Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:32, реферат
В условиях индустриального экономического роста и преобладания тех-нократического хозяйственного поведения и мышления организационная культура, за редким исключением, не была объектом целенаправленного воздей-ствия менеджмента. Только в 70-е годы начинается переход от единичных слу-чаев сотворения организационной культуры к массовой практике, причем этот процесс обуславливается целями утверждения инновационного, предприни-мательского типа развития. Роль фаворитов на этом направлении взяли на себя быстрорастущие наукоемкие компании, задающие темп современному эко-номическому росту.
ВВЕНИЕ………………………………………………………………….………3
І. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Понятие организационной культуры……………………………………….5
2. Содержание организационной культуры.………………………………….8
3.Влияние культуры на организационную эффективность………………….8
3.1.Модель В. Сате………………………………………………………12
3.2 Модель Т. Питерса — Р. Уотермана……………………………….14
3.3. Модель Т. Парсонса………………………………………………...16
ІІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Проблемная ситуация: низкая лояльность персонала организации…….....18
Эталон ответа на ситуацию: низкая лояльность персонала к организации..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...23
3. Влияние культуры на организационную эффективность
3.1. Модель В. Сате
В. Сате выделил семь процессов, посредством которых культура влияет на организационную деятельность:
1) кооперация между индивидами и частями организации;
2) принятие решений;
3) контроль;
4) коммуникации;
5) лояльность организации;
6)
восприятие организационной
7) оправдание своего поведения.
При этом первые три процесса корреспондируют с первым, поверхностным уровнем организационной культуры или образцами организационного поведения, а следующие четыре со вторым, внутренним уровнем, имеющим «ценностную» основу. От того, как эти процессы протекают, зависит эффективность функционирования организации.
Кооперацию
как образец поведения в
Влияние культуры на принятие решений осуществляется через разделяемые верования и ценности, формирующие у членов организации устойчивый набор базовых предположений и предпочтений. Так как организационная культура может способствовать сведению к минимуму разногласий, то процесс принятия решений становится более эффективным.
Сущность процесса контроля заключается в стимулировании действий в направлении достижения поставленных целей. В природе управления существуют три механизма контроля: рынок, администрирование, клановость. Обычно в организациях присутствуют все три механизма сразу, но в разной степени.
При
рыночном механизме контроля полагаются
в основном на цены. Лежащее в
основе этого предположение
Влияние культуры на коммуникации происходит по двум направлениям. Первое — это отсутствие необходимости коммуницировать в делах, по которым имеются разделяемые предположения. В этом случае определенные действия совершаются как бы без слов. Второе — разделяемые предположения обеспечивают направленность и оказывают помощь в интерпретации получаемых сообщений. Так, если в компании работник не считается придатком машины, то и известие о предстоящей автоматизации или роботизации не вызовет в нем шока.
Содержание культуры влияет также на содержание коммуникации. В одних организациях ценится открытость коммуникаций, а в других — наоборот. Индивид чувствует себя посвященным организации тогда, когда он отождествляет себя с последней и испытывает некоторую эмоциональную связь с ней. Сильная культура делает сильным отождествление и чувства индивида по отношению к организации. Также работники могут активизировать свои действия в стремлении помочь организации.
Восприятие
индивидом организационной
Культура
помогает людям в организации
действовать осмысленно, обеспечивая
оправдание их поведению. В компаниях,
где ценится риск, человек идет
на него, зная, что в случае неудачи
он не будет наказан и что из
неудачи будут извлечены уроки
на будущее. Оправдываемые таким
образом действия усиливают существующее
поведение, особенно когда оно вписывается
в ситуацию. Данный процесс является
источником средств для изменения
самой культуры. Поскольку люди используют
культуру для оправдания поведения,
то можно изменять культуру через
изменение в поведении. Однако для
успеха этого процесса необходимо обеспечить,
чтобы люди не могли бы оправдывать
свое новое поведение "старей"
культурой.
3.2.
Модель Т. Питерса — Р.
Авторы
бестселлера "В поисках успешного
управления" Т. Нигере и Р. Уотермен
обнаружили связь между культурой
и успехом в работе организации.
Взяв за образец успешные американские
фирмы и описав управленческую практику,
они ''вывели" ряд верований и
ценностей организационной
Вера в действия. Согласно этой ценности, решения принимаются даже в условиях недостатка информации. Откладывание решений равносильно их непринятию.
