Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:22, курс лекций
Английский термин «менеджмент» не переводится на русский язык дословно. Его принято переводить как «управление», а термин «менеджер» в переводе обозначает «руководитель».
Менеджмент – обязательное управление хозяйственной деятельностью, которое является в свою очередь самостоятельным видом профессиональной деятельности.
Разновидности конфликтов:
– личностный конфликт между внешней средой и внутренней моралью;
– межличностные конфликты;
– конфликты по поводу распределения ролей на работе;
– деловые конфликты из-за столкновения интересов;
– семейные конфликты по различным проблемам и др.
17. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
Роль психологических методов: имеют большое значение в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего, строго персонифицированы и индивидуальны.
Особенность: направлены на внутренний мир человека, его личность, интеллект, чувства, образ и поведение с целью направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.
Психологическое планирование является новым направлением в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива организации.
Психологическое планирование
основывается на необходимости всестороннего
развития личности человека, ликвидации
отрицательных тенденций
Возможности психологического планирования: предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов и методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.
Результаты психологического планирования:
– разработка служебной карьеры на основе психологической ориентации сотрудников организации;
– создание подразделений на основе психологического соответствия сотрудников;
– положительный психологический климат в коллективе;
– создание личной мотивации людей, основываясь на философии организации;
– повышение интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их профессионального образования;
– уменьшение психологических конфликтов (недовольства, скандалов, обид, стрессов, раздражений);
– организация корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников организации.
Желательно, чтобы
психологическое планирование и
регулирование выполняла
Возможности
психологических методов: позво
Области изучения психологии труда: психологические аспекты профессионального отбора, профориентации, профессионального утомления, напряженности и интенсивности труда, несчастных случаев и др.
Области изучения психологии управления: анализирует аспекты поведения людей в трудовом коллективе, отношения руководителя и подчиненного, проблемы мотивации труда работников и психологического климата в коллективе.
Социально-психологические методы – это наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека.
Пример социально-
Для сохранения благоприятного климата в коллективе и эффективной работы в организации необходимо стимулировать работников, чтобы они были счастливы и довольны условиями и размером оплаты труда.
Все это приведет
к высокой производительности труда,
восприимчивости к инновациям и
нововведениям и в результате
к высокой
18. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РАБОТНИКОВ
Психологическое воздействие на работников осуществляется с помощью различных психологических методов управления.
Разновидности психологического воздействия.
1. Побуждение – форма морального воздействия на человека, когда подчеркиваются положительные качества сотрудника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении порученной работы. Все это позволяет повысить моральную значимость сотрудника в организации.
2. Убеждение основывается на логическом воздействии на психику человека для достижения установленных целей.
3. Осуждение – прием психологического воздействия на человека, который допускает отклонения от моральных норм в коллективе или результаты труда и качество работы которого весьма неудовлетворительны.
4. Вовлечение – психологический прием, с помощью которого сотрудники становятся соучастниками трудового или общественного процесса.
5. Внушение – психологически целенаправленное воздействие руководителем на подчиненного при помощи апелляции к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду.
6. Принуждение – форма морального воздействия, когда сотрудника заставляют осуществлять определенную работу.
7. Подражание – способ воздействия на отдельного работника или социальную группу с помощью личного примера.
8. Плацебо – пример поведения авторитетного лица, когда сотрудникам с легкостью показывают какие-либо действия, превозмогая страх, боль, усталость и т. п.
9. Запрещение является промежуточным методом воздействия между принуждением и убеждением.
10. Требование является одной из форм распоряжения. Оно эффективно в том случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется неоспоримым авторитетом.
11. Порицание имеет убеждающее воздействие только в условиях, когда сотрудник идентифицирует себя с руководителем: «он один из нас».
12. Обманутое ожидание результативно в ситуации напряженного ожидания. Предшествующие события должны сформировать у сотрудника строго направленный ход мыслей. Если раскрывается несостоятельность этой направленности, то сотрудник оказывается в растерянности и без возражений воспринимает предлагаемую ему идею.
13. Командование используется в случаях, когда требуется быстрое и точное исполнение поручения.
