе конфликта психологическая мотивация зачастую скрывает истинную его причину, неверно считать, что причиной межличностных конфликтов является только несходство характеров индивидуумов. Действительно встречаются такие люди, которым из-за различий в характерах, сущности их личностей и манерах поведения очень непросто находить общий язык друг с другом, особенно при наличии. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких межличностных конфликтов, как правило, лежат другие причины. Чаще всего – это взаимозависимость заданий и неправильное распределение ответственности между сотрудниками, а также недостаточность информационных коммуникаций.  
              Для межличностного конфликта характерна и такая причина как ограниченность различных ресурсов, подлежащих распределению между сторонами. Ограниченность ресурсов приводит к открытой или скрытой борьбе за эти ресурсы (материальные средства, производственные площади, вакантное место, рабочую силу, время использования оборудования и т. д.) При этом каждая сторона считает, что именно она, а не кто-то другой, нуждается в данных ресурсах. Важно отметить, что нехватка такого ресурса, как время, автоматически вызывает появление стресса. Межличностные конфликты могут распространяться по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, имеющими равный статус) и по вертикали (между руководителями и подчиненными), а также могут быть смешанными.

     Межличностные конфликты взаимозависимы. Часто  нерешенный вертикальный конфликт, возникающий в результате индивидуальной несовместимости менеджеров или недостаточных коммуникаций между ними, приводит к горизонтальным конфликтам. Наиболее распространены и сложны вертикальные и смешанные конфликты. В среднем они составляют 70–80% от всего числа конфликтов. При этом такого рода конфликты особенно неприятны для руководителей организаций и подразделений: в этом случае они оказываются одновременно и непосредственными участниками конфликта, и лицами, на которых лежит ответственность за их разрешение

     Групповой конфликт – это конфликтная ситуация, в которой хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой. В зависимости от участников конфликтной ситуации выделяют два типа групповых конфликтов: «личность–группа» и «группа–группа».

     Конфликт  типа «личность-группа» возникает в среде групповых взаимоотношений и отличается некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать. Первая особенность связана с самой структурой конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой – группа. Следовательно, конфликтное взаимодействие протекает на основе столкновения личностных и групповых мотивов.

     Группе (или толпе) присущи повышенная мощность и пониженная мобильность. Поэтому в таком конфликте субъекты, включенные в группу, проявляют большую жесткость и жестокость, чем могут себе позволить обыкновенно. Чем больше группа, тем выше мощность, меньше мобильность и больше жесткость (государство – крайний вариант группы).

     Вторая  особенность отражает специфику  причин конфликта: кроме причин, характерных  для внутриличностного и межличностного конфликтов, для групповых конфликтов характерно наличие групповых норм – общих правил поведения, которых придерживаются все члены группы.

     Причины конфликта между личностью и  группой всегда связаны с нарушением ролевых ожиданий, неадекватностью внутренней установки реальному статусу личности (наиболее часто конфликт личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки), нарушением групповых норм. Важно отметить, что личность в данном виде конфликта может привлечь на свою сторону другую группу, но не будет отождествляться с ней. Варианты конфликтов «личность–группа» приведены в таблице 3.

     Табл. 3. Варианты конфликтов «личность–группа»
Вариант конфликта Возможные причины и последствия  конфликта
Руководитель–коллектив Новый руководитель. Стиль управления руководителя. Компетенция руководителя.  
Влияние микрогрупп и их лидеров
Рядовой член коллектива–коллектив Конфликтная личность. Нарушение групповых норм. Неадекватность внутренней установки статусу
Личность–группа Низкая профессиональная подготовка. Превышение полномочий. Изменение группового сознания. Применение компромата
 

     Интересно отметить, что возможные причины и последствия конфликта «личность– группа» часто переплетаются между собой так, что порой последствия становятся причиной нового конфликта. Вариант конфликта «личность–государство» для личности практически безнадежен. К очень тяжелым последствиям приводят конфликты типа «личность– группа», когда в роли личности выступает представитель государственных органов.

       Конфликты типа «группа–группа»  называют еще межгрупповыми. Основные причины межгрупповых конфликтов близки к источникам конфликтов «личность–группа» . К ним можно добавить групповую борьбу за статус, хотя подобный мотив присутствует и при межличностных конфликтах. Конфликт борьбы за статус возникает, если одна группа пытается улучшить свое положение, а другая группа усматривает в ее действиях угрозу своему месту в статусной иерархии. Группа также может посчитать, что к ней относятся несправедливо в сравнении с другой группой, которая имеет равный статус с точки зрения вознаграждений, распределения должностей, условий труда, привилегий и других статусных символов.

     Типичная  ситуация межгруппового конфликта  возникает при работе распределительных  центров организации, когда продукция  реализуется и через оптовые, и через розничные сети в условиях дефицита определенного товара. Даже при составленном регламенте отпуска продукции со склада в силу начинают вступать личные договоренности, возникают непонятные обязательства и обещания, что приводит запасы, хранящиеся на складе распределительного центра, в состояние неопределенности.

     Организационный конфликт - один из наиболее часто встречающихся в последнее время видов конфликта. Он заключается в себе некоторую специфичность, которая характерная для наших дней.

Информация о работе Конфликты в трудовом коллективе и их профилактика