Корпоративная культура в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в анализе развития и совершенствования корпоративной культуры в системе управления человеческими ресурсами современного предприятия.
В соответствии с этой целью в работе были сформулированы следующие основные задачи исследования:
– Рассмотреть механизмы формирования корпоративной культуры на предприятии;
– Изучить этапы поддержания корпоративной культуры;
– Проанализировать пути совершенствования корпоративной культуры на современных предприятиях;
– Описать совершенствование корпоративной культуры на предприятии ООО «Регион СП».

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования, поддержания и совершенствования 5
корпоративной культуры в организации 5
1.1 Механизмы формирования корпоративной культуры на предприятии 5
1.2 Поддержание корпоративной культуры 8
1.3 Пути совершенствования корпоративной культуры на современных 13
предприятиях 13
2. Исследование корпоративной культуры на предприятии ООО 17
«Регион СП» 17
2.1 Общая характеристика предприятия 17
2.2 Основные черты корпоративной культуры предприятия 18
2.3 Совершенствования корпоративной культуры ООО «Регион-СП» 20
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Приложение А Анкета оценки состояния корпоративной культуры в организации 26

Работа состоит из  1 файл

корпоративная культура организации.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии

Кафедра управления образованием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА №2

 

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

 

Научный руководитель:

канд.философ.наук,доцент

А.В.Азаров

 

 

Курсовая работа

Студентки 4 курса

Е.С.Щикалёвой

Гр. 2090-1591

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2012

 

 Содержание 

 

 

 

Введение

 

 

В условиях современного (информационного) этапа научно-технической революции человеческий фактор превратился в решающее условие устойчивого экономического развития. При правильном управлении человеческими ресурсами работники рассматриваются как достояние предприятия, добытое в конкурентной борьбе, которое надо эффективно использовать, мотивировать и развивать в приоритетном порядке по отношению к другим ресурсам для достижения стратегических целей организации. Управление человеческими ресурсами связано с развитием всех аспектов организационной среды и требует к себе интегрированного подхода, в основе которого - четкое осознание следующего тезиса: в мире возрастающей глобальной конкуренции наиболее важными факторами национальной конкурентоспособности являются не только земля, капитал и природные ресурсы, а, в первую очередь, высококвалифицированные и мотивированные человеческие ресурсы.

Работа с кадрами должна вестись  на системной, планомерной основе, что  предполагает разработку комплексной  системы управления человеческими  ресурсами на предприятии, включающей все стадии развития персонала: от найма до высвобождения работников. Это предполагает создание атмосферы взаимной ответственности наемного работника и работодателя, стремление всех работников компании сделать ее более успешной за счет поддержки инициативы на различных уровнях организации, постоянных технических и организационных нововведений, открытого обсуждения проблем. Для осуществления эффективного руководства предприятием важное значение имеет правильное представление о месте и роли корпоративной культуры в достижении целей организации, путях ее формирования, возможностей корректировки и поддержания ее на оптимальном уровне.

Корпоративная культура выполняет  функции внутренней интеграции и  внешней адаптации организации. Она определяет и объединяет миссию, цели и стратегию организации. Благодаря корпоративной культуре, в организации вырабатывается общий язык, правила поведения, системы поощрения и наказания, обеспечивается более тесная коммуникация между сотрудниками — основные посылки и теоретические положения, от которых отталкивается конкретный человек.

Вышесказанное определяет актуальность темы данной курсовой работы.

Цель курсовой работы состоит в анализе развития и совершенствования корпоративной культуры в системе управления человеческими ресурсами современного предприятия.

В соответствии с этой целью в  работе были сформулированы следующие  основные задачи исследования:

  • Рассмотреть механизмы формирования корпоративной культуры на предприятии; 
  • Изучить этапы поддержания корпоративной культуры;
  • Проанализировать пути совершенствования корпоративной культуры на современных предприятиях;
  • Описать совершенствование корпоративной культуры на предприятии ООО «Регион СП».

Таким образом, предметом исследования является организационно-методические положения по развитию и совершенствованию рациональной корпоративной культуры.

А объектом исследования является предприятие ООО «Регион СП».

Теоретической и методологической основой работы явились труды  отечественных и зарубежных ученых и ведущих специалистов в области управления персоналом, а также материалы специальных периодических изданий по исследуемой проблеме.

