Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:11, лекция
Дисциплина будет полезной не только как источник рекомендаций по по¬строению карьеры, но и как помощник для лучшего по¬нимания материала, который предстоит изучать в после¬дующих учебных курсах.
1
……………..
ВВЕДЕНИЕ
1.1 Вклад отрасли общественного питания в экономику
Дисциплина будет полезной не только как источник рекомендаций по построению карьеры, но и как помощник для лучшего понимания материала, который предстоит изучать в последующих учебных курсах.
Уже давно символом доброжелательности, дружбы и гостеприимства стал ананас. Первые ананасы в Европу из Западной Индии европейские исследователи привезли еще в XVII веке. С тех пор ананасы старательно культивировалась в Европе и стали любимым фруктом многих членов королевских семей и элиты общества. Затем ананасы переплыли океан, попали в Северную Америку и стали частью культуры гостеприимства и на этом континенте. Так сложилось, что именно ананасы начали вывешивать на дверях или воротах заведений их владельцы, чтобы люди знали, что здесь их ждут друзья и новые встречи...
«Корабль пришел! Присоединяйтесь к нам. Еда и напитки есть для всех!». Со времени своего появления ананас во всем мире считается символом гостеприимства и знаком дружелюбия, теплоты, хорошего настроения, обходительности и пиршества.
По прогнозам в будущем индустрии гостеприимства потребуются тысячи менеджеров самых разных профилей и уровня подготовки. Здесь место есть для каждого. Лучший совет, который можно дать по этому поводу, — продумайте, что вам нравится делать больше всего и получите некоторый опыт в этой области, чтобы убедиться, что вам действительно она нравится, поскольку для индустрии гостеприимства характерны некоторые уникальные особенности.
Индустрия гостеприимства — самое крупное и самое динамично развивающееся направление бизнеса в мире. Одной из наиболее интересных характеристик этой индустрии является наличие многих профессиональных направлений.
Индустрия включает предоставление широкого ассортимента товаров и услуг и взаимодействие с большим числом гостей. Находится ли служащий в прямом контакте с потребителями (как говорят, работает во фронт-хаусе) или выполняет свои обязанности «за кулисами» (в бэк-хаусе), реалии работы здесь таковы: человек имеет возможность в значительной степени повлиять на опыт людей, с которыми взаимодействует, оказывать на них сильнейшие впечатления, которые могут стать даже «моментами истины» и сохраняться в памяти людей в течение многих лет их жизни.
Независимо от причин в сфере, которую накрывает общий «зонтик» путешествий и поездок, работники самых разных профессий удовлетворяют самые разные запросы и желания людей, оказавшихся вне дома (рис. 1.1). Важной составляющей «зонтика» путешествий и туризма является ресторанный бизнес, что объясняется множеством причин. Люди отправляются в рестораны, чтобы удовлетворить разные потребности и желания. Конечно, еда — это прежде всего биологическая потребность, которую можно удовлетворить в ресторане. Однако эти заведения и персонал, работающий в них, не ограничиваются решением только этой задачи, помимо нее они помогают гостям общаться друг с другом, отдыхать и развлекаться.
Рисунок 1.1 – Сфера индустрии гостеприимства и туризм
Среди услуг с внешним управлением важное место занимает питание, организуемое на авиалиниях, в школах, колледжах, университетах, организациях здравоохранения, а также бизнес-структурах. Операции, связанные с питанием, имеют двоякую цель: с одной стороны, требуется удовлетворить желания и запросы гостей, с другой — заказчика (т.е. корпоративного клиента). Служащие, работающие в таких организациях, решают задачи, во многом напоминающие те, которыми занимаются их коллеги в ресторанах. Качество продуктов питания порождает положительное неформальное мнение, привлекающее новых клиентов.
Производство и доставка напитков — важный компонент в деятельности индустрии. Системы производства и доставки напитков требуют участия множества людей, хотя потребители редко их видят. В частности, к числу ключевых участников здесь можно отнести фермера, каждый год изо дня в день ухаживающего за своим виноградником, сборщика кофейных зерен в Колумбии, официанта, подающего саке в Токио, работников, готовящих к отправке апельсины во Флориде. Все эти люди действуют «за кулисами», отвечая за самые разные важные участки, чтобы потребитель, будь он на курорте, в офисе, больнице, колледже или придорожном баре, смог получить качественные продукты там и тогда, когда он в них нуждается.
1.2 Корпоративная философия индустрии
Суть прежней корпоративной философии заключалась в планировании, организации и контроле. Теперь она меняется в сторону дачи советов, оказания помощи и налаживания самоконтроля. В результате вырабатывается новый управленческий стиль, характеризующийся большим участием рабочего коллектива, наделением служащих более широкими полномочиями, повышением ответственности работников за порученную работу. Новый стиль приносит больше удовлетворения и служащим, и клиентам. Новая корпоративная философия в большей степени позволяет добиваться лидерства в отрасли за счет высокого качества продукции и осуществлять комплексное управление качеством.
