Конкурентоспособность организации как важная стратегическая цель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание

Конкуренция служит одним из важнейших факторов, стимулирующих повышение эффективности экономики страны и ее регионов. В этой новой для нашей страны ситуации требуется более глубокое научное осмысление самой категории конкурентоспособности, соответствующих методов и инструментов управления.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1. Понятие конкурентоспособности. Конкуренция: понятие, виды 5
1.2. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью 13
1.3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность 16
1.4. Стадии формирования конкурентных преимуществ 17
1.5. Инструменты управления конкурентоспособностью 19
2. Практическая часть 29
Заключение 36
Список литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Основы мен-та 3 курс Корижина ЮН.doc

— 242.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

  Введение 3

  1. Теоретическая часть 5

    1.1. Понятие конкурентоспособности. Конкуренция: понятие, виды 5

    1.2. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью 13

    1.3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность 16

    1.4. Стадии формирования конкурентных преимуществ 17

    1.5. Инструменты управления конкурентоспособностью 19

  2. Практическая часть 29

  Заключение 

  Список  литературы  

 

     Введение 

     Конкуренция служит одним из важнейших факторов, стимулирующих повышение эффективности  экономики страны и ее регионов. В этой новой для нашей страны ситуации требуется более глубокое научное осмысление самой категории конкурентоспособности, соответствующих методов и инструментов управления.1

     Конкуренция представляет собой сложное явление, принимающее разнообразные формы.

     «Конкуренции присущи разнообразные аспекты, но, конечно, ее главная функция очевидна. Эффективная конкуренция заставляет рыночную систему хорошо работать» В. Шепард.

     На  протяжении многих лет к конкурентному  механизму в нашей стране относились крайне осторожно. Однако, в процессе реформирования экономики отношение к конкуренции изменилось на диаметрально противоположное, и ее стали рассматривать как силу, без которой рыночные отношения теоретически не мыслимы и практически состояться не могут.

     В настоящее время является общепризнанным, что конкуренция – это неотъемлемое свойство рынка, эффективность функционирования которого тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления. Развитие конкурентных отношений служит необходимым условием эффективного воздействия рыночных механизмов на обеспечение устойчивого экономического роста, как в стране в целом, так и в ее регионах.

     Какими  бы ни были изменения в политической и экономической жизни России в обозримой перспективе, для страны будет оставаться актуальной проблема эффективности производства и внешних экономических связей, участия в международной торговле и, следовательно, конкурентоспособности. Для нашей страны она становится все актуальнее в связи с наполнением внутреннего рынка иностранными товарами, а также, резким сокращением перечня экспортируемых Россией товаров и объема экспорта наукоемкой продукции.2

     Цель  данной работы изучить, что такое  конкурентоспособность организации. Рассмотреть что такое конкуренция. Понятия, виды и функции, которые выполняет конкуренция в рыночной экономике. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью и инструменты управления.

  
 

 

  1. Теоретическая часть
 

     1.1. Понятие конкурентоспособности. Конкуренция: понятие, виды  

     В системе маркетинга организация, действующая на рынке, рассматривается не обособленно, а с учетом всей совокупности отношений, связывающих ее с другими субъектами рынка. Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция.

     Несмотря  на то, что понятие конкуренции  сформировалось в древние времена, современный термин «конкуренция» происходит от немецкого слова «konkurrenz». В свою очередь данное определение восходит к латыни, в которой с помощью слов «concurro/concurencia» обозначали различные явления (с одной стороны слияние и взаимопроникновение, с другой стороны – столкновение). Эти латинские слова отражали процессы взаимодействия и применялись для обозначения процессов.

