Корпоритивная стратегия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:57, курсовая работа

Описание

Существует множество определений корпоративной стратегии. Первоначально термин использования для описания набора решений, которые определяют цели компании, вырабатывают основную политику, необходимую для достижения этих целей, и составляют перечень бизнесов, к обладанию которыми компания должна стремиться. Понятый буквально, данный термин будет означать, что корпоративная стратегия должна затрагивать любую стратегическую проблему, с которой может столкнуться компания: начиная с выхода Sony на рынок персональных компьютеров до решения владельца ресторана, считающего, что в буфете должно быть «все, что вы можете съесть».

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ДМС_401 Семенюк.docx

— 57.62 Кб (Скачать документ)

     SWOT, до сих пор лежит в основе многих современных подходов к стратегическому планированию. Центральная концепция здесь – понятие соответствия между уникальными возможностями компании и конкурентными требованиями, существующими в отрасли. Вызов для менеджеров состоит в том, чтобы выбрать или создать такую позицию на рынке, при которой явно выраженная компетентность и ресурсы компании способствовали бы возникновению конкурентного преимущества.

 

      Глава II. Ресурсы. 

     2.1. Классификация ресурсов. 

     Предпосылкой  для развития видения, основанного  на ресурсах, служит утверждение, что  принципиальное отличие одной компании от другой обусловлено обладанием каждой из них уникальным набором ресурсов. Поскольку многие из этих ресурсов не могут быть накоплены мгновенно, выбор фирмой  той или иной стратегии ограничен ее нынешним запасом и скоростью, с которой  она может их приобретать или  накапливать. Если бы не существовало асимметрии в имеющихся ресурсах и ограничений на скорость изменений, любая компания могла бы выбирать и следовать любой стратегии  по усмотрению. В результате успешные стратегии очень быстро были бы скопированы и прибыль упала бы до нуля. Асимметрия в ресурсах является поэтому основой стратегии, источником устойчивого конкурентного преимущества.

     Ресурсы имеют множество форм: от обычных  исходных факторов, исходного сырья, которое является широкодоступным  и может быть легко приобретено  путем традиционных сделок, до совершенно индивидуальных ресурсов, например фирменных  знаков (брендов), формирующихся в  течении многих лет, которые очень трудно подделать.

     Ресурсы могут быть разделены на три крупные  категории: материальные активы, нематериальные активы и организационные возможности.

     Материальные  активы легче всего оценить; зачастую они представляют собой единственные ресурсы, которые отражаются в бухгалтерском  балансе фирмы. Они включают в себя недвижимое имущество, средство обеспечения производства, сырье и т.д. Хотя материальные ресурсы могут быть существенны для определения стратегии фирмы, из-за своего стандартного характера они лишь изредка служат источником конкурентного преимущества. Существуют, конечно, известные исключения. Поскольку витые медные телефонные провода и коаксиальные кабели, связывающие дома с внешним миром, оказались на выходе в информационной «скоростной магистрали», они повсюду растут в цене.

     Нематериальные  активы включают в себя такие элементы, как репутация компании, фирменные  знаки, культура, знание технологий, патенты  и торговые марки, а также накопленные  навыки и опыт. Эти активы часто  играют важную роль в создании конкурентного  преимущества (или его противоположности) и стоимости компании. Неосязаемые  активы имеют также важную особенность: они не расходуются в процессе использования. Действительно, если их применять с умом, некоторые из нематериальных активов по мере использования  способны расти, а отнюдь не уменьшаться. По этой причине они могут представлять собой ценную основу для увеличения диверсификации.

