Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:16, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Менеджменту"
Базовым понятием менеджмента выступает организация. Мир бизнеса очень сложен. В нем действует множество фирм. Они отличаются друг от друга размерами, разнообразием видов выпускаемой продукции, способами владения собственности; одни из них преуспевают, другие — разоряются. Все эти фирмы являются организациями. Организация составляет основу мира менеджеров и является причиной существования менеджмента.
На
Западе уже давно отказались от представлений
об организации как о механизме, созданном
только для добывания прибыли. Осознано,
что любое предприятие — это организм,
живущий по своим объективным законам,
произвольное нарушение которых ведет
к гибели. Важнейшими закономерностями
его существования являются:
• стремление к выживанию;
Но и данных представлений оказывается недостаточно, чтобы верно оценить все стороны современного, цивилизованного предприятия, которое на самом деле является организацией в самом широком, социальном смысле этого слова, т.е. добровольным объединением работников, направленном на удовлетворение их основных интересов.
Рассмотрим организацию как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Из этого определения следуют требования, которым должна соответствовать группа, чтобы считаться организацией:
Менеджмент в основном связан со сложными организациями. Сложные организации имеют не одну, а целый набор взаимосвязанных целей.
Все
многообразные организации
1) они используют ресурсы, основные из них — это люди
(человеческие ресурсы), капитал, информация;
2)
они функционируют в
3) разделение труда. Вся работа в организации разделяется на отдельные специализированные задания. Так образуются подразделения, называемые отделами или службами, которые выполняют свои виды работ. Деятельность людей в подразделениях тоже сознательно координируется и направляется. Такое разделение работы на составляющие компоненты называется горизонтальным разделением труда, классическим образцом которого на производственном предприятии является разделение всей деятельности на основные виды — производство, маркетинг, финансы.
Поскольку работа в организации разделена на части, кто-то должен эту работу координировать, согласовывать. Деятельность по координированию работы других людей составляет сущность управления. Управленческий труд отделен от остального труда, и такое разделение труда называется вертикальным.
Большие организации имеют громадный объем управленческой работы. Эта работа тоже разделяется как по горизонтали, как и по вертикали. Во главе отдельных подразделений расставляются конкретные руководители. В классическом варианте это начальник финансового отдела, начальник производственного отдела, начальник службы маркетинга. Это горизонтальное разделение управленческого труда.
Вертикальное разделение управленческого труда образует уровни управления. Выделяют руководителей низового звена, среднего звена, высшего звена. Например, мастер смены (низший уровень управления) непосредственно управляет деятельностью рабочих, начальник цеха (средний уровень) координирует и контролирует работу мастеров, а директор завода (высший уровень) руководит непосредственно начальниками цехов.
Интеграция
подразделений и уровней
Формальная
структура представлена организационной
схемой. Она демонстрирует
По мере роста фирмы количество элементов в структуре и количество уровней «усиливаются».
Пример
организационной структуры
Сейчас мы говорили о формальной структуре. Эта структура формально и точно определяет взаимоотношения между членами организации. Квадраты на схеме устанавливают отношения власти и области ответственности за принятые решения и их выполнение, порядок прохождения информационных потоков. Организация с такими официально установленными взаимоотношениями является формальной.
Поскольку на предприятии действуют люди, то между ними возникают помимо официально установленных взаимоотношений самые различные неформальные отношения. Таким образом, существует разрыв между тем, что должно быть, и что происходит в действительности. Неформальная организация существует в рамках формальной, она не менее реальна, чем формальная организация. Менеджер должен научиться управлять и ею.
Любое экономическое явление всегда существует в определенной среде. Это можно сказать и об организациях.
Фирма, перерабатывая ресурсы, производит продукцию либо оказывает услуги. Товары и услуги поставляются на рынок, обеспечивая покупателей соответствующей информацией (свойства товара, места продажи, гарантии и т.д.). С рынка фирма получает деньги и опять-таки информацию (объемы и темпы продаж, данные о товарах конкурентов и т.д.).
