Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 21:21, контрольная работа

Описание

Функционирование и развитие любой организации осуществляется в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним. Состояние и деятельность предприятия в любой момент времени – есть результат действия ее внутренних факторов и воздействий внешней среды.

Содержание

Основные факторы внутренней среды организации 2


1.1 Цели 3


1.2 Структура 5


1.3 Задачи 6


1.4 Технология 7


1.5 Стиль управления 8


1.6 Организационная культура 9


1.7 Люди 10


Методы управления, используемые на предприятии, и их эффективность. 11



Ситуация №82 15


Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ.doc

— 331.00 Кб (Скачать документ)

   В системе методов управления выделяют общие методы. К ним традиционно  относятся экономические, административные и социально-психологические методы.

   Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подразделить на две группы:

  • методы, используемые федеральными, региональными и муниципальными органами (налоговые системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона);
  • методы, используемые предприятиями (организациями). Их составляют:

      - система материального поощрения  работников;

      - система ответственности за качество и эффективность работы;

      - экономические нормативы функционирования  организации (фондовооруженность  и производительность труда, нормы  рентабельности по видам продукции  и т.д.), которые разрабатываются  на основе маркетинговых исследований, анализа основных показателей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес-план);

  • коммерческий расчет.

   Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности  работы. Оно осуществляется путем использования инструментов мотивации и оптимизации. К современным формам экономического стимулирования относятся:

    • формирование системы заработной платы вне зависимости от количества и качества труда;
    • бонусы в виде дополнительных вознаграждений, премий, надбавок;
    • участие работника в распределении прибыли организации;
    • предоставление работнику льгот и привилегий в виде  формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставления льгот в оплате транспортных услуг, аренды жилья и детских учреждений, в обучении, повышении квалификации, организации лечения и отдыха работника и членов его семьи;
    • предоставление льготных кредитов, льготное страхование жизни работника и т.д.

     Наряду  с перечисленными формами стимулирования возможно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия льгот.

     Важным  экономическим методом управления в масштабах предприятия, позволяющим достичь прибыльность бизнеса, является коммерческий расчет. Этот метод ведения хозяйства предусматривает сопоставление в денежной форме произведенных затрат и полученных результатов хозяйственной деятельности и обеспечение прибыльности деятельности. В рамках коммерческого расчета используются такие экономические рычаги и инструменты, как политика в области ценообразования издержек производства и обращения, финансирования и кредитования, а также прибыли, фондоотдачи, рентабельности, заработной платы. Использование этих рычагов должно быть комплексным системным.

     Административные  методы управления включают:

     - систему законодательных актов страны и региона (законы, указы, постановления, положения и другие документы, утвержденные федеральными и региональными органами управления);

     - систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов организации (стандарты, методики, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия. Эти документы должны регламентировать состав,  содержание и взаимосвязи всех подсистем менеджмента конкретной организации)

     - систему оперативного управления (систему власти), которая также  имеет большое значение в работе  организации. Существует четыре  способа реализации своей власти  руководителем, которые находятся  в диапазоне от прямого использования до полного отказа от власти. Это распоряжения, участии в управлении и передаче полномочий и ответственности).

     Административные  методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость  дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.д. эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

     Социально-психологические  методы управления направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов. Объектами управления социально-психологическими процессами являются:

    • личностные характеристики работников, а также их психологические и психофизиологические особенности;
    • способы организации труда и рабочих мест;
    • система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;
    • информационное обеспечение и его использование;
    • система стимулирования работников;
    • морально-психологический климат в коллективе;
    • социально-бытовые условия работников.

   Управление  социально-психологическими процессами включает:

   - разработку норм и нормативов  социально-психологических процессов;

   - анализ, учет и контроль выполнения данных норм и нормативов;

   - разработку мероприятий по нормализации  и оздоровлению протекания социально-психологических  процессов;

   - организацию и контроль выполнения  разработанных мероприятий;

   - регулирование социально-психологических процессов.

     Важное значение для обеспечения высокой эффективности работы коллектива имеет создание и сохранение в нем благоприятного морально-психологического климата (МПК). Важнейшими признаками МПК на предприятии являются:

     - настроение в коллективе;

    - доброжелательность и объективность оценки работы исполнителей;

     - творческая атмосфера в коллективе;

     - согласие и единство действий;

     - доверительность, непринужденность  отношений;

     - отсутствие давления руководителей  на подчиненных;

     - доброжелательная и деловая критика и т.п.

