Конкурентоспособность организации как важная стратегическая цель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание

Конкуренция служит одним из важнейших факторов, стимулирующих повышение эффективности экономики страны и ее регионов. В этой новой для нашей страны ситуации требуется более глубокое научное осмысление самой категории конкурентоспособности, соответствующих методов и инструментов управления.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1. Понятие конкурентоспособности. Конкуренция: понятие, виды 5
1.2. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью 13
1.3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность 16
1.4. Стадии формирования конкурентных преимуществ 17
1.5. Инструменты управления конкурентоспособностью 19
2. Практическая часть 29
Заключение 36
Список литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Основы мен-та 3 курс Корижина ЮН.doc

— 242.50 Кб (Скачать документ)

     На  первой, начальной стадии, успех в конкуренции зависит от исходных ресурсных преимуществ, от наделенности факторами производства.

     На  второй стадии делом первостепенной важности становиться дальнейшее развитие и усовершенствование факторов, а предпосылками являются местные, уже сложившиеся технические возможности, инфраструктура, образование, информационная база. Тем не менее, успех на этой стадии решают не факторы, которые достались по наследству, а инвестиции, способные повышать конкурентные преимущества на основе более развитых факторов. К таковым можно отнести высокообразованные кадры, исследовательские учреждения, современную инфраструктуру обмена информацией.

     На  третьей стадии, стадии инноваций, центр тяжести в конкуренции переносится в высокотехнологичные сегменты национальной экономики, когда главную роль играют не усовершенствование отдельных факторных условий, а усовершенствование и обновление технологии. Конкурентоспособность высокотехнологичных отраслей связана с инвестициями в исследования и разработки, в создание нововведений, то есть с технологическими конкурентными преимуществами.9 
 
 
 
 
 

     1.5. Инструменты управления  конкурентоспособностью 

     Маркетинговые исследования

     Маркетинговые исследования - вид деятельности, который с помощью информации связывает потребителя, покупателя и общественность с маркетологом.

     Информация  используется для выявления и  определения маркетинговых возможностей и проблем; для выработки, совершенствования и оценки маркетинговых действий; для отслеживания результатов маркетинговой деятельности; а также для улучшения понимания процесса управления маркетингом.

     Процесс маркетингового исследования состоит из четырех этапов:

     1 Определение проблемы и целей  исследования

     Выявление проблемы и целей исследования часто оказывается самой трудной задачей во всем процессе исследования.

     С точки зрения поставленной цели различают  три вида исследования:

     1- поисковое исследование; его целью является сбор предварительной информации, которая поможет определить проблему и выдвинуть гипотезы.

     2- описательное исследование имеет целью определение рыночного потенциала товара или демографических характеристик и взглядов потребителей, которые покупают тот или иной товар.

     3 - исследование причинно-следственных связей (казуальное) - проверка гипотез о причинно-следственных отношениях.

     Управляющие обычно начинают с поисковых исследований, затем переходят к описательным, и, наконец, к исследованию причинно-следственных связей.

     2 Разработка плана исследования

     В плане описываются источники  вторичных данных, планируются методы, подходы и инструменты сбора первичных данных.

     Исследователи обычно начинают со сбора вторичных данных - имеющейся информации, собранной ранее для других целей. Источники вторичной информации могут быть внутренними (отчет о прибылях и убытках, объемы продаж за определенный период, финансовые отчеты, отчеты о прошлых исследованиях) и внешними (периодика, книги, сборники).

     Первичные данные - информация, собираемая впервые для данной конкретной цели. В плане сбора первичных данных определяют: методы исследования, способы контакта с аудиторией, план составления выборок и инструменты исследования

     Методы  исследования:

     Наблюдение  - сбор первичных данных посредством наблюдения за интересующими исследователя людьми, событиями и ситуациями. Наблюдения часто используют в сочетании с другими методами сбора информации.

     Опрос лучше всего подходит для сбора описательной информации о знаниях потребителей, их взглядах, предпочтениях или покупательском поведении. Опрос - самый распространенный и зачастую единственный метод сбора первичных данных, который применяется при проведении исследований. Основное преимущество опроса заключается в его гибкости. Их можно использовать в самых разнообразных ситуациях для получения различных видов данных.

     Эксперимент - сбор первичных данных посредством выделения сопоставимых групп людей и контроля переменных составляющих и реакций групп в различных ситуациях. В ходе эксперимента выявляются причинно-следственные связи.

     Инструменты исследования:

     - анкеты, опросные листы, вопросники;

     - различные механические, автоматизированные, электронные устройства (пиплметры, сканеры,

     гальванометры и пр.)

     3 Реализация плана исследования - сбор, обработка и анализ информации. Исследователь должен обработать и проанализировать собранные данные и, кроме того, проверить данные анкет на достоверность и полноту, а затем закодировать для компьютерной обработки. Затем исследователь представляет результаты в виде таблиц и вычисляет средние значения и другие статистические показатели.

     4 Интерпретация и представление результатов

     В большинстве случаев результаты исследований можно интерпретировать по-разному, поэтому управляющие и исследователи должны работать в тесном контакте и поровну разделить ответственность за процесс исследования и за принятые на его основе решения.10

     Сегментация рынка и позиционирование

     Основные  этапы процесса целевого маркетинга:

     1. Сегментирование рынка

     - Определение принципов сегментирования  рынка.

     - Составление профиля каждого  из полученных сегментов.