     Организационные возможности не являются входными факторами  наподобие материальных и нематериальных ресурсов; они представляют собой  сложные комбинации активов, людей  и процессов, которые используются организацией для того, чтобы превратить инвестиции в конечную продукцию. Будучи приложенными к физическим технологиям, используемым фирмой в процессе производства, эти организационные механизмы  определяют эффективность ее деятельности. Точно подогнанные возможности  могут служить источником конкурентного  преимущества. Перечень организационных  возможностей включает в себя набор  умений, ответственных за эффективность и производительность: быстрота, гибкость, более высокое качество и т.д., - все эти моменты могут присутствовать в любом из действий фирмы, от разработки изделия до маркетинга и производства. За несколько прошедших десятилетий некоторые японские автомобильные компании, например, развили у себя множество выдающихся организационных возможностей. Сначала это была низкая цена при сравнительно небольших объемах производства, затем - высокое качество производства, а потом – быстрая разработка новой продукции. Эти организационные возможности дали в итоге важные преимущества, связанные с высокой эффективностью, особенно по сравнению с иностранными конкурентами, и сыграли главную роль в формировании конкурентного преимущества этих фирм. 

     2.2. Запасы и потоки. 

     При выявлении корней устойчивого конкурентного преимущества в рамках видения, основанного на ресурсах, внимание, прежде всего, обращается на запасы активов и возможностей (ресурсов), которыми обладает фирма. Поступая, таким образом, мы обеспечиваем иной, более динамичный взгляд на конкурентное преимущество, чем тот, что возникает в результате анализа текущих потоков поступающих и расходуемых средств. В то время как эти потоки преходяще и могут быть мгновенно приспособлены к изменяющимся обстоятельствам, уровни запасов переносятся с одного периода времени на другой и могут накапливаться лишь медленно, с течением времени.

     Фундаментальное различие между запасами и потоками может быть проиллюстрировано «метафорой с ванной»: в любой момент времени  запас воды в ванне может быть зафиксирован на конкретном уровне, который  определяется как сумма двух разнонаправленных  потоков воды - входящих (через кран) и исходящих (через сток). В примере  с исследованиями и разработками под количеством воды в «сосуде» подразумевается запас навыков  в определенный момент времени с  учетом того, что поток, соответствующий  накоплению, представлен водой, текущий  через кран; обесценение навыков  через какое-то время обозначается потоком воды, уходящий через сток.

     Критический момент, который иллюстрируется «метафорой с ванной», заключается в том, что в то время как потоки могут  быть мгновенно отрегулированы, с  запасами этого не получиться. Требуется  длительный, постоянный поток ресурсов, чтобы накопить желательные изменения  стратегических запасов активов.

     Чтобы понять различия между запасами и  потоками, рассмотрим компанию, которая  имеет известный фирменный знак. Потоковый анализ конкурентного  преимущества показал бы, что эта  компания действительно зарабатывает более высокую прибыль, меньше тратя  на проведение рекламных акций и  имея возможность назначать более  высокие цены, чем ее конкуренты. Но причина, по которой новый конкурент  не может успешно копировать эту  стратегию, связанная с малыми расходами  на рекламу и назначением высокой  цены, состоит в том, что он не владеет брендом, сопоставимым по репутации. В этом примере мы имеем дело с  запасом, связанным с признанием фирменного знака, который делает данные фирмы различными и таким образом  поддерживает конкурентное преимущество. Поэтому в основе возможностей фирмы  производить прибыль и выдерживать длительные устойчивые различия (стратегические асимметрии) лежит запас ресурсов.

     Тем не менее, потоки важны сами по себе. Предпринимаемые фирмой действия и  инвестиции в ресурсы определяются в соответствии с реализуемой  ею стратегией. Далее, многие потоки накапливаются  и через какое-то время образуют дорогостоящие запасы ресурсов. Длительный процесс деятельности, например запуск новых изделий в производство, может вылиться в уникальную возможность  дальнейшего их совершенствования.

     Таким образом, в то время как большинство  расходных потоков отражается в  отчетах и хозяйственной деятельности, многие из них фактически являются долгосрочными инвестициями в самые  важные из возможностей фирмы.

 

      2.3. Ценность ресурсов. 

     Осознать  то обстоятельство, что ресурсы способствуют устойчивости конкурентного преимущества, довольно просто, компаниям зачастую сложно идентифицировать и оценить  собственные ресурсы и определить, являются ли они их сильными или  слабыми сторонами  и могут  ли они стать источниками устойчивого  конкурентного преимущества.

     Действительно, как только фирмы начинают оценивать  набор ресурсов. Которыми располагают, они обнаруживают целый «мешок»  сюрпризов. Некоторые наиболее удачливые  находят «драгоценные камни в  своей короне» - ресурсы, которые  могут служить основой для  успешных стратегий.

