Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:22, курс лекций

Описание

Английский термин «менеджмент» не переводится на русский язык дословно. Его принято переводить как «управление», а термин «менеджер» в переводе обозначает «руководитель».
Менеджмент – обязательное управление хозяйственной деятельностью, которое является в свою очередь самостоятельным видом профессиональной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 247.27 Кб (Скачать документ)

2. Товары со скидкой. Во многих организациях работники имеют возможность приобретать товары и услуги организации со скидкой.

3. Ссуды. Возможность получения ссуд с низким процентом на различные потребительские цели.

4. Частное страхование здоровья. Некоторые организации осуществляют частное страхование здоровья своих работников, имеют возможность корпоративного обслуживания в частных клиниках.

13. ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

1. Рынок труда предопределяет распределение рабочей силы пропорционально структуре общественных потребностей и уровню материального производства. Он обеспечивает поддержание равновесия между спросом на труд и предложением рабочей силы, создает резервы в сфере обращения и позволяет регулировать экономические интересы субъектов трудовых отношений.

Важной составной  частью рынка труда является цена на рабочую силу. Собственник старается уделять первостепенное внимание устранению простоев, потерь рабочего времени, обеспечению соответствующего уровня производства, труда и управления, заниматься условиями труда и быта работников, постоянно развивать их способность к труду путем реализации системы подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации. Стоимость рабочей силы является денежной мерой оплаты труда.

2. Рыночное ценообразование – экономический инструмент в соизмерении доходов и расходов. Стоимость товара является показателем общественно необходимых затрат труда. Доход включает заработную плату, налоги на заработную плату, большую часть накладных расходов и прибыль.

3. Рынок ценных бумаг. Руководитель предприятия вправе использовать механизм ценных бумаг для достижения экономических интересов, увеличения благосостояния сотрудников и создания корпоративных отношений.

4. Налоговая система является механизмом пополнения казны государства. Она контролируется государством, существует вне предприятия, оказывает непосредственное воздействие на персонал.

5. Формы собственности – экономическая категория, определяющая характер взаимоотношений внутри организации. При государственной и муниципальной собственности хозяином имущества предприятия выступает государственный орган, а все работники являются наемным персоналом.

6. Фазы общественного воспроизводства являются основой товарно-денежных отношений между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров.

В случае простого воспроизводства произведенный товар обменивается на деньги, на которые закупаются сырье и материалы, орудия и средства труда, рабочая сила для производства нового товара.

В случае расширенного воспроизводства полученные деньги используются для расширения производства.

Обмен товаров в  рыночной экономике реализует схему  изменения формы товара из материальной в денежную и подтверждает его  денежную стоимость на рынке.

Распределение является фазой общественного производства, когда средства производства и рабочая сила направляются в конкретные отрасли экономики, а определенная часть национального дохода распределяется между социальными группами общества и нематериальными сферами экономики. Значение распределения: оказывает большое влияние на производство и обмен, ускоряя или замедляя процессы внутри данных фаз воспроизводства.

Роль потребления направлена на использование общественного продукта в процессе удовлетворения материальных и духовных потребностей и является заключительной фазой воспроизводства.

Виды потребления:

– материальное;

– нематериальное;

– коллективное;

– индивидуальное.

14. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Организационные методы управления основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия.

К таким документам относятся:

– устав предприятия или организации;

– штатное расписание предприятия;

– коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом;

– организационная структура управления;

– положения о структурных подразделениях;

– правила внутреннего трудового распорядка;

– должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест.

Особенность: документы (за исключением устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечет за собой применение дисциплинарных взысканий.

В организациях, где  высокий уровень организационных  воздействий, доведенных до стандарта  предприятия и регламентов управления, и высокая трудовая и исполнительская  дисциплина, значительно снижается  необходимость в применении распорядительных воздействий.

Распорядительные  методы управления направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путем прямого административного регулирования.

