Контроль в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение функции контроля в системе менеджмента организаций.
Задачи работы:
1) изучение теоретических основ функции контроля в управлении организацией;
2) практический анализ контроля в системе менеджмента конкретной организации.
Предметом анализа является контроль как функция управления.
Объект анализа - торговая организация ООО "ЛАД".

Содержание

Введение ……………………………………………………………. стр. 3
Глава 1.
Координация и контроль, как управленческие функции ………… стр. 5
Понятие контроля ……………………………………………….. стр. 5
Понятие координации ………………………………………….. стр.14
Специфика реализации функции контроля в сфере услуг……. стр. 17
Глава 2
Анализ реализации функции контроля в современной организации ( на примере ООО «ЛАД»)
2.1 Общая характеристика предприятия …………………………. стр. 21
2.2 Анализ функционирования контроля в организации ……….. стр. 25
2.3 Рекомендации по организации нововведений ………………..стр. 34
Заключение ………………………………………………………….стр. 36
Список литературы ………………………………………………… стр. 37

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 75.01 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение ……………………………………………………………. стр.  3

Глава 1.

Координация и  контроль, как управленческие функции  ………… стр. 5

    1. Понятие контроля ……………………………………………….. стр. 5
    2. Понятие координации ………………………………………….. стр.14
    3. Специфика реализации функции контроля в сфере услуг……. стр. 17

Глава 2

Анализ реализации функции контроля в современной  организации ( на примере ООО «ЛАД»)

2.1 Общая характеристика  предприятия …………………………. стр.  21

2.2 Анализ функционирования  контроля в организации ……….. стр. 25

2.3 Рекомендации по организации нововведений ………………..стр. 34

Заключение ………………………………………………………….стр. 36

Список литературы ………………………………………………… стр. 37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Планы не всегда выполняются так, как было задумано. Люди не всегда принимают назначенные им права и обязанности. Руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия окружающей среды, и организация должна соответственно к ним адаптироваться. Как же руководству организации  удается определить, достигло ли оно своих целей, как оно обнаруживает собственные ошибки и ошибки персонала и как оно определяет, когда организации должны начинать процесс адаптации. Ответ прост. Всё это достигается с помощью контроля. Контроль, попросту говоря, это процесс, при помощи которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в корректировке,  поэтому тему контроля как функции управления мы считаем актуальной в наши дни.

      Почему же необходим контроль? Есть несколько объективных обстоятельств, которые обусловливают потребность общества в организации контроля в различных сферах экономической и социальной жизни, а также определяют сущностные характеристики контроля в управлении. К таким явлениям (обстоятельствам) прежде всего, относятся неопределенность и связанные с ней риски экономических и социальных потерь.   Неопределенность — одна из основных реалий жизни. Неопределенность нельзя полностью устранить ни из каких принимаемых решений, в том числе из решений в сфере управления. Дело в том, что в основе самой неопределенности лежат неустранимые реалии общественной жизни: научно-технический прогресс, перманентные социальные изменения и другие «случайные колебания» в жизнедеятельности людей. Ситуацию неопределенности весьма образно и пессимистично выразил Мерфи в сформулированных им законах: 1. Все, что может плохого случиться, случится. 2. Даже если ничего плохого не может случиться, все равно плохое случится. И действительно случается, если пренебрегают контролем.

      Контроль является одной из важнейших функций управления, как говорится - доверяй, но проверяй. Поэтому этот вопрос хорошо изучен в экономической литературе.

Целью работы является изучение функции контроля в системе менеджмента организаций.  
      Задачи работы: 

1) изучение  теоретических основ функции  контроля в управлении организацией;  
2) практический анализ контроля в системе менеджмента конкретной организации.  
Предметом анализа является контроль как функция управления.  
Объект анализа - торговая организация ООО "ЛАД".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Координация и  контроль, как управленческие функции

    1. Понятие контроля

       Итак, тема курсовой работы – «контроль в организации». Рассмотрение теоретико-методологических подходов к теме контроль и координация, следует с характеристики основных терминов, сначала рассмотрим термин контроль.                                                         

       Слово "контроль" рождает, прежде всего, отрицательные ассоциации. Для многих людей контроль означает, прежде всего, ограничение, принуждение, отсутствие самостоятельности и т. п. – в общем, все то, что противоположно нашим представлениям о свободе личности. Вследствие такого восприятия, контроль относится к числу тех функций управления, сущность которых понимается чаще всего неправильно. На вопрос "что же означает контроль для менеджера", то чаще всего люди ответят вам, - это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. В принципе – это верно. Один  из  аспектов контроля действительно состоит в обеспечении подчинения чему-то. Но сводить контроль просто к неким ограничениям, исключающим возможность действий, наносящих вред организации и заставляющих каждого вести себя строго дисциплинированно, - означало бы упустить из виду основную задачу управления.

       Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

     В   процессе   контроля   есть  три четко   различимых   аспекта: 
1. выработка стандартов и критериев, 
2. измерение настоящих результатов деятельности, 
3. сопоставление с ними реальных результатов и плановых. 
     Затем    следует    принятие  необходимых    корректирующих     действий. 
Первый  этап  процесса  контроля  —  это   установка   стандартов,           т.е. конкретных, поддающихся измерению целей. Для управления необходимы
стандарты в форме   показателей   результативности объекта управления для всех его ключевых областей.    На  втором  этапе происходит   измерение фактически     достигнутых    результатов.     На    третьем   этапе   сравнения показателей   функционирования   с   заданными  стандартами   определяется масштаб допустимых отклонений. 
     Только  существенные  отклонения   от  заданных   стандартов  должны повлечь корректирующие меры. Такими действиями могут быть изменения некоторых  внутренних переменных системы, изменение стандартов  или невмешательство в работу системы.

        Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Руководители  начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен, если вы хотите, чтобы организация функционировала успешно. Без контроля начинается хаос и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно. Важно и то, что уже сами по себе цели, планы и структуры организации определяют ее направления деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всей организации.

       Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

       Планы и организационные структуры – это лишь идеал того, каким хотелось бы видеть будущее руководству. Множество разнообразных обстоятельств может воспрепятствовать тому, чтобы задуманное реализовалось. Изменения законов, социальных ценностей, технологии, условий конкуренции и других переменных величин окружающей среды могут превратить планы, вполне реальные в момент их формирования, через некоторое время в нечто совершенно недостижимое. Для того чтобы подготовиться и отреагировать должным образом на подобные изменения,

организациям  нужен эффективный механизм оценки воздействия на них этих

перемен. Кроме того, даже самые лучшие организационные построения имеют свои изъяны. Специализация и разделение труда, например, могут породить проблемы координации, трения между отдельными бригадами и рабочими группами, скучную работу с отсутствием мотивации. Структура, выглядящая привлекательно на бумаге и успешно использовавшаяся в другом месте и в другое время, может и не оправдать всех надежд, возлагающихся на нее руководством данной организации.

        Еще одним фактором неопределенности, постоянно присутствующим в управлении, являются люди, выполняющие большинство работ в любой организации. Люди не компьютеры. Их нельзя запрограммировать на выполнение какой-либо задачи с абсолютной точностью. Несмотря на многочисленные недавние успехи в понимании механизма поведения людей в процессе трудовой деятельности, менеджеры еще очень далеки от того, чтобы сколько-нибудь связано и детально прогнозировать ответную реакцию работников на введение новых инструкций и команд, возложение дополнительных прав и обязанностей.

         Ошибки и проблемы, возникающие при анализе ситуации внутри организации, переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды и поведения людей. По аналогии с этим, если вы ошиблись при подсчете ваших доходов и расходов, то из-за этого вы можете затем допустить еще более серьезную ошибку, неправильно выписав чек, и тем самым нанести серьезный ущерб своим друзьям, деловым партнерам или своей репутации. Вероятность такого переплетения ошибок в организации весьма велика из-за высокой степени взаимозависимости видов деятельности.

       Функция контроля – это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.       В системе управления контроль выполняет следующие основные функции:

  • диагностическую, помогающую изучить реальное положение дел в организации и выявить  резервы;
  • коммуникативную, (установление и поддержание обратной связи);
  • ориентирующую,  на что нужно обращать особое внимание;
  • стимулирующую,  к более эффективной и качественной работе, так как по его итогам могут иметь место поощрение или наказание;
  • корректирующую на основе полученных результатов дальнейшую работу.
 

     Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том,  что любая организация, безусловно, обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.

         Можно выделить три основных вида контроля по времени осуществления:

  1. Предварительный контроль
  2. Текущий контроль
  3. Заключительный контроль

    Рассмотрим  их подробнее:

  •         Предварительный контроль  -   Некоторые наиболее важные виды контроля данной организации могут быть замаскированы среди других функций управления. Так, например, хотя и планирование, и создание организационных структур редко относят к процедуре контроля, они как таковые позволяют осуществлять предварительный контроль над деятельностью организации. Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ.[9]

          Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация (не создание, а именно реализация) определённых правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдение- это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении. Аналогично, если писать чёткие должностные инструкции, эффективно доводить формулировки целей до подчинённых, набирать в административный аппарат управления квалифицированных людей, всё это будет увеличивать вероятность того, что организационная структура будет работать так, как задумано. В организациях предварительный контроль используется в трёх ключевых областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

           Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счёт тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Для того чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности, необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверить документы и рекомендации, представляемые нанимаемым.[8]

           Существенно повысить вероятность привлечения и закрепления в составе организации компетентных работников можно также путём установления справедливых размеров выплат и компенсации, проведения психологических тестов, а также при помощи многочисленных собеседований с работником в период перед его наймом. Во многих организациях предварительный контроль человеческих ресурсов продолжается и после их найма в ходе курса обучения. Обучение позволяет установить, что же дополнительно нужно добавить и руководящему составу, и рядовым исполнителям к уже имеющимся у них знаниям и навыкам, прежде чем приступить к фактическому исполнению своих обязанностей. Курс предварительного обучения повышает вероятность того, что нанятые работники будут трудиться эффективно.[7]

            Очевидно, что сделать высококачественную продукцию из плохого сырья невозможно. Поэтому промышленные фирмы устанавливают обязательный предварительный контроль используемых ими материальных ресурсов. Контроль осуществляется путём выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. Один из способов предварительного контроля в этой возможности поставлять материалы, соответствующие техническим условиям. К методам предварительного контроля материальных ресурсов относится также обеспечение их запасов в организации на уровне, достаточном для того, чтобы избежать дефицита.

Информация о работе Контроль в организации