Фирма взаимодействует с поставщиками сырья, финансовыми органами (банками, налоговыми службами, страховыми компаниями), посредниками (транспортными учреждениями, торговыми агентами и т.д.), рекламными агентствами; изучает общественное мнение.
Фирма работает в определенной стране. В этой стране существуют определенная общая экономическая и политическая ситуация, определенный уровень научно-технических достижений, культурные и иные традиции.
На рис.
3 изображен общий процесс
Все выше перечисленное составляет среду, в которой осуществляется функционирование фирмы. Среда воздействует на это функционирование. Для эффективного управления фирмой нужно понимать действие факторов среды, уметь не только определять влияние на организацию множества факторов, но и предвидеть это влияние.
Факторы среды принято называть переменными. Эти факторы действуют как внутри организации, так и вне ее.
Под
внутренними переменными
Под внешними — переменные, находящиеся вне организации, которые способствуют (или нет) ее функционированию, выживанию и эффективности.
Рассмотрим внутренние ситуационные факторы.
Главными переменными внутренней среды организации являются цели, структура, задачи, технология и люди.
Первый переменный фактор — цели. Организация, по определению, это группа людей с общими целями. Цель — это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться организованная группа.
Постановка целей — это очень важный момент в деятельности организации, ведь участники производства должны знать к чему стремиться.
Вспомним детскую книжку Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес». Алиса спрашивает Чеширского Кота:
«— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
Мне все равно ... — сказала Алиса.
Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот».
Цель определяет направление движения. Все последующие решения руководства направлены на то, чтобы приблизить организацию к цели.
У организаций в зависимости от их типов могут быть разнообразные цели. Но независимо от вида фирмы ее главными общими целями будут те, что направлены на:
выживание;
прибыль;
перспективы.
Действительно, фирма может выжить, только найдя свое место в системе рыночных отношений. Значение прибыли в бизнесе трудно переоценить: это источник роста и процветания фирмы, средство увеличения благосостояния ее владельцев и работников. Не следует забывать и о перспективе развития фирмы: проблемы сегодняшнего дня не должны заслонить перспективу — возможность существовать в будущем.
Эти три главные в жизни фирмы цели тесно между собой связаны, менеджеры должны обеспечить их выполнение.
Крупные организации — многоцелевые. Они формулируют цели в разных областях, таких как разработка новой продукции, качество услуг, подготовка кадров и т.д. В подразделениях организации также вырабатываются цели, для того чтобы достичь общей цели организации. Цели подразделений координируются менеджерами в рамках общей цели.
Вторая внутренняя переменная — структура. Как уже говорилось в первой главе, формальные организации состоят из подразделений, уровней управления. Взятые в единстве и логическом соотношении, между собой они образуют определенную структуру организации.
Структура
устанавливает также
Образование структуры — это следствие разделения труда между специалистами его разных видов. Так, труд разделен между технологами, механиками, экономистами и др. При производстве любого продукта работа разделяется на многочисленные малые операции, что тоже представляет собой конкретную специализацию труда. В больших организациях специалисты группируются в пределах функциональных областей (отделов, подразделений). Управленческий труд — также специализированный вид труда. Внутри него тоже происходит специализация — разделение на конкретные виды управленческого труда, в результате чего выделяются уровни управления.
Важным понятием является сфера контроля. Сфера контроля — это число лиц, непосредственно подчиненных одному руководителю. Сфера контроля может быть широкой и узкой. Если руководитель контролирует большое количество подчиненных, то у него широкая сфера контроля. Если каждому руководителю подчиняется немного людей, то это узкая сфера контроля.
Сфера контроля определяет тип организационной структуры. Широкая сфера контроля дает плоскую структуру управления (с небольшим числом уровней управления), узкая сфера контроля — многоуровневую (или высокую) структуру.
Вопрос о том, какая сфера контроля и какая структура наилучшая, некорректен. Это зависит от специфики организации, ее целей и решаемых ею проблем.
Третья внутренняя переменная — задачи.