Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:26, реферат
За последние годы произошел ряд серьезных изменений в отношении общества к проблеме качества, в целом, и отдельным его направлениям, в частности. Так, на рубеже двух тысячелетий, были приняты основополагающие документы МС ИСО 9000:2000 и на их основе разработан российский ГОСТ Р ИСО 9000:2001[1]. Эти стандарты, внесли ряд принципиальных изменений в осознание проблемы качества. Недаром, во многих российских вузах открылась новая техническая специальность 340100 «Управление качеством», а в рамках магистерской подготовки менеджеров появились специализации по менеджменту качества.
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Квалиметрия — наука об измерении качества продукции………….5
1.1. Общее представление о квалиметрии ……………………………………..9
1.2. Принципы и задачи квалиметрии………………………………………….14
1.3. Классификация квалиметрии……………………………………………....16
1.4. Статусы квалиметрии, как науки…………………………………………..19
1.5. Методология определения и оценивания качеств………………………...20
1.6.Показатели качества………………………………………………………....22
1.7. Методы квалиметрии, используемые для оценки качества……………...24
Глава 2. Методы определения качества пищевого сырья в квалиметрии…..32
2.1. Использование квалиметрических методов при оценке качества сыров……………………………………………………………………………..36
Заключение………………………………………………………………………40
Список используемой литературы………………
Итак, оценка качества (Qоц) есть результат взаимодействия четырех компонентов, а именно:
Qоц =< О, С, Б, Ал >,
где О – оцениваемый объект;
С – оценивающий объект;
Б – база оценки (эталон качества);
Ал – алгоритм (логика и приемы)
оценивания. [3]
1.6. Показатели качества
В квалиметрии применяется ряд специфических терминов, требующих однозначного толкования. Поэтому - ГОСТ 15467-79 "Качество продукции. Термины" [1].
1) Качество продукции (услуги) - совокупность свойств продукции (услуги), обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
2)
Свойство продукции (услуги) - объективная
особенность продукции (услуги)
3)
Показатель качества - количественная
характеристика свойства
- Для продукции - к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.
- Для услуги - к определенным условиям ее разработки и оказания.
- Для процесса - к определенным условиям его подготовки и проведения и т.д.
Показатели качества (объектов) по количеству характеризуемых свойств могут быть (рис. 3):
- единичными;
- комплексными.
Рис.
3. Показатели качества объекта
4)
Единичный показатель качества -
показатель качества, относящийся
только к одному из свойств
объекта. (Например: коэффициент нелинейных
искажений - характеризует линейность;
вероятность безотказной
5)
Базовый показатель качества - показатель
качества объекта, принятый за
эталон при сравнительных
6)
Относительный показатель
7)
Комплексный показатель
8) Интегральный
- это комплексный показатель
качества, отражающий отношение
суммарного полезного эффекта
от использования объекта по
назначению к затратам на
9)
Обобщенный показатель качества - показатель
качества, относящийся к такой совокупности
свойств объекта, по которой принято решение
оценивать его качество в целом. Как правило
- это так называемые существенные свойства.
1.7.
Методы квалиметрии,
используемые для оценки
уровня качества
Существует
множество методик комплексного
количественного измерения
Одной из главных задач квалиметрии является определение уровня качества, которому должна соответствовать выпускаемая продукция.
Уровень качества продукции – относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с совокупностью базовых показателей. Определение уровня качества продукции связано, прежде всего, с установлением того, насколько эта продукция пригодна выполнять свои функции.
Различают следующие методы оценки уровня качества:
1.
Дифференциальный, заключающийся в
сопоставлении единичных
2.
Метод комплексной оценки
3.
Смешанный метод оценки
4.
Метод интегральной оценки
5. Метод экспертной оценки уровня и показателей качества объекта основан на использовании обобщенного опыта, квалификации и интуиции экспертов (специалистов в конкретной области знаний).
Показатели качества услуг можно классифицировать как количественные и качественные. К количественным относятся такие показатели, как время ожидания и предоставления услуги, надежность ее оказания, полнота оказания услуги и т. п. Качественные показатели – это доступность, чуткость, вежливость, доверительность, компетентность, коммуникабельность, эффективность контактов исполнителей и клиентов и т. п.
В
настоящее время используют следующую
классификацию показателей
На
рис. 4 показана укрупненная классификация
показателей, используемых при квалиметрических
оценках.
Рис. 4. Укрупненная классификация показателей.
Прямоугольник (рис.4) включает в себя:
Дадим кратное описание характеристики свойств.
1.Показатели назначения - характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции и область ее применения. Они подразделяются на следующие показатели:
2.Показатели надежности – само понятие надежности, как свойства продукции сохранять за установленное время значение всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в условиях применения, технического обслуживания, хранения, показывает что, оно является сложным свойством. Чаще всего рассматривают единичные свойства безотказности, ремонтопригодности, долговечности и сохраняемости. Такие понятия, также входящие в определение надежности, как устойчивость работы, процессная управляемость, живучесть при внешних воздействиях, большинством авторов рассматривается отдельно и, более того, утверждается, что они не имеют отношения к надежности. Сама характеристика надежности довольно трудна для представления, так как она носит статистический характер.
3.Показатели технологичности - характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при создании и восстановлении объектов.
Например, для продукции это - коэффициент сборности (Ксб):
Qс – количество специфицируемых составных частей;
Qo – общее число составных частей.
Показывает каков удельный вес составных частей, для которых существуют отработанные технологические процессы.
- коэффициент
использования материала (Ки.м.
Qm – суммарный вес материала изделии;
Qизд – общий вес материала в изделии;
- удельная трудоемкость:
T – общая трудоемкость производства;
В – основной показатель качества продукции (имеющий наибольшее значение - вес);
Коэффициент использования рациональных материалов, а также удельные показатели трудоемкости производства.
Коэффициент сборности изделия характеризует простоту монтажа изделия и показывает, какую часть от общего количества составных частей изделия составляют специфицируемые составные части. В тех случаях, когда составные части существенно отличаются друг от друга по весу или по стоимости определяют коэффициент сборности соответственно отношением веса специфицируемых составных частей к общему весу изделия или стоимости специфицируемых составных частей к стоимости изделия в целом.
Qсб – количество специфицируемых частей;
Q – общее количество составных частей.
Если
в конструкции изделия
Удельные показатели трудоемкости производства определяются как отношение общей трудоемкости производства к одному из основных параметров, относящихся к показателям назначения.
Информация о работе Квалиметрия – наука об измерении качества продукции