Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 09:48, курсовая работа
Цель исследования:
Раскрыть и проанализировать понятие «современные конкурентные стратегии», выявить их основные виды и требования, предъявляемые к ним и определить их эффективность.
Задачи исследования:
1. найти и проанализировать понятие «современные конкурентные стратегии»;
2. выявить основные виды конкурентных стратегий и требования, предъявляемые к их реализации, привести примеры применения стратегий;
3. определить эффективность конкурентных стратегий в рыночных отношениях на примере предприятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Глава. Понятие конкуренции и её роль в деятельности предприятия…….…5
1.1. Конкуренция. Сущность, виды.. ……………..…………….………….……..5 1.2. Основные конкурентные стратегии предприятия……….….………..……..7
1.3. Современные конкурентные стратегии: определения, виды стратегий и предъявляемые к ним требования………………………………………….........15
2 Глава. Стратегический анализ предприятия в условиях конкуренции ….....23
2.1. Стратегическое управление предприятием в условиях сверхконкуренци………………………………………………………………….232.2. Угрозы для предприятия. Конкурентные силы………..…………………..24
2.3. Методы стратегического анализа ………………………….…..….…….....26
3 Глава. Выбор конкурентной стратегии для ЗАО «Кондитерская фабрика «Конфил»………..………………………………………………..……………….40
3.1. Общая характеристика компании………………………..………….……...40
3.2. Анализ ситуации на рынке ………………………….…………...….……...41
3.3.Выбор конкурентной стратегии для ЗАО "Конфил». ……………..………44
Заключение……………………………………….……………………………….50
Список литературы………………………………………….……………………51
Критерии конкурентной силы.
Также вместо применения одной рыночной доли как показателя конкурентной силы был использован целый ряд факторов таких, как:
Взвешивание критериев.
Управляющие смогли решать, какие критерии применимы к их товарам. Это придало модели рыночная привлекательность - конкурентное положение гибкость. Определившись с критериями, управляющие затем согласовывали систему взвешивания для каждого набора критериев, те из факторов, которые являлись более важными, имели больший вес. Например:
рыночная привлекательность. Конкурентная сила.
Размер рынка 0,15 Рыночная доля 0,20
Темпы роста рынка 0,20 Отличительное преимущество 0,40
Численность конкурентов 0,30 Ценовые преимущества 0,05
Потенциал прибыли 0,30 Репутация 0,10
Социальные, политические, Возможности распространения 0,25
юридические факторы 0,05
Каждый фактор рыночной привлекательности оценивается по 10 бальной шкале (от 1, означающей «не привлекательный», до 10, означающей «очень привлекательный»). Также и каждый фактор конкурентной силы оценивается по 10 бальной шкале. Каждый бал умножается на вес фактора и суммируется для того, чтобы получить общий бал рыночной привлекательности и конкурентной силы для каждого товара. Затем, это может быть нанесено на матрицу рыночная привлекательность - конкурентное положение (рис. 6)
Рисунок 6
Зона 1: финансировать рост.
Зона 2: провести отбор.
Для средней зоны требуется дополнительный анализ.
Модель "Мак-Кинси " так же важна тем, что воспринимает планирование не только как процесс создания формальных схем и совокупности количественных показателей. Процесс планирования понимается здесь как установление связи и согласия между сотрудниками, увязка их интересов, учет всех сторон деятельности человека на предприятии. Планирование тут - в первую очередь продуктивное общение.
Модель делового анализа PIMS
PIMS-подход
состоит в поиске инструкций,
разработанных на основе
1. Деловая единица(бизнес-единица) — подразделение, продуктовая линия или центр прибыли.
2. Обслуживаемый рынок — часть общего рынка, на котором конкурирует фирма.
PIMS-анализ оценивает: изменения в конкурентной позиции фирмы; стратегии, применяемые для ее достижения; окончательную прибыльность.
Анализ показывает, что на прибыльность предприятия постоянно влияют три группы факторов. Первая группа описывает конкурентную позицию фирмы, включая занимаемую долю рынка и относительное качество продукции. Вторая отражает структуру производства, включая интенсивность инвестиции и производительность труда. Третья группа отражает относительную привлекательность уровня роста рынка и характеристик потребителей. Все вместе эти переменные объясняют от 65 до 70 процентов вариантов прибыльности рассмотренных предприятий. Назначение PIMS-проекта состоит в применении этого опыта к решению специфичных стратегических вопросов. Эти вопросы включают:
• Какой уровень денежных потоков и прибыли является «нормальным» для данного типа предприятий, учитывая их рыночное окружение, конкурентную позицию и используемую стратегию?
