Культура и этика деловых контактов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть теоретические и прикладные аспекты в области культуры и этики деловых контактов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.СУЩНОСТЬ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1.Сущность этики деловых отношений
1.2.Основные принципы этики деловых отношений
2.ЭТИКА ДЕЛОВЫХ КОНТАКТОВ
2.1.Этика служебных взаимоотношений мужчины и женщины
2.2.Этика делового телефонного разговора
3.КУЛЬТУРА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
3.1.Коммуникативная культура
3.2.Культура речи в деловом общении
4. ЭТИЧНЫЙ И «ТРУДНЫЙ» РУКОВОДИТЕЛЬ
4.1. Нормы этичного поведения руководителя
4.2. Этика взаимоотношений с «трудным» руководителем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

13132КУЛЬТУРА И ЭТИКА ДЕЛОВЫХ КОНТАКТОВ.doc

— 245.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

     Культуре  и этике деловых контактов  уделяется в последнее время  все большее внимание. Это выражается в увеличении объема обучающих программ в системе вузовской и послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам (например, «этика и деловой этикет», «этика бизнеса», «этика и этикет деловых отношений»). Курсы изучения основ общей культуры и этики поведения вводятся также в некоторые школьные программы, в систему среднего специального образования, причем с течением времени охват учебных заведений подобными курсами увеличивается.

     Проблема  культуры и этики деловых контактов  нашла отражение в многочисленных работах  отечественных и зарубежных  исследователей: Кибанова А. Я. «Этика деловых отношений», Егоршина А. П. «Этика деловых отношений», Де Джорджа и  Ричарда Т. «Деловая этика», Шихирева П. Н. «Введение в российскую деловую культуру», Браима И. Н. «Культура делового общения», Ботавиной Р. Н. «Этика деловых отношений» и многих других.

     Работодатели  уделяют все большее внимание вопросам культуре и этики деловых  и личностных взаимоотношений при  отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При  этом необходимо подчеркнуть, что понятие «профессиональная роль» включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и др.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом. 

       Цель курсовой работы – рассмотреть теоретические и прикладные аспекты в области культуры и этики деловых контактов.

     Курсовая  работа состоит из пяти частей частей.

      Первая  часть – «Сущность  этики деловых  отношений». В этом разделе раскрывается сущность и основные принципы этики деловых отношений.

     Вторая  часть – «Этика деловых контактов». Здесь описана проблема взаимоотношения мужчины и женщины в служебной обстановке и даны практические рекомендации по ведению делового телефонного разговора.

     Третья  часть – «Культура в деловом общении». Эта часть посвящена составляющим коммуникативной культуры и культуре речи в деловом общении.

       Четвертая часть – «Этичный и «трудный» руководитель». Рассмотрены вопросы норм этичного поведения руководителя и этики взаимоотношений с трудным руководителем, из чего вытекают основные преимущества этичного руководителя перед неэтичным.

     Пятая часть – «Комплекс  мероприятий по внедрению  этических принципов  и норм в практику деловых отношений». Рассмотрена проблема создания этического кодекса в корпорации.

 

     

1. СУЩНОСТЬ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1. Сущность этики деловых отношений

       Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности (16, с.5).

     Этика включает в себя систему универсальных и специфических (например, для какой-либо профессиональной деятельности) нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и практически все правила межличностных взаимоотношениях находят свое отражение в служебной этике.

     Вряд  ли можно считать правильным такое  положение, когда один и тот же человек ведет себя принципиально по-разному в деловой и домашней обстановке. Корректным во взаимоотношениях, внимательным и вежливым с людьми надо быть всегда и везде. Сказанное не исключает, например, определенную твердость и организаторские навыки во взаимоотношениях с близкими, равно и чуткое отношение к личным проблемам коллег по работе.

     Известна  древняя мудрость: «относись к  другому так, как ты хочешь, чтобы  относились к тебе». Дальнейшее описание норм и правил этики деловых отношений раскрывает сущность приведенного высказывания.

