Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:41, контрольная работа
Организационная структура управления — одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информация и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.
Опишите основные типы структур управления, их содержание, достоинства и недостатки………………………………………………………….1
Раскройте понятие «дерево целей» организации и его роль в менеджменте……………………………………………………………….………15
Задача………………………………….………………………….......21
Тест…………………………………………….…………………...…24
Список литературы………………………………………………...………25
ОГЛАВЛЕНИЕ
Список литературы…………………………………
Организационная структура управления — одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информация и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.
Организационная структура управления – целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления.
Она отражает строение системы управления, содержанием которой являются функции управления, а также количество и взаимосвязь структурных подразделений в пределах каждого уровня.
Элементами организационной
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.
Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми.
Вторые – это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в организационной структуре управления формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.
Организационная структура регулирует:
- разделение
задач по отделениям и
- их компетентность
в решении определенных
- общее взаимодействие этих элементов.
В зависимости
от соотношения уровней и
Линейная организационная структура.
Данная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых (Рис.1). Руководители подразделений низших ступеней подчиняются одному руководителю высокого уровня управления и связаны с вышестоящей системой только через него. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию [6, с.231].
Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
Данная структура имеет свои преимущества и недостатки:
Преимущества:
Недостатки:
Рис.1 Линейная организационная структура
Как пример данной структуры можно привести организационную структуру Дирекции по сбыту и реализации тепловой энергии Барнаульского филиала ОАО «Кузбассэнерго» (рис.2).
Рис.2 Организационная структура Дирекции по сбыту и реализации тепловой энергии Барнаульского филиала ОАО «Кузбассэнерго»
Из данной схемы, мы видим, то, что организационная структура представляет собой иерархическую лестницу, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Таким образом, мы можем сделать вывод, что данная организационная структура представляет собой линейную.
Функциональная
Данная структура представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления — технические, плановые, финансовые и т.п. (рис. 3).
В данной структуре каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности [6, с 232-233].
Функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки:
Преимущества:
Недостатки:
Рис.3 Функциональная организационная структура
Линейно-функциональная структура управления.
Данная
структура является наиболее универсальной
формой организации управления. Она
основана на сочетании преимуществ
линейной и функциональной форм. Данная
форма сохраняет принцип
Линейно-функциональная структура также имеет свои преимущества и недостатки:
Преимущества:
Недостатки:
Рис. 4 Линейно-функциональная структура управления
Дивизионная организационная структура управления.
В результате диверсификации производства многие предприятия перестраивают свою организационную структуру, образуя отделы, ориентирующиеся на производство определённой продукции (продуктовая структура управления) или на пространственное единство (региональная структура управления). Основной принцип, лежащий в основе любой дивизионной структуры управления заключается в разделении всей структуры фирмы на дивизионы.
Дивизион
- это крупное структурное
В дивизиональной
структуре управления главной фигурой
является менеджер, руководящий подразделением.
В его подчинении находится ряд
помощников, которые выполняют функцию
координации отдельных
Данная структура также имеет свои преимущества и недостатки:
Преимущества:
Недостатки:
Рис.5 Дивизионная организационная структура управления
Матричная организационная структура управления.
При матричном подходе к
Главным
принципом организации
В матричной структуре совмещается два вида структур: линейная и программно-целевая. По вертикали (линейная структура) строится правление по отдельным сферам деятельности (производство, снабжение, сбыт). По горизонтали (программно-целевая структура) осуществляется управление программами, проектами, темами. При определении горизонтальных связей назначается руководитель программы или проекта и его заместители по отдельным темам, ответственный исполнитель в каждом специализированном подразделении и организуется специальная служба управления программой (рис. 6) [6, с.214].