Курс лекций по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:16, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по "Менеджменту"

Работа состоит из  13 файлов

1 Общая теория управления.doc

— 53.00 Кб (Скачать документ)

    Общая теория управления. 

    Теория  управления – наука, опирающаяся  на многие теоретические и прикладные знания, исследующая социально-экономические, социально-психологические и организационно-технические  категории, отражающие свойства субъекта и объекта управления и отношения между ними.

    Теорию  управления принято рассматривать  как комплексную науку или  научное направление, опирающееся  на многие теоретические и прикладные знания. Это объясняется многогранностью  проблемы управления и многоаспектностью  управленческой деятельности, основанной на сознательном использовании экономических, естественно-технических организационных, социально-психологических законов и закономерностей, присущих объекту управления. Теория управления, очевидно, должна быть ориентирована на решение практических задач.

    Предметную  область теории управления производством  как комплексной науки можно  определить, рассматривая управление как всеобщий вид человеческой деятельности во всех сферах общества и как конкретный производительный труд, возникший вместе с кооперацией труда и являющийся частью этого коллективного труда.

    Элементами  управления как всеобщего вида человеческой деятельности являются цель управления и способ достижения цели, объект и  субъект управления, взаимодействующие  в определенной окружающей среде.

    Предметная  область теории управления в широком  аспекте охватывает социально-экономические, социально-психологические и организационно-технические  категории, отражающие свойства субъекта и объекта управления и отношения  между ними. Система отношений конкретизируется в виде вертикальной иерархии и горизонтальной сети. Данные категории – предмет исследования многих научных дисциплин; задача теории управления как комплексной науки – интеграция знаний, относящихся к управлению, с целью выработки научных принципов и методов эффективного управления.

    Предметом рассмотрения теории управления являются управленческие отношения , реализующиеся как информационные связи при организации производства и управлении им.

    Процесс управления включает сбор, переработку и передачу информации (предмет управленческого труда), используемой для выработки решений (продукт управленческого труда). Средства труда в управленческой деятельности – методы и средства обработки и анализа информации и принятия на этой основе конкретных решений.

    Управление  производством (предприятием) базируется на общих основах экономического развития, которые определяют цели, принципы, методы управления и другие категории, составляющие предметную область  исследования теории управления.

    Всеобщими принципами управления являются:

  1. системность;
  2. детерминированность;
  3. управляющий параметр;
  4. обратная связь;
  5. направленность.

    Закономерности  управления называются методологией.

    Управление  – это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ.

    Система – это совокупность связанных  и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих некоторое целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов. Система имеет свойства – качества элементов, которые дают возможность выразить и описать ее в определенных величинах. То, что соединяет элементы и свойства системы в целое, называется связями системы. Устойчивые существенные связи между элементами системы, форма ее организации есть структура системы.

    Система характеризуется:

    - определенным поведением (возможностью  контролируемого перехода системы  из одного состояния в другое);

    - равновесием (способностью при отсутствии внешнего воздействия сохранять заранее заданное состояние);

    - развитием (упорядоченным поведением, совершенствованием структуры и  функций системы под влиянием  внутренних факторов).

    Различают системы по происхождению:

    1) природные (естественные)

    2) антропогенные (искусственные)

    2.1. технические

    2.2. технологические

    2.3. информационные

    2.4. социальные

    2.5. экономические

    По  объективности существования системы  могут быть:

    а) материальными (существуют объективно, т.е. независимо от сознания человека)

    б) идеальными («сконструированы» в  сознании человека в виде гипотез, теорий, формул, знаковых схем и т.п.)

    По  степени связи с окружающей средой системы бывают:

    а) открытыми

    б) относительно обособленными

    По  обусловленности действия системы бывают:

    а) детерминированными – т.е. одной  и той же причине всегда соответствует  однозначный результат;

    б) вероятностными, когда одной и  той же причине может соответствовать  одни из нескольких возможных результатов.

    Несмотря  на существование общих закономерностей управления различными системами, сущность управления всегда связана с самой управляемой системой, ее специфическими закономерностями. 

    Управление  изначально присуще человеческому  обществу, т.к. труд, даже в простейших своих проявлениях, есть сознательная целесообразная деятельность, которая предполагает целеполагание, выбор средств для достижения поставленной цели, их планомерное применение. Человек сознательно регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой, приводит в движение и известным образом направляет свои силы и знания, опредмечивает их и в конечном итоге овладевает определенными природными процессами, преобразуя их, подчиняя своей воле. Короче говоря, человек управляет как самим собой, так и процессами, существующими вне и независимо от его сознания и воли. В этом смысле управление – во всяком случае, в той форме, в какой оно осуществляется человеком, - находится в постоянном коррелятивном отношении с преобразованием природы. Это единство производительной деятельности и управления (и самоуправления) становится непосредственно очевидным даже при беглом взгляде на совместную деятельность людей. Но человек есть общественное существо, и индивидуальная деятельность его также социальна. Вот почему управление (и самоуправление) с самого начала должно быть определено как социальная функция.