     Вряд  ли подвергается сомнению тот факт, что отношение окружающих к конкретному  человеку (и, наоборот) в процессе профессиональной деятельности является продолжением отношений, складывающихся в общественной жизни в целом. Соответственно, окружающие люди ждут от нас знания правил поведения и умения воплощать их на практике.

     Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой  этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем  восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому. Немаловажную роль играет в данном случае такая кажущаяся мелочью деталь, как этика приветствия, рукопожатия и представления человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений важны как в повседневной, так и в деловой жизни.

     Для установления приятных и полезных деловых взаимоотношений необходимо уметь заинтересовать человека своими четкими и в то же время образными высказываниями, вниманием к сущности вопроса. Эти проблемы решаются при отработке навыков риторики, важных в повседневной жизни и особенно в служебной обстановке. Эти навыки должны найти свое воплощение в специальных правилах подготовки и ведения беседы, так как с необходимостью их применения сталкиваемся повсеместно. Достижение результата беседы, причем в уважительной форме, является важным условием как в бытовой, так и в деловой обстановке.

     Частным вариантом беседы выступает телефонный разговор. Общие правила этики (такие, как, например, вежливость, внимательность к собеседнику, умение направлять беседу и т.п.) дополняются в данном случае некоторыми специальными, определяемыми спецификой телефонного разговора. Использование этих правил позволяет составить положительное мнение о собеседнике вне зависимости от того, какой разговор происходил — личный или деловой.

     Проведение  любых бесед подводит к необходимости высказывания в адрес своих собеседников критических замечаний или суждений, поскольку нас не всегда устраивают поступки и высказывания нашего окружения. Общая и деловая этика критических замечаний в чей-либо адрес содержит сходные правила, которые, в свою очередь, основываются на главных нормах этических взаимоотношений.

     Итак, практически все направления  деловой этики имеют правила, применимые этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность.

1.2. Основные принципы этики деловых отношений

       Принципы этики деловых отношений — обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.

     Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях (16, с. 8):

  • создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;
  • прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;
  • приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

     В работе американского социолога  Л. Хосмера сформулированы современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять (11, с. 51).

     1. Никогда не делай того, что  не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

     2. Никогда не делай того, о чем  нельзя было бы сказать, что  это действительно честное, открытое  и истинное, о котором можно  было бы с гордостью объявить  на всю страну в прессе и  по телевидению (принцип основан  на взглядах Аристотеля и Платона  о личных добродетелях — честности, открытости, умеренности и т.п.).

     3. Никогда не делай того, что  не есть добро, что не способствует  формированию чувства локтя, так  как все мы работаем на одну  общую цель (принцип основан на  заповедях всемирных религий  (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).

     4. Никогда не делай того, что  нарушает закон, ибо в законе  представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).

     5. Никогда не делай того, чтоб не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. С. Миллем). 

     6. Никогда не делай того, чего ты не сделал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).

     7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права 
других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности). 

     8. Всегда поступай так, чтобы  максимизировать прибыль в 
рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо 
максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето 
об оптимальной сделке). 

     9. Никогда не делай того, что  могло бы повредить слабейшим  в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса).

     10. Никогда не делай того, что  препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степёни свободы личности, необходимой для развития общества).

     Указанные принципы в той или иной степени  присутствуют и признаются справедливыми  в различных деловых культурах. Идеальной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового сообщества, становится этап отношений, основанный на торжестве морально-этических принципов. Одним из важнейших шагов в этом направлении можно считать принятую в 1994 г. в швейцарском городе Ко (Саих) Декларацию Ко — «Принципы бизнеса». В Декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур, ее инициаторами были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии (11, с. 50).

     В преамбуле «Принципов бизнеса», в частности, говорится: «Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба».

     В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:

Информация о работе Культура и этика деловых контактов