Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:10, контрольная работа
Цель данной работы: исследовать взаимосвязь корпоративной культуры и поведения организации в теории и на примере компании «Dell».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить сущность, виды и типы корпоративной культуры.
Рассмотреть факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры.
3. Изучить влияние корпоративной культуры на эффективность функционирования организации.
Введение.………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты взаимосвязи корпоративной культуры и
поведения организации……………………………………………………5
1.1 Сущность, виды и типы корпоративной культуры ……………….....5
1.2 Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры…11
1.3 Влияние корпоративной культуры на эффективность
функционирования организации……………………………………...15
2. Взаимосвязь изменения корпоративной культуры и поведения
организации на примере компании «Dell»………………………………21
2.1. Осознание необходимости перемен…………………………………21
2.2. Поиск новых ценностей. Создание «Души Dell»…………………..22
2.3 Последствия формирования новой корпоративной культуры……..27
Заключение………………………………………………………………….. 28
Список использованной литературы…………
Роллинз уже давно интересовался ролью культуры в организации, но падение деловой активности 2000 года заставило его задуматься над тем, за что на самом деле выступает Dell. Он заключил, что под традиционными показателями эффективности бизнеса скрыты новые – скорость, целостность, адаптивность и способность к маневру. Они и становятся истинными индикаторами того, сможет ли компания надолго оставаться лидером [12].
История
учит, что в наиболее «здоровых»
и преуспевающих компаниях
Главная проблема, которую отмечают исследователи, заключается в том, что корпоративную культуру нельзя изменить по приказу сверху. Целенаправленное изменение культуры (если оно возможно) не происходит только потому, что руководство отдает такое указание. В этом случае не помогут ни декларации основных ценностей, ни программа перемен или комбинация инициатив.
«Культура меняется, только если ей это необходимо,– пишут Терренс Дил и Ален Кеннеди в книге The New Corporate Cultures,– и только когда она действительно хорошо к этому готова. Она меняется, когда ее коллективный разум понимает, что изменился мир и что необходимо адаптироваться к этому, чтобы выжить».
Обычно нужен резкий шок вроде экономического кризиса или скандала для того, чтобы люди в организации начали интересоваться огрехами корпоративной культуры и целенаправленно развивать ее позитивные характеристики. В любых обстоятельствах попытка вызвать глубинные культурные изменения — сложный и болезненный процесс [12].
«Практически все программы «изменений культуры», которые я видел, потерпели неудачу,– говорит профессор Коттер.– Культуру нельзя изменить, напрямую воздействуя на нее. Надо менять то, что и как люди делают: поведение, привычки и организацию. Если вы найдете иной способ работы, он «просочится» в организацию и станет новой культурой. Это опосредованный эффект».
Однако, изучая культуру Dell, Роллинз смог четко определить лишь одну корпоративную ценность – стремление к «культуре победителей»: «Нашу модель мы знали до винтиков. Но мы не знали нашу культуру, если только поверхностно»,– говорит Роллинз.
Майкл Делл описывает это время как период «поиска души» компании: «Мы создали этот невероятный бум в девяностых годах, и многие в компании зарабатывали большие деньги. Но за этими успехами скрывались определенные проблемы – этот бум привлек многих, считавших, что они на этом разбогатеют. Когда же они понимали, что это не так, они начинали задумываться: а что они вообще здесь делают?» [12].
Именно в это время формируются знаменитые «9 правил корпоративной культуры Майкла Делла» (Приложение 1).
Чтобы проникнуть внутрь культуры Dell и больше узнать о его самых сокровенных ценностях, Роллинз в 1997 году пригласил на пост руководителя управлением персонала Пола МакКиннона, своего старого приятеля, ученого, занимавшегося организационным поведением. С самого начала они понимали, что их задача – не создание новой культуры в Dell, но адаптация и усиление ее позитивных элементов.
«Дело не в том, что наша культура не имела качеств, позволяющих достичь успеха в бизнесе: мы были ориентированы на эффективность, снижение затрат, организация была настроена на скорость, а не на политику,– вспоминает МакКиннон.– Мы просто пытались стать еще лучше. Кевин начал с возвращения к классическим вопросам: какой компанией мы хотим быть, к чему стремимся, как должна выглядеть новая культура победителей в Dell?»
Даже через 20 лет после своего основания Dell по-прежнему остается быстрой, гибкой и предпринимательской компанией. Это типичная «плоская» организация. От производственных цехов до корпоративных коммуникаций решения принимаются быстро, без груза чрезмерной иерархии. Внутренние коммуникации Dell остались эффективными, поэтому проблемы, не требующие внимания руководства, решаются самостоятельно [12].
Эти и другие ценности Dell – стремление к победе, прямая бизнес-модель и чувство того, что вокруг есть еще много возможностей принести пользу акционерам и обществу в целом,– были сформулированы в официальной декларации, опубликованной в 2002 году под названием «Душа Dell». Декларация стала краеугольным камнем управления, оценки и укрепления элементов культуры, которые считаются источникам успеха компании.
Dell использовал постороннюю фирму для проведения «культурного аудита», призванного определить сильные и слабые стороны компании. Этот аудит продемонстрировал как сильное стремление Dell к победе и высочайшей эффективности, так и слабости в сферах организации карьеры сотрудников ибаланса «работа–жизнь».
«Мы смогли предъявить справедливые претензии и к себе,– вспоминает Майкл Джордж, директор по маркетингу и вице-президент Dell.– Одна из них: тот факт, что некоторые наши работники достигали прекрасных результатов в бизнесе слишком дорогой ценой – они не сотрудничали с коллегами. Пожалуй, мы слишком долго это терпели» [12].
