Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:51, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть некоторые виды выборочного контроля, модели качества и контрольные карты в теоретической части и познакомиться с процессом внедрения системы менеджмента качества и её работой в практической части.
Задачи работы:
рассмотреть виды выборочного контроля;
рассмотреть модели качества;
рассмотреть контрольные карты;
описать процесс «Внедрение и работа СМК на производстве в газете Технополис»
Актуальность темы. В настоящее время предприятия всё больше уделяют внимание качеству своей продукции – это требование рынка, те, кто не следит за качеством своей продукции рано или поздно уступает конкурентам. В рамках темы контроля качества, в данной работе рассматриваются несколько из методик контроля качества, а так же общие модели контроля качества, начиная от производства и заканчивая утилизацией продукции.
Цель работы – рассмотреть некоторые виды выборочного контроля, модели качества и контрольные карты в теоретической части и познакомиться с процессом внедрения системы менеджмента качества и её работой в практической части.
Задачи работы:
Объект работы – этапы работы СМК в газете Технополис.
Результаты работы рекомендуется использовать при внедрении СМК в различных печатных изданиях.
Качество – комплексное
понятие, характеризующее эффективность
всех сторон деятельности: разработка
стратегии, организация производства,
маркетинг и др. Важнейшей составляющей
всей системы качества является качество
продукции. В современной литературе
и практике существуют различные
трактовки понятия качество. Международная
организация по стандартизации определяет
качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность
свойств и характеристик
Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами, стандарты ИСО – жесткая ориентация на потребителя. При этом речь идет о культуре производства.
Качество можно представить в виде пирамиды качества:
Рис. 1 – пирамида качества
Наверху пирамиды находится
TQM – всеохватывающий, тотальный
менеджмент качества, который предполагает
высокое качество всей работы для
достижения требуемого качества продукции.
Прежде всего, это работа, связанная
с обеспечением высокого организационно-технического
уровня производства, надлежащих условий
труда. Качество работы включает обоснованность
принимаемых управленческих решений,
систему планирования. Особое значение
имеет качество работы, непосредственно
связанной с выпуском продукции
(контроль качества технологических
процессов, своевременное выявление
брака). Качество продукции является
составляющей и следствием качества
работы. Здесь непосредственно
Далее (для уточнения понятия управления качеством продукции) целесообразно обратить внимание на трактовку понятия продукции и уточнить само это понятие.
Продукция – комплексное понятие. Продукция – это результат деятельности фирмы, который может быть представлен товарами, продуктами (имеющими вещественную форму) и услугами (не имеющими вещественной формы). Услуги производственного характера (ремонт и т. п.) называют работами.
Для того чтобы произвести
ту или иную продукцию, выполнить
работу, оказать услугу, необходимо
осуществить целый ряд
Формирование качества продукции начинается на стадии ее проектирования. Так, в фазе исследования разрабатывают технические и экономические принципы, создают функциональные образцы (модели). После этого создают основу производственной документации и опытный образец. На стадии конструктивно-технологических работ подготавливают внедрение изделия в производство.
Понятие качества формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Это обусловлено тем, что каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. В начале крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение точности и прочности (точность размеров, прочность ткани и т. п.).
Повышение сложности изделий привело к увеличению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сместился к комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях массового производства качество стало рассматриваться не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий.
С развитием научно-технического
прогресса, следствием которого стала
автоматизация производства, появились
автоматические устройства для управления
сложным оборудованием и
Качество у производителя
и потребителя – понятия
Вернемся к уточнению понятия качества. В литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понятиях качества лежит между его пониманием в условиях командно-административной и рыночной экономики.
В командно-административной экономике качество трактуется с позиции производителя. В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя.
Качество изделия может проявляться в процессе потребления.
Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики.
Важными свойствами для оценки качества являются:
Преобладающая часть современного мирового производства представлена производством товаров. Поэтому то или иное изготавливаемое изделие воплощает в себе как потребительную стоимость, так и стоимость.
Следовательно, качество является комплексным понятием, отражающим эффективность всех сторон деятельности фирмы.
Понятие качества неоднократно
обсуждалось научной
В результате деятельности Академии проблем качества сформировалось концептуальное видение качества как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такое видение качества представляется достаточно емким и более четко определяет значение повышения качества.
По мере развития экономических
реформ в России все большее внимание
уделяется качеству. В настоящее
время одной из серьезных проблем
для российских предприятий является
создание системы качества, позволяющей
обеспечить производство конкурентоспособной
продукции. Система качества должна
учитывать особенности
Обеспечение качества требует немалых затрат. До недавнего времени основная доля в затратах на качество приходилась на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального труда. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Должна быть гармония всех составляющих профессионального влияния на качество.
Значение качества продукции состоит в том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки. Большую роль в обеспечении качества продукции российских производителей и ее успешной конкуренции на мировых рынках призваны сыграть специальные конкурсы.
Качество является важным
инструментом в борьбе за рынки сбыта.
Именно качество обеспечивает конкурентоспособность
товара. Оно складывается из технического
уровня продукции и полезности товара
для потребителя через
Если не уделять серьезного внимания качеству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо больший эффект будет достигнут путем разработки долгосрочных программ по предотвращению дефектов.
До недавнего времени
считалось, что качеством должны
заниматься специальные подразделения.
Переход к рыночной экономике
обусловливает необходимость
Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимания качеству, до 60% процентов времени может уходить на исправление брака.
3.1 Аспекты качества продукции
В современной теории и практике управления качеством выделяют следующие пять основных этапов:
1. Принятие решений “что
производить?” и подготовка
2. Проверка готовности
производства и распределение
организационной
3. Процесс изготовления продукции или предоставления услуг
4. Устранение дефектов
и обеспечение информацией
5. Разработка долгосрочных планов по качеству.
Осуществление перечисленных этапов невозможно без взаимодействия всех отделов, органов управления фирмой. Такое взаимодействие называют единой системой управления качеством. Это обеспечивает системный подход к управлению качеством.
Товары фирмы могут соответствовать внутренним техническим условиям (этап первый); сама конструкция изделия может быть выдающейся (этап второй); услуга или изделие могут не подходить для удовлетворения конкретных нужд потребителя. Любая недоработка в любом из этапов может создать проблемы с качеством.
Система управления качеством
продукции опирается на следующие
взаимосвязанные категории