Корпоративная философия в первую очередь основывается на таких ценностях, как мораль, справедливость и качество. Она переносит акцент с производственных аспектов на обслуживание клиента. Лозунг «Что вам требуется» побеждает прежний подход — «Это не мое дело». Вместо прежнего «Мы всегда делаем так» начинают доминировать новаторство и творчество. Успеха добиваются те предприятия, философия которых понятна и их служащим, и клиентам.
Философия обслуживания как способ жизни. Ценности, происхождение которых уходит в глубокое понимание людей, являются настоящими, имеют глубокие корни и сохраняются в прежнем эмоциональном состоянии. Ключевые ценности Марриота исходят из того, что главное — люди (позаботьтесь о сотрудниках Marriott, и они позаботятся о гостях Marriott), стремление к постоянному совершенствованию и устранению любых напряженностей, а также старомодное, в хорошем смысле этого слова, усердие и получение удовольствия от всего, что вы делаете. Ключевая цель Marriott — добиться, чтобы гости вдали от дома чувствовали себя так, словно они находятся среди друзей и людей, которые их по-настоящему ценят. На этом строится вся деятельность компании.
Корпоративная культура — это общий стиль компании, ощущение, которое она передает. Корпоративная культура выражается через то, как люди относятся друг к другу и к своей работе. Ее можно выразить одной фразой: «Вот как это делается у нас». Имидж компании Chart House как ресторанов повседневного пользования — существенная часть ее корпоративной культуры. Эта «будничность» — рассчитанный ход профессионалов, за которым стоит упорная работа многотысячного коллектива. Каждая из крупных корпораций имеет свою культуру, некоторые подчеркивают ее больше, другие — меньше, но назначение одно — сплотить огромный коллектив вокруг общих ценностей, создать собственный стиль.
Декларация о миссии — это короткое заявление о целях, стратегии и ценностях, рассматриваемых корпорацией в качестве приоритетных. Прежде всего декларация должна дать ответ на кардинальный вопрос: «Каким делом мы занимаемся?». Хорошее заявление о миссии бизнеса не ограничивается очевидными положениями, а демонстрирует цели, ценности и стратегии бизнеса в более широкой перспективе (пример 1.1).
Пример 1.1 - Декларация о миссии
Ritz- Carlton признается в международном масштабе как ведущая в Северной Америке курортная гостиница категории «пять звезд» и «пять бриллиантов». Мы являемся уникальной структурой, предлагающей нашим гостям комбинацию искренней доброжелательности Южной Калифорнии и традиционного оформления лучших гостиниц Европы.
Каждый наш гость почувствует, что он — самый важный человек для нас. Они понимают, что с нами очень легко вести дело; на них производит большое впечатление наше стремление удовлетворять все их пожелания, в том числе даже те, которые в явном виде и не высказаны. Гости ценят нашу нетрадиционную, современную, мирового класса кухню и дополнительные услуги. Наши разнообразные развлечения делают отдых еще более запоминающимся. Кроме того, на наших гостей, несомненно, оказывает сильное впечатление красота мест, где располагаются наши заведения, а также коллекции произведений искусств, которые по подбору и качеству сопоставимы с лучшими музейными экспонатами.
Наши служащие гордятся тем, что работают в такой гостинице, и являются интегральной составляющей ее успеха. Они будут относиться к Ritz-Carlton как к лучшей гостинице, как к месту, где они смогут расти и как личности, и как профессионалы. Наш персонал будет неуклонно совершенствовать предлагаемые услуги, постоянно улучшая и модифицируя их.
Владельцы и служащие корпоративного офиса будут гордиться нашей гостиницей и полностью доверять нам. Они будут рассматривать нас как источник по подготовке квалифицированных менеджеров для новых гостиниц. Владельцы и служащие корпоративного офиса в сотрудничестве с исполнительным комитетом сделают все возможное, чтобы повышать рентабельность деятельности.
Местное сообщество будет гордиться тем, что на его территории действует наша гостиница и будут считать ее уважаемой структурой бизнеса, активно участвующей в жизни местного сообщества.
Иногда декларацию о миссии гостиницы можно сформулировать очень просто: «Чтобы наши гости после посещения нас сказали лишь — Вот это да!».
Цель — это широкое заявление о том, чего компания или подразделение собирается достичь. Например, одной из таких целей может быть достижение среднесуточной цены сдачи номера, позволяющей стать лидером в отрасли по этому показателю.