     

    Социально-экономические  системы весьма разнообразны, в них  действуют различные законы развития. Участниками таких систем являются люди с их многообразными интересами, видами деятельности. Каждая из таких систем индивидуальна, что обуславливает необходимость поиска индивидуальных управленческих решений с целью достижения определенных результатов. Но все социально-экономические системы характеризуются следующими признаками. Это системы:

  1. искусственные (созданы человеком);
  2. материальные (существуют объективно и требуют материальных и финансовых затрат);
  3. открытые (существуют обменные процессы с внешней средой);
  4. динамические (они развиваются, меняются);
  5. вероятностные

    В экономических системах управление осуществляется управляющей подсистемой, которую часто называют системой управления. Управление предполагает управляющую и управляемую системы.

    Система управления – это субъект либо орган управления, целостная совокупность относительно самостоятельных элементов, реализующих закрепленные за ними функции управления. Состав и соподчиненность элементов, звеньев и ступеней управления образуют организационную структуру.

    Управляемая система – это объект управления или сфера управленческой деятельности. Связь управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления осуществляется через информационную систему, представленную в виде информационных потоков. Именно информация обеспечивает возможность воздействия управляющей системы на управляемую. Сообщения от объекта управления к субъекту называется обратной связью. 

      

    Схема взаимосвязи субъекта и объекта управления.

    Учитывая  вышесказанное, управление можно представить  как процесс перевода управляемой  системы в заранее заданное состояние с помощью информационного воздействия, направляемого от управляющей системы, а науку об управлении – как науку об общих закономерностях получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах. Наука управления разрабатывает свою теорию. Ее содержанием являются законы и закономерности целенаправленной деятельности в процессе управления.

    Управление  можно представить как управленческое взаимодействие двух субъектов, между  которыми существует управленческая связь. Сущность ее в том, что один из них заинтересован в определенного вида функционировании второго и генерирует управленческие команды, задающие желательное для него поведение второго субъекта, а второй в силу определенных причин ведет себя соответственно управленческим командам первого. Связь меду субъектами существует в силу проявляющихся между ними отношений управления, которые опосредуются информацией на выработке и реализации управленческих решений.

    Управленческие  отношения – отношения между людьми в процессе управления, особая форма связи между субъектом и объектом управления, управляющей и управляемой системами в процессе осуществления управленческого труда на основе познания и использования объективных тенденций и принципов функционирования социальных систем. Это связи людей по полномочиям управления, их соподчиненности друг другу в процессе совместной трудовой деятельности.

    Эти отношения базируются на более глубинных  отношениях – экономических. Содержание, характер и масштабы управленческих отношений определяются производственными отношениями.

    В экономике эффект означает конкретный положительный результат какой-либо деятельности. Это может быть прирост  прибыли, или сумма сэкономленных  средств, или сокращение продолжительности  производственного процесса благодаря новой технологии.

    Если  величину эффекта сравнит с затратами, вызвавшими этот эффект, то получим  формулу эффективности:

    Эффективность  = эффект/затраты.

    Эффективное управление фирмой должно вести к  эффективности работы фирмы и  отдельных сторон ее деятельности.

    Управление  – это постоянно развивающийся  процесс, который является частью общего поступательного движения общества

    Историзм  развития управления проявляется в  следующих моментах:

    1. состояние развития управления находится в сильной зависимости от уровня развития производительных сил.
    2. почти все подходы к решению проблем развития управления связаны с отработанными в прошлом опытом решения аналогичных проблем.

    Развитие  управления, возрастание его роли, постоянное расширение сети органов управления – закономерное выражение общественно-исторического прогресса. Организация управления становится все более сложным делом, постоянно растет число людей, занятых управленческим трудом, без которого не могут существовать процессы общественного производства; обогащается система знаний об управлении общественным производством.

    Итак, управление – практика постоянно  развивающаяся. Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении; взгляды на управление развивались  по мере развития общественных отношений, изменения бизнеса, совершенствования технологии производства.

2 Закономерности управления различными системами.doc

— 47.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

22 Этапы и школы в истории менеджмента.doc

— 33.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

23 Разнообразие моделей менеджмента.doc

— 34.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

6 Интеграционные процессы в менеджменте.doc

— 48.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

8 Природа и состав функций менеджмента.doc

— 25.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

9,11,12,13,14,18.doc

— 176.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

вопросы 3,5,7,15,16,17,18,25,26.doc

— 483.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"