Связь с потребителем. Для успешно действующих компаний потребитель представляет фокус в их работе, так как именно от него поступает главная информация для организации. Удовлетворенность потребителя составляет сердцевину организационной культуры таких фирм.
Автономия и предприимчивость. Компании, борющиеся с недостатком нововведений и бюрократией, "делятся" на более мелкие управляемые части и предоставляют им, а также отдельным индивидам определенную степень самостоятельности, необходимой для проявления творчества и риска. Эта культурная норма поддерживается через распространение в организации легенд и историй о своих собственных героях.
Производительность зависит от человека. Данная ценность провозглашает человека наиболее важным активом организации. При этом эффективность организации измеряется через удовлетворенность ее членов. Вера в то, что отношение к людям с уважением ведет к успеху, лежит в основе культуры подобных организаций.
Знай то, чем управляешь. В соответствии с этой глубоко укоренившейся культурной нормой успешных компаний считается, что они управляются не из-за закрытых дверей кабинетов руководителей, а через посещение руководителями управляемых ими объектов и через непосредственные контакты с подчиненными на местах их работы.
Не занимайся тем, чего не знаешь. Данное положение относится к разряду одной из важных характеристик культуры успешно действующих фирм. Эти фирмы не признают диверсификации в сторону от основного бизнеса.
Простые структуры и мало управленцев. Типичным для успешно действующих компаний является наличие небольшого числа уровней управления и сравнительно небольшого штата управленческих работников, особенно в высшем эшелоне. Положение менеджера в таких компаниях определяется не количеством его подчиненных, а его влиянием на дела организации и, главное, на ее результаты. Согласно этой культурной ценности, менеджеры больше ориентируются на уровень выполнения подчиненными своей работы, а не на наращивание своих штатов.
Одновременная
гибкость и жесткость в организации.
Парадокс этого атрибута организационной
культуры успешных компаний разрешается
следующим образом. Высокая организованность
в них достигается за счет того, что все
работники понимают и верят в ценности
компании. Это их жестко связывает с компанией
и интегрирует в нее. Гибкость обеспечивается
посредством сведения к минимуму "руководящих"
вмешательств и минимизации числа регламентирующих
правил и процедур. Поощряется новаторство
и стремление брать на себя риск. В итоге
жесткая структура разделяемых культурных
ценностей делает возможной гибкую структуру
административного контроля.
3.3. Модель Т. Парсонса.
В более общем виде связь между культурой и результатами деятельности организации представлена в модели американского социолога Т. Парсонса. Модель разработана на основе спецификации определенных функций, которые любая социальная система, в том числе организация, должна выполнять, чтобы выжить и добиться успеха. Первые буквы английских названий этих функций в аббревиатуре дали название модели — AGIL: adaptation (адаптация); goal-seeking (достижение целей); integration (интеграция) и legiacy (легитимность).
Суть модели состоит в том, что для своего выживания и процветания любая организация должна быть способной адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, добиваться выполнения поставленных ею целей, интегрировать свои части в единое целое, и, наконец, быть признанной людьми и другими организациями.
Данная
модель исходит из того, что ценности
организационной культуры являются
наиболее важными средствами или
инструментами выполнения функций
этой модели. Если разделяемые в
организации верования и
Проблемная ситуация: низкая лояльность персонала к организации
В
ходе анализа организационной
Сформулируйте
мероприятия по разработке и внедрении
организационно-кадровых процедур, повышающих
лояльность и приверженность персонала
к организации
Эталон ответа на ситуацию: низкая лояльность персонала к организации
Разработка
и внедрение организационно-
Для
решения задач оценки и повышения
организационной приверженности персонала
можно использовать широкий класс
диагностических и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культура организации - чрезвычайно специфическая, уникальная и сугубо индивидуальная характеристика. Находясь внутри этой культуры и в согласии с ней, очень трудно ее почувствовать и описать.
Важно
понять, что процесс изменения
культуры организации требует тщательной
подготовки. Все задуманные изменения
рекомендуется начать с составления
плана. При этом добиться, чтобы
исполнители верили в успех дела
и обладали необходимыми знаниями.
Изменения организационной