Задача — это количественное выражение целей. В гостинице одной из таких задач может быть увеличение заполняемости номеров с 80 до 85% в сутки. Свои цели могут быть у каждого подразделения — от масштабов реализации спиртных напитков до уменьшения текучести кадров. Многие корпорации привлекают к формулированию целей служащих всей уровней. Это не только упрочивает связи между руководством и подчиненными, но и повышает ответственность всего персонала за выполнение поставленных целей, а также вероятность того, что эти цели могут быть превышены.
Стратегия / тактика — это действия, которые необходимо выполнить, чтобы добиться поставленных целей. Стратегия должна указать, как это можно сделать. Стратегия определяет конкретные действия, требующиеся для получения желательного результата.
1.3 Проблемы сферы ОП
Если такое большое внимание уделяется услугам, почему и сегодня результаты в этой области столь нестабильны? Обеспечение хорошего обслуживания — очень сложная задача. Одна из причин этого заключается в том, что в системе образования, как создается впечатление, просто не учат тому, как надо правильно обслуживать клиента. Только немногие компании придают должное внимание обучению и образованию своих служащих в сфере обслуживания. Мы страдаем от избыточного внимания к технологии. Провайдеры услуг часто не имеют должной мотивации предоставления хорошего обслуживания. Здесь достаточно много примеров.
В своем бестселлере «К услугам Америки» Карл Альбрехт перечисляет «семь смертных грехов обслуживания»:
1) апатия;
2) отказ;
3) холодность;
4) замкнутость;
5) роботизация;
6) излишне строгое следование правилам;
7) увиливание.
В журнале Money как-то была напечатана статья, озаглавленная: «Шесть ресторанов в Америке с самым плохим обслуживанием». В ней рассказывалось о нескольких особенно недовольных клиентах, посетивших заведения, где их обслужили с грубейшими нарушениями. Автор статьи перечислил следующие причины недовольства гостей:
1) прием заказов на обслуживание большего числа гостей, чем может вместить ресторан;
2) придерживание лучших столиков для «своих» гостей;
3) метрдотель, который может «найти» свободный столик, если «неожиданно» получит большие чаевые;
4) грубое, на грани оскорбления обращение с гостями.
1.4 Успех в сфере обслуживания
1.4.1 Факторы успеха в сфере ОП
Что надо сделать, чтобы добиться успеха в обслуживании? Важно предложить гостям исключительное обслуживание. Но тут возникает вопрос: что такое исключительное обслуживание? В словаре обслуживание определяется как «акт или средство предоставления услуги». Обслужить означает «предоставить товары или услуги кому-то» и «оказать кому-то помощь».
Каждой организации очень важно, чтобы это обслуживание было отличным. Некоторые корпорации для этого адаптировали на практическом уровне известное выражение: «Если вы непосредственно не обслуживаете гостей, вам следует обслужить тех, кто обслуживает гостей». Это основа командной работы, и поэтому человек, действующий в бэк-офисе, обслуживает своего коллегу из фронт-офиса, непосредственно взаимодействующего с гостями.
Клиентом является человек, получающий что-то от работы другого человека или выигрывающий от этого. Внешним потребителем является клиент. Именно так большинство людей и понимают обслуживание. И именно обслуживание внешних потребителей в конечном счете определяет успех компании, потому что это те люди, которые готовы платить за получаемые услуги. Внутренними потребителями являются служащие самой компании, получающие что-то от работы, выполняемой другими служащими компании, или как-то выигрывающие от нее.
Чтобы добиться успеха в сфере обслуживания необходимо:
• сфокусировать свое внимание на гостях;
• понимать ту роль, которую играет служащий при контакте с гостем;
• внедрять культуру обслуживания в системы обучения и профессиональной подготовки служащих;
• делать акцент не столько на высоких технологиях, сколько на тесных контактах;
• добиваться высоких результатов за счет изменений.
Профессионалам в сфере гостеприимства необходимо понимать сущность негативных ситуаций и действовать так, чтобы либо избегать их, либо в крайнем случае делать менее напряженными. Представьте, как служащий может выглядеть в глазах клиента, если демонстрирует эмпатию, то есть умеет поставить себя на место другого человека, в следующей ситуации: вечеринка в ресторане, в которой участвует восемь человек: мать, отец и дети, бегающие по всему заведению. Родители только что успокоили их после поездки в мини-фургоне. Прежде всего служащий должен поприветствовать всех участников вечеринки в ресторане и по возможности быстрее посадить их на места, а затем дать ребятишкам какие-то игрушки и что-нибудь пожевать, пока не будут принесены основные блюда. Кроме того, надо предложить родителям коктейль или стакан вина и т.д.