Формы распорядительного  воздействия:

а) приказ. Он обязывает подчиненных точно исполнять принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечет за собой соответствующую санкцию (наказание);

б) распоряжение. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжение, в отличие от приказа, не охватывает все функции предприятия и, как правило, подписывается заместителями руководителя предприятия;

в) указания и инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего, направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. На каждом предприятии должны иметься письменные должностные инструкции для каждого сотрудника, с которыми он должен быть ознакомлен в обязательном порядке.Особенность: в случае, если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в четком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений «руководитель-подчиненный»;

г) инструктирование и координация работы – это методы руководства, основанные на передаче подчиненному правил выполнения трудовых операций. Чаще всего инструктирование проводят при приеме на работу, осуществляется оно либо начальником отдела кадров, или непосредственным руководителем;

д) наставление – метод однократного применения со стороны руководителя, когда он аргументированно объясняет целесообразность трудового задания для подчиненного. В случае отказа повторная попытка нецелесообразна, т. к. приведет к потере авторитета руководителя перед подчиненным.

15. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Административные  методы – способ осуществления управленческих воздействий на персонал. Они базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

Административные  методы направлены на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость  дисциплины труда, чувство долга  и т. п.

Особенность административных методов:

– прямой характер воздействия – любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению;

– соответствие административных методов нормам органов управления.

Способы административного воздействия.

1. Материальная ответственность и взыскания.

Материальная ответственность  работников выражается в их обязанности  возместить ущерб, причиненный виновным действием или бездействием. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причиненный организации, с которой они состоят в  трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с  возмещением им ущерба, причиненного его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещен предприятием.

2. Дисциплинарная ответственность и взыскания используются в случае нарушения трудового законодательства, когда возникает дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником.

Невыполнение работником трудовых обязанностей существует в  случае, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и  неосторожно. В случае если работник нарушил свои трудовые обязанности  по причине от него не зависящей, то он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Условия, необходимые  для привлечения работника к  дисциплинарной ответственности:

– неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных)обязанностей;

– противоправные действия или бездействие работника;

– нарушение правовых норм по вине работника. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия и другими должностными лицами, которым делегированы в установленном законом порядке соответствующие права. Право налагать дисциплинарные взыскания могут иметь начальники цехов, руководители отделов и т. д. Увольнение же могут осуществлять только руководители предприятия, руководители же структурных подразделений могут ходатайствовать о применении этих взысканий.

За провинности  в сфере трудовых правоотношений могут применяться наказания, которые  по своему статусу не являются дисциплинарными  взысканиями и которые могут  применяться одновременно с дисциплинарными  взысканиями. К ним относятся: лишение  провинившегося сотрудника премий, вознаграждения по итогам года и т. д. В некоторых случаях допускается одновременное наложение административного и дисциплинарного взыскания.

3. Административная ответственность и взыскания используются в случаях совершения административных правонарушений.

Разновидности административного  взыскания:

– штрафы;

– предупреждения;

– административный арест;

– исправительные работы;

– конфискация или возмездное изъятие предметов.

Роль административных методов управления: являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления.

16. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Роль социологических  методов управления: позволяют руководителю коллектива выполнять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на высоком уровне корпоративную культуру организации.

Социальное  планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов, достижение конечных социальных результатов.

Социологические методы управления являются научным инструментарием  в работе с персоналом и помогают принимать эффективные кадровые решения в организации. Наблюдение позволяет обнаружить качества сотрудников, которые проявляются в неформальной обстановке или различных жизненных ситуациях.

Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию с помощью массового опроса в форме анкет.

Интервьюирование – получение необходимой информации в ходе беседы.

Социометрический  метод используется при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.

Собеседование – метод, при котором в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.

Личностные  качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности.

Разновидности личностных качеств:

– деловые (организационные), они необходимы для выполнения конкретных функций и задач,

– моральные (нравственные) – отражают проявление личной морали человека.

Партнерство представляет собой налаживание разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых происходит общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях.

Основные этапы  управленческого общения:

– выдача распорядительной информации;

– получение обратной информации;

– выдача оценочной информации. Переговоры – форма человеческого общения, в которой две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются сопоставить различные интересы на основе продуманной схемы разговора и достигнуть соглашения в решении поставленного вопроса.

Соревнование – специфическая форма общественных отношений и основанная на стремлении людей к успеху, достижениям и самоутверждению.

Общение – специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией, получаемой в ходе осуществления каких-либо действий, совершаемых ими.

Конфликт – форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, направленность, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением поставленной проблемы.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"