     2. Выбор целевых сегментов рынка

     - Оценка степени привлекательности  полученных сегментов.

     - Выбор одного или нескольких  целевых сегментов.

     3. Позиционирование товара на рынке

     - Разработка подхода к позиционированию  в каждом из целевых сегментов.

     - Разработка маркетингового комплекса  для каждого целевого сегмента.

     Сегментирование рынка - выделение в пределах рынка четко обозначенных групп потребителей, различающихся по своим потребностям, характеристикам или поведению, для обслуживания которых могут потребоваться определенные товары или маркетинговые комплексы. Цель сегментирования – выявить у каждой группы потребителей сравнительно однородные потребности в продукте и в соответствии с этим сориентировать товарную, ценовую, сбытовую политику предприятия.

     Выбор целевых сегментов рынка - процесс оценки привлекательности каждого сегмента рынка и выбор одного или нескольких сегментов для обслуживания.11

     Позиционирование  товара на рынке - комплекс мер, благодаря которым в сознании целевых потребителей данный товар по отношению к конкурирующим товарам занимает собственное, отличное от других и выгодное для компании место.

     Принципы  сегментирования потребительских  рынков.

     Покупателей много, они разобщены и весьма отличаются по своим потребностям и покупательскому опыту. Компании, в свою очередь, отличаются по своим возможностям. В соответствии с законом эффективности (законом Парето) фирме необходимо найти потребителей, которых она может обслужить наилучшим образом. В этом ей может помочь процесс сегментирования.

     Универсального подхода к сегментированию рынков не существует. Чаще всего на практике применяют многофакторное сегментирование.

     1 Географическая сегментация - разделение рынка на разные географические объекты: страны, республики, области, районы, округа, города, микрорайоны. Важным моментом является учет природно-климатических особенностей регионов и плотности населения.

     2 Демографическая сегментация заключается в разделении рынка на потребительские группы на основе таких демографических переменных, как возраст, пол, размер семьи, этапы жизненного цикла семьи, вероисповедание, раса и национальность. Демографический признак чаще других применяется для сегментации потребительских групп.

     3 Социоэкономическая сегментация  – сегментация рынка по критериям, отражающим социальный статус или экономическое положение потребителя. Это работа (должность, место работы), образование, доход, социальный класс.

     4 Психографическая сегментация делит покупателей на разные группы по признакам принадлежности к общественному классу, по образу жизни или личностным характеристикам.

     Люди, попавшие в одну и ту же демографическую  группу, могут иметь совершенно разные психографические особенности.

     5 Поведенческая сегментация - разбиение рынка на группы потребителей в зависимости оттого, насколько они знают товар, как к нему относятся, как используют или как реагируют на него.12

     Позиционирование  товара на рынке - обеспечение товару, не вызывающему сомнений, четко отличному от других, желательного места на рынке и в сознании целевых потребителей.

     В условиях конкуренции фирма может  пойти по одному из 2-х путей:

     1 – создать товар – новинку  для данной категории товара;

     2 – позиционировать себя рядом  с конкурентами, начать борьбу  за долю рынка.

     Принять решение о позиционировании наряду с конкурентами можно, если:

     - фирма может создать товар,  по определённым параметрам, превосходящий товар конкурента;

     - рынок достаточно велик, чтобы  вместить всех конкурентов;

     - фирма располагает большими, чем  у конкурента возможностями (ресурсами)

     Основные  типы позиционирования товара на рынке:

     1 - позиционирование, основанное на  отличительном качестве товара;

     2 - позиционирование, основанное на  выгоде или возможности решения проблемы;

     3 - позиционирование, основанное на  особом способе использования;

     4 - позиционирование, ориентированное на определённую категорию потребителей;

     5 - позиционирование по отношению  к конкурирующей марке;

     6 - позиционирование, основанное на  разрыве с определённой категорией товаров.13

     Управление  товарным ассортиментом

     Товарный  ассортимент (товарная линия)- группа товаров, тесно связанных между собой сходными принципами функционирования, продажей одинаковым группам покупателей, маркетинговым способом продвижения на рынок или принадлежностью к одному и тому же диапазону цен.

     Управление  товарным ассортиментом – деятельность, направленная на достижение рациональности ассортимента. Основополагающим элементом управления ассортиментом является его формирование. Формирование ассортимента – деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, поставленных руководством организации.14

     Управление  ценообразованием

     Под ценообразованием понимается процесс формирования цен на товары и услуги. Цена – сумма денег, которую согласен заплатить (передать) покупатель за единицу товара в акте купли – продажи.

     На  стратегию установления цен оказывают  влияние факторы:

     - внешние (общее экономическое положение, конкуренция, тип рынка и т.д.);

     - внутренние (цели фирмы, себестоимость производства, стратегия фирмы на конкретном рынке и т.д.)

     На  уровень возможной цены оказывает  влияние тип рыночной структуры:

     1 Чистая конкуренция (единая рыночная цена);

     2 Монополистическая конкуренция  (широкий диапазон цен);

     3 Олигополия (ценовое соглашение, неценовая конкуренция, ценовое лидерство);

     4 Чистая монополия (монопольное ценообразование с учётом возможностей субституции и объёма рынка; монопольная цена)

     Формирование  цены определяется целями ценообразования. К основным целям ценообразования относят: прибыльность, объём продаж, конкурентный паритет, престиж, выживание, социальная ответственность.

Информация о работе Конкурентоспособность организации как важная стратегическая цель менеджмента