     Конкуренция является ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений. Это центр  тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке и потребителями по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В экономической сфере конкуренция проявляется в соперничестве за заключение сделок и долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба представляет собой динамический (ускоряющий движение) процесс, который служит лучшему обеспечению рынка товарами. 3

     Конкурентоспособность – свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке на равнее с присутствующими  там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими там субъектами рыночных отношений. Оценка этого свойства позволяет выделять высокую, среднюю, низкую конкурентоспособность.4

     Атомистическая  или традиционная теория конкуренции предусматривает большое количество продавцов и покупателей, каждый из которых может рассматриваться как «атом» – частица рыночной системы. Каждый участник занимает столь малую долю рынка, что не имеет возможности оказывать влияние на установление рыночной цены на данную товарную категорию. Если на рынке существует конкуренция, обусловленная множеством участников, то цена соответствующего товара будет одинаковой на всем пространстве рынка. Это явление определяется как «закон единой цены». Данный закон означает, что потенциальные продавцы и покупатели способны сравнивать цены между собой. Потенциальный покупатель старается приобрести товар по более низкой цене, в то время как производитель продать по более высокой. Если производитель увеличить цену на свою продукцию, то он не сможет ее продать. В результате он вынужден будет привести цену в соответствие с ценами конкурентов. Если цена производителя окажется ниже цены конкурентов, он будет стараться ее увеличить с целью получения большей прибыли. Таким образом, имея возможность сравнивать цены, производители приходят к установлению единой цены.5

     Атомистическая  конкуренция возможна только в условиях идеального рынка, где экономический вес каждого продавца и покупателя незначителен, существует полная информационная прозрачность, одинаковые цены на товары, товары рассматриваются как взаимозаменяемые.

     Именно  однородность продукции и производителей определяет суть атомистической теории конкуренции.

     В ходе рыночного процесса участники  постоянно испытывают своих конкурентов, предлагая возможности чуть более  привлекательные. Конкуренты в свою очередь, уяснив, с кем они конкурируют, вынуждены еще более усовершенствовать возможности, предлагаемые ими рынку. В борьбе за опережение своих конкурентов участники рынка, тем самым, вынуждаются самим конкурентным рыночным процессом приближаться к границам своей способности прибыльно присутствовать на рынке. Если бы конкурентный процесс дошел до конца и если бы все решения стали полностью согласованными, то каждый участник уже не был бы вынужден улучшить возможности, которые он в данный момент предлагает рынку, т. к. никто не делал бы более привлекательных предложений. В таких обстоятельствах никому нет необходимости стараться быть впереди своих конкурентов, поскольку все текущие планы могут быть реализованы без неожиданностей. В состоянии рыночного равновесия конкуренция перестает быть активной силой. Прекращение рыночного процесса, которое характерно для равновесного состояния, будет прекращением конкурентного процесса.

     В. Круглов рассматривает конкуренцию  как конфликт– столкновение противоположных стремлений, интересов и сил, их выражающих.

     Экономика в целом является такой сферой, в которой конфликтные отношения субъектов являются не только естественным атрибутом, но и двигателем процессов развития рынка. Конфликт выступает одной из форм целенаправленного взаимодействия нескольких субъектов, результатом решения которого становится новое состояние или новое качество.

     С давних времен под конкуренцией было принято понимать конфликтное соперничество между различными субъектами отношений, которое возникало по разным поводам, но обязательно приводило к приобретению одними соперниками преимуществ над другими. Поэтому самое первое и простое определение конкуренции может быть связано именно с пониманием ее как конфликтного соперничества за достижение относительно лучших условий существования, функционирования и развития.

     Процесс конкуренции имеет свою структуру. Он начинается с подготовки к непосредственному столкновению, переходит в стадию столкновения, которое обычно перерастает в конкурентную борьбу. Завершается данные процесс подведением итогов, выявлением, что именно конкуренты приобрели, либо потеряли в конкурентной борьбе, определением победителей и побежденных.

