Конкурентоспособность предприятия и влияющие на нее факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:02, курсовая работа

Описание

Объектом изучения данной работы является ОАО « Футбольный клуб Спартак Москва», а предметом - конкурентоспособность данной организации.
Цель работы - анализ и оценка конкурентоспособности ФК Спартак Москва. Задачи работы: изучение сущности конкуренции и конкурентоспособности, поиск путей увеличения конкурентоспособности и влияющих на неё факторов, анализ положения ОАО ФК Спартак Москва на рынке и оценка его конкурентоспособности.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности 3
1. Понятия конкуренции и конкурентоспособности 3
2. Методы увеличения конкурентоспособности предприятия 6
3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 11
Глава 2. Анализ конкурентоспособности в футбольном бизнесе 17
Глава 3 Оценка и методы улучшения конкурентоспособности на примере ФК Спартак Москва 21
Заключение 27
Список использованных источников 28

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЕНЕДЖ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Государственный университет управления

Институт  управления и предпринимательства в социальной сфере 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент» 
 

на тему: 

«Конкурентоспособность предприятия и влияющие на нее факторы» 
 
 

    Выполнила студентка

    Очной формы обучения

    специальности  управление персоналом

  1. курса  1  группы               

    Вальцова  О.Д. 
     

    Преподаватель

    Антонов С.А. 
     
     

Москва 2011 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

 

Понятие конкуренции составляет основу рыночной экономики. Конкурентоспособность  выступает важнейшим фактором обеспечения  экономической безопасности организации  в условиях жесткой конкуренции. Высокая конкурентоспособность организации является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом организация имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который позволил бы ей быть стабильной на достаточно продолжительном временном отрезке. Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции или оказываемой услуги, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли. 

В данной работе рассматривается конкурентоспособность  футбольных клубов,  что, безусловно, актуально на современном этапе  развития спортивной индустрии в  целом, характеризующемся возрастающим финансированием и расширением экономических возможностей. 

Объектом  изучения данной работы является  ОАО  « Футбольный клуб Спартак Москва», а предметом - конкурентоспособность  данной организации. 

Цель  работы - анализ и оценка конкурентоспособности  ФК Спартак Москва. Задачи работы: изучение сущности конкуренции и конкурентоспособности, поиск путей увеличения конкурентоспособности и влияющих на неё факторов, анализ положения ОАО ФК Спартак Москва на рынке и оценка его конкурентоспособности.

Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности

1. Понятия конкуренции и  конкурентоспособности

 

Так, что  же такое конкуренция и конкурентоспособность? Существует большое количество определений  данных терминов. Слово конкуренция  возникло от латинского “concurrere”, что  в переводе означает сталкиваться.

Конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях  обеспечения лучших возможностей сбыта  своей продукции, удовлетворения различных  потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли.

Исследователи также придерживаются одной из трех трактовок конкуренции: поведенческой, структурной, функциональной. 

Поведенческая трактовка конкуренции – борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей. 

Структурная трактовка конкуренции – анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него. 

Функциональная  трактовка конкуренции – соперничество  старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным. 

Как было доказано многими экономистами, конкуренция  является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и  уровня жизни населения. Особенно важно  изучить механизм конкуренции в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм.

Конкуренция может происходить на следующих  уровнях: местном, региональном, национальном, межнациональном, глобальном.

Конкуренция – элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Конкуренция в условиях рынка способствует формированию хозяйственных пропорций и санации экономики.

Конкуренция на рынке выступает в различных  формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой. 

Внутриотраслевая  конкуренция – соперничество  между предпринимателями одной  отрасли хозяйства за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров. Это происходит потому, что предприятия отрасли существенно различаются между собой по качеству используемых средств производства (оборудования, станков), технической оснащенности и квалифицированной рабочей силы, вследствие чего возникают различия по величине стоимости выпускаемых изделий и размеру прибыли в расчете на единицу продукции. Несмотря на эти различия, внутриотраслевая конкуренция приводит к уравнению цен и прибылей. Межотраслевая конкуренция – вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики. В основе межотраслевой конкуренции лежит стремление предпринимателей к получению максимальной прибыли, поиску наиболее выгодной сферы приложения капитала. Экономическая теория оценивает уровень конкуренции на том или ином рынке по семи признакам:

1) число фирм-производителей;

2) различие ("дифференциация") товаров;

3) уровень  концентрации (т.е. удельный вес  каждой фирмы в производстве  и реализации данного товара);

4) способ  формирования цены товара;

5) возможности  для появления новой фирмы  на данном рынке;

6) степень  информированности покупателей  и продавцов о ценах и качестве  товаров;

7) в  какой мере покупка осуществляется  без принуждения.

Конкурентоспособность - многосторонняя экономическая категория, которая может рассматриваться  на нескольких уровнях: конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслей, стран. Между всеми этими уровнями существует достаточно тесная внутренняя и внешняя взаимозависимость. Как подчеркивается в литературе, в широком смысле конкурентоспособность - это обусловленные экономическими, социальными и политическими факторами позиции страны или товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках.