     Какие-то открывают, что из ресурсы – это фактически одни долги. Основная же масса фирм может выявить, что некоторые из их ресурсов заметно лучше тех, которыми располагают конкуренты, но. К сожалению, не оценены по достоинству потребителями.

     Задача  менеджеров в том, чтобы понять разницу  между полезными и ненужными  ресурсами и использовать это  знание для разработки стратегий, которые  создадут устойчивое конкурентное преимущество.

     С исторической точки зрения попытки  оценить ресурсы чаще напоминали внутренние заумные изыскания, которым  недоставало критической объективности.

     Видение, основанное на ресурсах, добавило дисциплины этому субъективному процессу, когда  при анализе вновь стали принимать  во внимание внешние перспективы  отрасли и конкурентную динамику.

     Важно подчеркнуть, что оценить ресурс можно только с учетом конкретной окружающей среды, в которой конкурирует  фирма (см. Рисунок 1.2. Ресурсы и рыночная стратегия).

     Как показано на рисунке 1.2, стоимость ресурсов организации определяется ее сложным  взаимодействием с окружающей средой конкурентной средой  по таким параметрам, как спрос, дефицит и выгодность инвестирования.  

       

                                                                                                                                                     

     Рисунок 1.2 Ресурсы и рыночная стратегия 

     Стоимость создается при совпадении трех факторов: когда ресурс востребован клиентами, когда он не может быть скопирован конкурентами и когда прибыль, производимую этим ресурсом, фирма действительно  получает.

     Спрос со стороны клиентов. Первое обстоятельство, определяющее стоимость ресурса, может  быть найдено на товарном рынке. Ценный ресурс должен способствовать удовлетворению потребностей клиента по той цене, которую последний готов уплатить. В любой заданный момент времени  эта цена будет определяться предпочтениями клиента, доступными ему альтернативными  изделиями (включая замену) и поставкой  сопутствующих или дополнительных товаров.

     Эти структурные составляющие со временем меняются, поскольку предпочтения потребителей и конкурентное предложения также нестатичны. Поэтому фирмам приходиться непрерывно переоценивать «готовность клиентов платить» и соответствие имеющихся ресурсов нынешним и прогнозируемым потребностям.

     Чтобы соответствовать спросу со стороны  клиентов, важно иметь ввиду, что ресурсы только тогда имеют стоимость, когда удовлетворяют потребности клиентов лучше, чем аналогичные ресурсы конкурентов. Поэтому в данном контексте термин отличительная компетенция, представляется нам более подходящим, чем ключевая компетенция. Даже с учетом того, что тот или иной ресурс может быть необходим для реализации стратегии, он не будет источником конкурентного преимущества. Если не связан с отличительными особенностями изделий фирмы или способа ведения торговли. Они имеют ценность, только когда обеспечивают конкурентное преимущество.

     Ограниченность  ресурсов. Второе важнейшее из требований, в случае выполнения которого ресурс может считаться ценным, состоит  в его недостаточности. Если данный ресурс имеется в изобилии и всем доступен, любой конкурент может  приобрести его и таким образом  перенять связанное с ним преимущество фирмы.

     В действительности ресурсы, приносящие  конкурентное преимущество, по самой  своей сути не могут быть общедоступными. Далее, чтобы быть источником устойчивого  конкурентного преимущества, недоступность  данного ресурса должна сохраняться  в течении какого-то времени. 

     2.4. Конкурентное преимущество  ресурсов. 

     Невоспроизводимость, представляющая собой важнейший элемент процесса создания стоимости, ограничивает конкуренцию. Обладание ресурсом, которые конкуренты могут успешно копировать, позволяет создавать стоимость лишь в течении короткого времени и поэтому не может служить основой для принятия долгосрочной стратегии. Существует четыре условия, исполнение которых делает ресурсы трудными для копирования. Ресурсы, играющие центральную роль при формировании стратегии фирмы, должны отвечать, по крайней мере, одному из них.

Информация о работе Корпоритивная стратегия