     Отличия конфликтного соперничества от неконфликтного состоят в следующем:

     – в конфликтном столкновении проявляется  противоположность интересов соперников и невозможность реализовать собственные интересы без ущемления жизненных интересов других участников конфликта, а неконфликтное столкновение не имеет принципиального характера;

     – целевые установки, формируемые  в процессе конфликтного соперничества, направлены на ослабление или окончательное подавление конкурентов ради обеспечения собственных выгод;

     – в конфликтное соперничество  двух сторон обязательно втягиваются  другие стороны, которые на первых порах  составляют лишь внешнее окружение конкурентов;

     – само конфликтное соперничество  может иметь затяжной, продолжительный характер.

     Й. Шумпетер создал теорию «созидательного  разрушения», которая применима во многих областях, в том числе и в теории конкуренции. По его мнению, сила любого производителя определяется наличием новых товаров, новой технологии, нового типа организации. У рынка, состоящего из нескольких фирм, будет более эффективная структура, если участники будут ориентироваться на научно-технический прогресс. Автор теории делал различие между изобретением (зарождением новой идеи) и инновацией (коммерческим применением новой идеи).

     Производитель, осуществляющий инновации, обладает большими возможностями получить прибыль. Это значит, что производитель предлагает некий товар (услугу) прежде, чем ее предложат другие, либо использует новые технологии, предлагая уже известный товар по более низкой цене. Цель его усилий – производство новой и более дешевой продукции. Если доступ на рынок свободен, приходят новые участники, чтобы действовать не подобно конкурентам, а эффективнее, чем они.

     Производитель, предлагающий инновации, оказывается  единственным участником рынка, и роль его определяется предлагаемой им новой  продукцией. С точки зрения традиционной экономической теории предприниматель – монополист. Его доля на рынке данной продукции составляет 100 %. В течение некоторого времени он остается единственным производителем на рынке и получает сверхприбыль – предпринимательскую прибыль. Когда он принимается за производство новой продукции, при условии, что доступ на рынок свободен, он берет на себя риск, связанный с затратами времени и капиталов и действует, надеясь на получение устраивающей его прибыли. Побуждением к действию выступает потенциальная прибыль его как монополиста. А поскольку она носит остаточный характер, то размер ее заранее никогда не известен.

     Следовательно, новые товары или методы производства, требующие меньших издержек, возникают  под давлением конкуренции. При  любых обстоятельствах остается в силе сформулированное еще Ф. Энгельсом положение, что отношение производительной силы к потребительной, так или иначе, проявится в форме состязательности (соревнования), которая по системе экономических параметров имеет обобщенное интегральное определение и называется конкуренцией. Только она определяет, в конечном счете, и продолжительность пребывания товаропроизводителей на рынках, и интенсивность смены поколений техники, и скорость соединения результатов научных исследований и новых технологий.

     Таким образом, под конкуренцией следует понимать процесс взаимодействия производителей и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества при реализации продукции, а также, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара (услуги) за выбор покупателя. 

     Важными в этом определении являются следующие аспекты:

     1) рыночная конкуренция есть непосредственное  взаимодействие организаций на рынке, та борьба, которую они ведут, продвигая свой товар;

     2) конкуренция ведется за ограниченный  объем платежеспособного спроса, именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом;

     3) рыночная конкуренция развивается  только на доступных сегментах  рынка.

     Конкуренция является движущей силой развития общества. Она порождает лучшее использование способностей и знаний, совершенствование и разнообразие человеческих благ, рациональное поведение продавцов и покупателей как необходимое условие существования на рынке.6

     По  степени интенсивности конкуренция  может быть:

     – привлекательная, в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;

     – умеренная, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;

     – ожесточенная, когда один субъект  конкуренции поглощает, уничтожает либо вытесняет другого из данного сегмента.

     По  формам удовлетворения потребностей различается конкуренция:

     – функциональная – обусловлена тем, что потребность может быть удовлетворена разнообразными способами. Все товары, обеспечивающие удовлетворение определенной потребности, являются функциональными конкурентами;

Информация о работе Конкурентоспособность организации как важная стратегическая цель менеджмента