 

1 Теоретические аспекты формирования, поддержания и совершенствования

корпоративной культуры в организации

1.1 Механизмы  формирования корпоративной культуры на предприятии

 

 

Явление корпоративной культуры существовало всегда, независимо от того, осознавали это или нет ее носители. Важнейшей особенностью управления современной компанией как социальной системой является непрерывный поиск продуктивного компромисса между интересами предприятия и интересами человека. Формирование регламентов или бизнес-правил должно быть дополнено формированием желания персонала их принять и выполнять. Это объективно связано с процессами, происходящими в цивилизованном обществе.

Можно выделить пять первичных механизмов формирования корпоративной культуры. К ним относятся:

  1. выделение объектов внимания, оценки и контроля руководителя;
  2. критерии распределения поощрений и вознаграждений;
  3. намеренное создание образцов для подражания;
  4. стратегии разрешения критических ситуаций и кризисов;
  5. критерии отбора при приеме на работу, повышении в должности и увольнении.

Теперь рассмотрим подробнее, как  действуют эти механизмы.

1. Выделение объектов внимания, оценки и контроля руководителя. Здесь имеется в виду все, что постоянно находится в поле зрения руководителя, даже незначительный комментарий, замечание или вопрос о чем-то, что его интересует. Если руководитель понимает, какое сильное воздействие может иметь постоянное выделение и удержание в центре внимания того, что он считает важным, и доведение этого до сведения подчиненных, он будет последователен в применении данного метода.

Например, на заседаниях, посвященных  вопросам планирования, вынуждая подчиненных  сосредоточить свое внимание на главных вопросах под определенным углом зрения, руководитель может довести до сотрудников свой взгляд на ситуацию и таким образом добиться принятого им решения программы развития компании.

2. Критерии распределения поощрений  и вознаграждений. Члены любой организации исходя из своего опыта узнают, каким образом в компании происходит изменение статуса работника, что поощряется, а что наказывается. И руководители обычно достаточно легко могут довести до подчиненных свои приоритеты, постоянно увязывая поощрения и наказания с тем или иным поведением подчиненного. Здесь имеется в виду сама система в действии, а не то, что декларируется в уставе организации или провозглашается на общих собраниях.

3. Намеренное создание образцов  для подражания. Основатели организаций и руководители понимают, что их поведение часто является образцом для подражания и может лучше, чем какие-то другие методы, способствовать формированию у подчиненных, особенно у новичков, их представлений и ценностей.

4. Стратегии разрешения критических ситуаций и кризисов. Манера поведения руководителя и сотрудников организации, оказавшейся в кризисной ситуации, приводит к созданию новых норм, формированию новых ценностей, приемов работы и вскрывает важные основополагающие принципы корпоративной культуры.

Кризисы значимы в процессе формирования корпоративной культуры еще и  потому, что по силе эмоционального воздействия на людей они превосходят  любой коллективный опыт, а потому запоминаются надолго, и люди многому  на них учатся. Специалист в области маркетинга В.Оучи приводит несколько примеров того, как американские корпорации, которым в ситуации финансового кризиса предстояло произвести значительное сокращение штатов, во избежание этого приняли решение сократить заработную плату всем сотрудникам и менеджерам.

5. Критерии отбора при приеме  на работу, повышении в должности  и увольнении. Обычно компании стремятся принимать на работу тех кандидатов, которые не только подходят организации по их профессиональной пригодности, но и соответствуют нормам и ценностям ее корпоративной культуры.

Вторичные механизмы формирования корпоративной культуры — менее мощные, но более скрытые проводники идей корпоративной культуры, которые хуже поддаются контролю, заложены в структуре компании, ее ежедневной деятельности, физическом пространстве, историях и легендах, формальных декларациях. Все эти механизмы доносят до новичков смысл корпоративной культуры, все они работают. Вопрос заключается не в том, использовать их или нет, а в том, как управлять тем или иным механизмом.

Ко вторичным механизмам введения в корпоративную культуру представлений и идей ее создателей и руководителей относятся:

  1. композиция и структура компании;
  2. системы и принципы деятельности организации;
  3. дизайн внутренних помещений, фасада и строений в целом;
  4. истории, рассказы, легенды и мифы о наиболее важных событиях и людях компании;
  5. официальные заявления и документы, декларирующие кредо компании, ее философию и идеологию.