Стало ясно, что компания недостаточно инвестировала в личное и профессиональное развитие работников. Быстрый рост Dell и постоянный фокус на увеличении доли рынка создали культуру, в которой численные (финансовые) результаты зачастую достигались в ущерб командной работе и удовлетворению потребителей [11]. Опрос показал: некоторые руководители команд постоянно вознаграждались и продвигались, несмотря на то, что они «насиловали» чувства своих сотрудников. Новые работники жаловались, что их бросали в самое пекло без должной поддержки со стороны начальства.
На первый взгляд «Душа Dell» представляет собой набор достаточно стандартной корпоративной риторики. Но в декларации сформулированы принципы работы, следование которым можно измерить и оценить. Соответственно, от результатов оценки этих показателей зависят продвижение и бонусы.
Для
измерения показателей в
Опрос предлагает рядовым работникам рассказать, что они думают о компании, ее руководителях, а также обозначить проблемы, которые они видят. Оценка каждого менеджера зависит, в том числе от тех улучшений, которых он добился по показателям опроса «Tell Dell».
Майкл Делл утверждает, что принятая система показателей стала критичной для реализации устремлений, заложенных в «Душу Dell».
Оценка деятельности работников подразумевает их ответственность перед стандартами, заложенными в «Душе Dell». Так, половина показателей рейтинга работников зависит от того, что они достигли с финансовой точки зрения (рост бизнеса, достижение или превышение плановых показателей продаж). Другая половина – от того, как они этого достигли (это показано в их оценке «360 градусов»).
По словам Майкла Джорджа, в 2004 году руководители провели «довольно болезненные беседы с теми, кто получил высокий рейтинг по плановым показателям, но низкий по методам работы, что снизило их общую оценку. Но это понятно: мы меняемся, а это стрессовый процесс».
Стресс выявил одну из проблем, по-прежнему стоящих перед Dell,– поддержание восприимчивости к ключевым ценностям, зафиксированным в «Душе Dell» даже в ситуации улучшения финансовых показателей.
«Если
вы начинаете с ценностей и
делаете все, что делает Dell (измеряете
их, увязываете с компенсационным пакетом
и т. д.), шансы на укоренение новой культуры
и результативные перемены возрастают,–
говорит Уильям Шнайдер, президент консультационной
компании Corporate Development Group, автор книги
«The Reengineering Alternative: A Plan for Making Your Current Culture
Work», – Ключ в том, чтобы следовать этому
курсу: руководители должны постоянно
подтверждать свою позицию, чтобы каждый
понимал, что это не очередная прихоть,
которую посоветовал компании очередной
консультант. Многие ждут быстрых результатов:
«Ну что, мы закончили? Давайте быстрей!».
Но ценности постоянны, они никуда не уходят
– и к ним надо относиться соответственно.
Сформулировать принципы важно, но их
надо также постоянно поддерживать» [12].
2.3 Последствия формирования новой корпоративной культуры
Хотя культурные изменения дают материальные результаты лишь со временем, Dell отмечает значимые улучшения уже сейчас. Так, например, чистая прибыль в 2008 финансовом году составила $2,95 млрд (рост на 14 %, $2,58 млрд в 2007 году) [11].
Сотрудники считают, что руководство активнее поддерживает их усилия по достижению лучшего баланса между работой и жизнью. Они также отчетливее видят связь между своим трудом и корпоративными задачами компании. Доля людей, которые не перейдут на другую работу, получив сходное предложение по зарплате, выросла, хотя нынешние 57% – не совсем то, что хотело бы видеть руководство.
Поменял
ли Dell свою культуру фундаментальным
образом? Может быть, и нет. Но компания
совершенно точно укрепила те положительные
качества своей культуры, которые позволили
ей достичь большого успеха так быстро
[12].
Заключение
Корпоративная культура представляет собой большую область явлений материальной и духовной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации и разделяются большинством ее сотрудников.
Корпоративная культура все еще слишком зыбкий термин для описания всего, что лежит под рациональной, измеряемой поверхностью организации. Однако большинство теоретиков соглашаются с тем или иным вариантом базового определения: корпоративная культура – это воплощение отношения работника компании к ключевым ценностям, убеждениям и традициям в характерных моделях.
Культура
материализуется в
Несомненно, корпоративная культура оказывает определяющее влияние на поведение организации, так как является отражением мировоззрения её руководителей.
Сильная культура определяет последовательность поведения работников. Работники четко знают, какому поведению они должны следовать. Предсказуемость, упорядоченность и последовательность деятельности в организации формируются с помощью высокой формализации. Сильная культура достигает того же результата без ведения какой-либо документации и распределений. Чем сильнее культура организации, тем меньше менеджменту нужно уделять внимания развитию формальных правил и положений для управления поведением работника. Это все будет в подсознании работника, принимающего культуру организации.
Опыт компании «Dell» по изменению своей корпоративной культуры, рассмотренный в данной работе, показывает, что принципы и основы культуры, закладываемые руководителями организации, оказывают сильное влияние на поведение сотрудников, а, следовательно, и на поведение всей организации в целом.
Корпоративная культура обладает большим потенциалом силы, так как именно благодаря ей можно сплотить коллектив и вдохновить его на достижение возвышенных и серьёзных целей, и, как следствие, сделать компанию более успешной и эффективной в принятии решений.
Эффективная
корпоративная культура — самый действенный
способ разгрузить руководителя. Она,
лучше при участии коллектива, задает
долговременную цель существования организации,
создает корпоративные стандарты, которых
необходимо придерживаться для достижения
этой цели, убеждает в правильности этих
целей и стандартов сотрудников организации
и, наконец, внедряет механизм передачи
этих корпоративных ценностей новым сотрудникам.
Информация о работе Корпоративная культура и поведение организации