Для обеспечения  и поддержания МПК в коллективе требуются специальные знания и  умения руководителей. Например, научно обоснованный подбор кадров, обучение и периодическую аттестацию менеджеров, формирование трудовых коллективов  с учетом психологической совместимости, соответствующий стиль руководства. Важный блок методов управления трудовым коллективом социального характера составляет так называемый социальный пакет.

     Социальный  пакет – это дополнительные прямые и косвенные выгоды, преимущественно материального характера, которые работодатель предоставление своему сотруднику. Набор этих благ можно условно разделить следующим образом (рис.2) 

     
     

     Из  рисунка видно, что прямые выгоды работающих можно разделить на материальные и нематериальные составляющие. Первые включают: премии за результаты работы за месяц (год), участие в прибыли организации, бонусы. Нематериальные представляют собой ордена и медали, почетные грамоты, повышение статуса, почетные звания и т.п. в тоже время непрямые выгоды можно разделить на гостребования и элементы корпоративного обслуживания. При этом гостребования могут включать: пенсионное обеспечение, оплату учебных, очередных отпусков, отпусков по болезни и уходу за детьми. К основным элементам корпоративного обслуживания можно отнести медицинскую страховку, служебный автомобиль, скидки на производимую продукцию, дотации на питание, предоставление общежития.

Трудовой  кодекс РФ (статья 41) предусматривает  включение указанных выгод работающих в коллективный договор, который представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

      Необходимо  отметить, что на практике система методов управления постоянно меняется. Так, при переходе от административно-командной системы к рыночной получили развитие экономические методы управления. Кроме того, в результате демократизации общественной жизни и экономики выросла роль человеческого фактора, поэтому больше внимания стало уделяться социально-психологическим методам управления.

      Следует также заметить, что используемые в практической деятельности методы управления являются, как правило, комплексными, т.е.они учитывают одновременно экономический  интерес , моральное и материальное стимулирование, социально-психологические факторы. При этом отдельные методы дополняют друг друга в конкретных ситуациях, позволяют комплексно устанавливать на объект  управления различных факторов. В этих условиях менеджеры всех уровней должны уметь владеть комплексом методов управления, делать правильный выбор и применять именно те методы, которые в данных конкретных условиях являются наиболее эффективными.  
 

  1. Ситуация  №82:
 
 

    Используя данные табл.5, рассчитать на 4-ый год  деятельности фирмы:

    - коэффициент  темпов роста рынка;

    - относительную  долю, занимаемую предприятием на  рынке по каждому виду продукции;

    - долю  каждого вида продукции в общем  объеме реализации предприятия  по 1996г. (в %);

    Расчетные данные представить в табличном  виде. Построить матрицу Бостонской консультативной группы. Предложить вариант продуктивной стратегии предприятия по продуктам № 2, 4, 5.  
     
     

Показатель № продукции
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Темпы роста рынка (РР) 0,9 1,1 1,4 1,3 1,6 1,7 0,6 0,7 0,4
Относительная доля рынка (ОДР) 2,0 1,7 0,7 1,2 1,5 0,1 2,2 1,0 0,5
Доля  продукции в общем объеме реализации предприятия 33,0 8,4 1,7 31,1 5,8 1,3 4,5 8,9 5,2
 
 

    Рис. 3 – матрица Бостонской консультативной группы 
     

     

    • “Дойные коровы” (медленный рост / высокая  доля): товары, способные дать больше денег, чем требуется для поддержания их доли рынка. Являются источником финансовых средств для развития диверсификации или исследований.
    • “Собаки” (медленный рост / малая доля): самая неприятная позиция на рынке. Сохранение таких товаров ведёт к значительным финансовым расходам при небольших шансах на улучшение.
    • “Дикие кошки” (быстрый рост / малая доля): товары этой группы требуют значительных средств на поддержание роста. Хотя и в менее выгодном положении, чем лидер, они всё же имеют шансы на успех, поскольку рынок ещё расширяется. Если не оказать этим товарам финансовой поддержки, то они будут эволюционировать к “собакам”
    • “Звёзды” (быстрый рост / высокая доля): товары-лидеры на быстрорастущем рынке. Также требуют значительных средств для поддержания роста. Благодаря своей конкурентоспособности дают значительные прибыли; по мере созревания рынка сменяют “дойных коров”.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"