• Если бизнес продолжается, то какую долю рынка и результата прибыльности следует ожидать в будущем?
• Как на этот результат повлияют изменения в стратегии?
• Как добивались результата предприятия той же или других отраслей, действовавшие в аналогичных условиях и с похожей конкурентной позицией, используя различные типы стратегий?
Ответы на эти вопросы помогут оценить возможные альтернативные варианты при разработке стратегии.
База данных PIMS представлена большим количеством отраслей промышленности, множеством товаров, рынков и географических регионов. Большинство из них расположены в Северной Америке, хотя 600 из 2800 предприятий находятся в Великобритании, Европе и других странах.
Результаты PIMS-проекта. Данный анализ обнаружил связи между стратегией и эффективностью деятельности компании. Эти отношения помогут менеджерам понять и предвидеть влияния стратегических решений и условий рынка на эффективность деятельности компании. Ниже перечислены наиболее общие связи между стратегией и эффективностью:
• В отдаленной перспективе важнейшим фактором, оказывающим влияние на эффективность деятельности подразделений компании, будет качество товаров и услуг компании по отношению к ее конкурентам.
• Доля рынка и прибыльность тесно связаны между собой.
•
Высокая интенсивность
• Многие предприятия — так называемые «собаки» и «знаки вопроса» - приносят прибыль, тогда как многие «дойные коровы» ее не дают.
•
Вертикальная интеграция прибыльна
лишь для некоторых предприятий,
для других - нет. Для предприятий
с небольшой долей рынка
• Большинство стратегических факторов, увеличивающих возврат инвестиций, также оказывают положительное влияние на долгосрочную стоимость предприятия в будущем.
Ограничения PIMS-модели. Некоторые элементы PIMS-модели подвергаются критике - от определения методов сбора информации и точности данных до беспричинных связей между ними. Критика эта справедлива и предупреждает о необходимости осторожного использования полученных результатов. PIMS-анализ может дать пользователю ложное чувство точности и силы предвидения. Его следует рассматривать как дополнительный источник идей для стратегического планирования, используемый наряду с собственным опытом, взглядами и анализом.
Практическое применение. Довод о том, что структура индустрии, конкурентная позиция предприятия, структура его затраты/прибыли/инвестиции и конкурентные стратегии, используемые им, существенно влияют на прибыльность, обладает сильной интуитивной привлекательностью.
Практики знают, что позиция доминирующего рыночного лидера на растущем рынке с привлекательными возможностями получения доходов и умеренной потребностью в инвестициях принесет высокую прибыль. С другой стороны, предприятие, находящееся на третьей или четвертой конкурентной позиции зрелого рынка с низкой нормой прибыли, получит низкую прибыль или убытки. PIMS показывает, что названные структурные показатели существенно влияют на прибыльность предприятия, и что компаниям следует искать конкурентные структуры и позиции, которые обеспечили бы им преимущества по прибыли.
SWOT анализ.
SWOT- метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).
Данный анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании.
Этап 1.
1. Перечисление сильных и слабых сторон.
2. Перечисление возможностей и угроз.
Этап 2.
1. Подробное описание сильных и слабых сторон.
2. Подробное описание возможностей и угроз.
Этап 3.
Следующим этапом возможности и угрозы, выявленные в процессе анализа, разбиваются на три группы по приоритетности, необходимости концентрации усилий и средств и тщательности мониторинга.
Заключительным этапом становится формулировка основных стратегических направлений с учетом их важности.
Этап 4
Полученные результаты формулируются в стратегию компании, ее цели и задачи. Об этом виде анализа мы ещё поговорим позднее.
PEST-анализ
(иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании (рис. 7)
Политика изучается, потому что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики — это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.
Анализ выполняется
по схеме «фактор — предприятие». Результаты
анализа оформляются в виде матрицы,
подлежащим которой являются факторы
макросреды, сказуемым — сила их влияния,
оцениваемая в баллах, рангах и других
единицах измерения. Результаты PEST-анализа
позволяют оценить внешнюю экономическую
ситуацию, складывающуюся в сфере производства
и коммерческой деятельности.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ | ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ |
|
|
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ | ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ |
|
|
Информация о работе Конкурентная стратегия фирмы в условиях внешней среды