Эти механизмы вторичны лишь потому, что они действуют в зависимости от первичных. Если первые не противоречат последним, то вторичные механизмы способствуют формированию организационной идеологии и формализуют многое из того, что было неформально усвоено ранее. Если же вторичные механизмы противоречат первичным, то они либо будут игнорироваться, либо станут источником внутреннего конфликта. А теперь рассмотрим их подробнее.

1. Композиция и структура компании. Основатели организации часто твердо убеждены в том, что им известно, как организовать компанию, чтобы она работала с максимальной эффективностью. Одни считают, что для этого достаточно выстроить жесткую иерархию и высокоцентрализованную систему контроля. Другие полагают, что сила организации в ее людях, кадрах, поэтому они создают структуру, в которой власть спускается как можно ниже. Следовательно, основатели организации уже с самого начала закладывают в ее структуре свое понимание основных корпоративных ценностей.

2. Системы и принципы деятельности  организации. Самая заметная сторона жизни организации — это ее дневной, месячный, квартальный, годовой цикл процессов, отчетов, событий, форм и других повторяющихся явлений, причины и источники которых порой невидимы и неясны, но служат той же четкой цели, что и формальная структура компании: они делают работу организации более предсказуемой, организованной, менее беспокойной и неясной.

3. Дизайн внутренних помещений,  фасада и строений в целом. Важную роль в развитии культуры играет окружающая среда. Недостаточно просто сформулировать политику и принятые методы корпоративной культуры, которые проповедует организация. Свою лепту в это вносят физическое окружение, объем работ и другие составляющие. Например, чистый магазин с аккуратно и красиво расставленными на витринах товарами уже характеризует корпоративную культуру, одной из ценностей которой является забота о покупателе, следовательно, здесь физическое окружение поддерживает и закрепляет корпоративные принципы.

4. Истории, рассказы, легенды и  мифы о наиболее важных событиях  и людях. По мере накопления опыта совместной деятельности часть истории организации отражается в рассказах, легендах, мифах. Однако подобная форма передачи корпоративных ценностей не самая надежная, поскольку основная идея события порой бывает нечетко выражена. Руководители не всегда могут проконтролировать, что о них говорят подчиненные, пересказывая те или иные корпоративные «байки».

5. Официальные заявления и документы,  декларирующие кредо компании, ее  философию и идеологию. Наконец, еще один из методов выражения корпоративных ценностей — это официальные документы, декларации, уставы.

 

1.2 Поддержание  корпоративной культуры

 

 

Формируя корпоративную культуру компании, руководитель должен иметь  достаточно полное представление о  культуре вообще и корпоративной  в частности. Его задача — понимать роль и место его личной и корпоративной культуры в достижении целей организации, грамотно выявлять ее специфику, корректировать и поддерживать на оптимальном уровне.

Руководитель должен предвидеть последствия  своих решений в культурологическом аспекте. Повышает его авторитет и умение диагностировать причины неудач и успехов, многие из которых относятся прямо или косвенно к корпоративной культуре.

Факторы, способствующие поддержанию  корпоративной культуры

В решении задачи поддержания сформировавшейся корпоративной культуры определяющую роль играют три фактора:

  1. отбор персонала;
  2. деятельность высшего руководящего звена;
  3. культурная адаптация и ее основные стадии. Рассмотрим их подробнее.

1. Отбор персонала. Отбор персонала преследует определенную цель — идентифицировать и набрать людей, обладающих знаниями, навыками и способностями, позволяющими им успешно выполнять работу. Однако, как правило, необходимым требованиям отвечает не один кандидат, а несколько. При окончательном отборе предпочтение отдается тем, которые в большей степени совместимы с организационной культурой фирмы и система ценностей которых идентична корпоративным.

В процессе отбора решается двоякая  задача: с одной стороны, кандидаты  оценивают свое соответствие требованиям  организации, а с другой — организация получает возможность отсеять тех претендентов, которые впоследствии могут разрушающим образом воздействовать на ее ключевые ценности.

2. Деятельность руководящего звена. Создатели компании на основе собственных представлений, а также идей, заимствованных из надежных источников, вырабатывают видение и задают общее направление предстоящей деятельности компании. Они, фактически добиваясь формирования своей версии корпоративной культуры, сами подбирают, обучают и готовят руководителей среднего звена (менеджеров), способных реализовать поставленные цели, и через них добиваются выполнения работы и решения задач компании наилучшим образом.

Информация о работе Корпоративная культура в организации