14. «Взрыв» – прием, известный как мгновенная перестройка личности под влиянием сильных эмоциональных переживаний.
15. Совет – психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения. Совет используется во взаимоотношениях коллег, наставников молодых рабочих и опытных руководителей.
16. Просьба руководителя является действенным методом руководства, поскольку воспринимается сотрудниками как доброжелательное распоряжение и показывает уважение к его личности.
17. Похвала – позитивный психологический прием воздействия на человека, который оказывает более сильное действие, чем осуждение.
18. Комплимент – метод воздействия, заключающийся в акцентировании достоинств собеседника.
19. Намек – прием косвенного убеждения посредством шутки, иронии или аналогии. Особенность намека состоит в том, что он воздействует не на сознание, а на эмоции.
19. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Функции управления – вид управленческой деятельности (исполняется специальными приемами и способами), а также соответствующая организация работ.
Каждая функция управления является сферой действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных целым управленческим циклом.
Основные функции управления различных школ менеджмента.
1. Функции управления А. Файоля: предвидение, планирование, организация, координация, контроль.
2. Функции управления американской школы: планирование, организация, стимулирование, контроль.
3. Функции российской школы управления: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, учет и контроль, коммуникация, принятие решений.
Процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т. е. менеджера. Функции управления объединяются процессом выработки и реализации управленческого решения, обладающим универсальными этапами в определенной их последовательности.
Особенность управления обусловливает наличие менеджера – субъекта управления, профессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, дающую ему право на выполнение функций по руководству людьми.
Важная особенность функций менеджмента, определенная спецификой российской экономики, состоит в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.
Функции управления
обеспечивают адаптацию производственно-
Адаптивность – способность сохранения качественной определенности функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды.
Состав адаптивных элементов системы управления: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующиеся средства воздействия.
Особенность: система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.
Содержание функций управления: имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными. В системе управления все управленческие функции объединены в единый, целостный процесс.
Функции управления обусловлены управляемой (объект управления) и управляющей (субъект управления) подсистемами, действующими законами науки управления, используемыми принципами управления и сложившимися в системе управления отношениями.
Использование
функций управления: организаци
20. КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Координация деятельности организации – это:
1) синхронизация прилагаемых усилий, их объединение в единое целое;
2) процесс распределения деятельности во времени, приведение ее отдельных элементов в такое сочетание, которое позволило бы наиболее эффективно и оперативно добиться установленной цели;
3) распределение обязанностей
(ответственности). Координация
Возможности координации: создает предпосылки для пропорционального и непрерывного функционирования системы управления за счет установления прочных связей между подразделениями организации и исполнителями.
Особенности координации: в крупных организациях с высокой степенью специализации и распределения обязанностей достижение требуемого уровня координации требует от руководства определенных усилий.
Проблемы,
возникающие при координации де
1) возможность возникновения противоречий при выполнении различных производственных функций, в частности в отношении объема необходимых для производства запасов. Задача контрольных органов заключается в оптимизации количества запасов;
2) ущемляются долгосрочные интересы организации за счет получения отделом кратковременной выгоды;
3) в результате наличия слишком большого числа снабженческих отделов или отделов по сбыту готовой продукции возникают проблемы;
4) существуют проблемы внутренних цен, когда каждое подразделение определяет собственную цену производства, чтобы оценить эффективность своей деятельности;
5) существует опасность разграничения определенных видов деятельности, которые должны быть тесно взаимосвязаны.
Наиболее результативна
координация в тех случаях, когда
сотрудник видит вклад
Координация деятельности с помощью комиссий. Комиссии зачастую являются единственным средством координации различных функций организации. Здесь осуществляется обмен мнениями, лучше понимаются проблемы, принимаются решения, касающиеся нескольких отделов. Каждый сотрудник может высказать свое мнение по принимаемому решению, но никто не может принять его самостоятельно, не учитывая мнения своих коллег.
Координация деятельности и средства связи. Проблемы развития достаточно эффективной координации деятельности всех подразделений организации имеют непосредственное отношение к уровню развития связи, необходимости поддержания постоянного информационного обмена.