Также конкурентоспособность можно определить, как характеристику товара, отражающую его отличие от аналогичного конкурентного  товара как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Следовательно, конкурентоспособность продукции  есть не что иное, как проявление качества продукции в условиях рыночных отношений. Определяется она способностью продукции быть проданной на конкретном рынке, в максимально возможном объеме и без убытков для изготовителя. Если товар или услуга являются конкурентоспособными на конкретном рынке, их продается больше, чем аналогов, и при этом продавец работает с прибылью, обеспечивающей его дальнейшее развитие.

Наиболее  важные особенности конкурентоспособности:

♦ конкурентоспособность  – это привлекательность продукции  для потребителя, мера возможности  быть проданной;

♦ задаваемая величина, при создании новой продукции;

♦ отражает степень удовлетворения требований потребителя, причем характер предъявляемых требований зависит от вида продукции;

♦ относительная  величина, получаемая при сопоставлении  с аналогичной продукцией основных конкурентов по техническим, экономическим, эксплуатационным характеристикам в определенный промежуток времени;

♦ прогнозируемая, математическая величина. 

Конкурентоспособность – это величина, состоящая из нескольких слагаемых факторов: качество, цена, послепродажный сервис, маркетинг . Следует отметить, что одни факторы определяют (составляют) конкурентоспособность продукции и непосредственно влияют на ее изменение, другие – обеспечивают конкурентоспособность продукции.

 

2. Методы увеличения конкурентоспособности  предприятия

 

Можно выделить три основных стратегических подхода к ведению успешной конкурентной борьбы:

- стремление  иметь самые низкие в отрасли  издержки производства (стратегия  руководящей роли в области  издержек производства);

- поиск  путей дифференциации производимой  продукции от продукции конкурентов (стратегия дифференциации);

- фокусирование  на узкой части, а не на  всем рынке (стратегия фокуса  или ниши).

Рассмотрим  данные стратегии более подробно. 

Низкие  издержки производства как вид конкурентных преимуществ

Издержки  никогда не должны определять цену, но они играют решающую роль в формировании стратегии ценообразования. Ценовые решения неизбежно привязаны к решениям об объемах продаж, а продажи связаны с производственными, маркетинговыми и управленческими издержками. Верно то, что готовность покупателей заплатить ту или иную сумму не зависит от издержек производителя, но верно также и то, что решение продавца о том, какие товары и в каком количестве производить, зависит именно от стоимости производства этих товаров. Фирмы, эффективно устанавливающие цену, решают, что производить и кому это продавать, путем сравнения цен, которые они могут назначить, с издержками, которые они могут взять на себя. Таким образом, получается, что издержки влияют на назначение цен. Фирмы с низкими издержками могут устанавливать низкие цены и продавать больше, так как это привлекает большее количество покупателей. С другой стороны, фирмы с высокими издержками для привлечения большого количества покупателей не могут позволить предлагать товары по более низкой цене, чем фирмы с низкими издержками. Поэтому они должны привлечь тех покупателей, которые готовы платить более высокую цену.

Таким образом, изменения в издержках  вынуждают фирму изменять цены не потому, что это изменяет количество оплаченного товара, а потому, что это изменяет количество товаров, которые фирма может с выгодой предложить, и покупателей, которых она может с выгодой обслужить.

В процессе стратегического управления издержками производства первостепенное значение в настоящее время имеет не только и не столько анализ внутрифирменных факторов, сколько анализ процессов, влияющих на издержки, которые действуют за пределами фирмы, т.е. внешних факторов. К наиболее значимым из них относятся поставщики, потребители, конкуренты, посредники, правительственные и законодательные институты. 

Дифференциация  продукции как способ получения  конкурентного преимущества

Дифференциация - это способность обеспечить компанию уникальной и большей стоимостью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Стратегии дифференциации уместны в тех случаях, когда потребности и вкусы покупателей слишком отличаются от покупателя к покупателю и поэтому не могут быть удовлетворены путем производства стандартной продукции. Производитель, с успехом применяющий принцип дифференциации, тщательно изучает поведение и потребности покупателей с целью выяснения мнения клиентов относительно ценности и значимости тех или иных признаков. После этого компания дифференцирует свою продукцию согласно одного или, может быть, нескольких признаков, стимулируя тем самым предпочтение покупателей к предполагаемой компанией продукции. Конкурентное преимущество является следствием уникальной (по сравнению с конкурентами) способности фирмы удовлетворять потребности покупателей, отдающих предпочтение тому или иному признаку выпускаемой продукции.

Успешно проведенная дифференциация позволяет  фирме:

- устанавливать  премиальную наценку на свою  продукцию;

- продавать  больший объем продукции (поскольку  привлекается дополнительное число покупателей);

- сделать  торговую марку фирмы более  популярной среди покупателей  (поскольку некоторое число покупателей  сильно привязывается к дифференцирующим  признакам).

Дифференциация  может дать дополнительную прибыль, если премиальная наценка способна покрыть дополнительные затраты, связанные с ее проведением. Дифференциация не приносит желаемых результатов, если признаки, положенные в основу дифференциации продукции, не оценены покупателями столь высоко, чтобы окупить дополнительные издержки фирмы по дифференциации.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и влияющие на нее факторы