Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:22, курс лекций

Описание

Английский термин «менеджмент» не переводится на русский язык дословно. Его принято переводить как «управление», а термин «менеджер» в переводе обозначает «руководитель».
Менеджмент – обязательное управление хозяйственной деятельностью, которое является в свою очередь самостоятельным видом профессиональной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 247.27 Кб (Скачать документ)

Основные  мотивы постоянны и меняются только в течение длительного промежутка времени. Основные мотивы подвержены краткосрочным колебаниям.

Основные  идеи Дугласа Мак-Клеланда.

1. Потребность в успехе не в одинаковой степени выражена у разных работников. Человек, направляющий свои действия на достижение успеха, желает автономии и готов нести ответственность за результаты своей работы. Такие сотрудники стремятся ставить реально достижимые цели, избегать необоснованного риска. Они получают большее удовлетворение не от награды за проделанный труд, а от самого процесса работы, в особенности от ее удачного завершения. Сотрудники, ориентированные на успех, чаще других добиваются его. В процессе мотивирования сотрудников руководитель должен учитывать особенности людей с сильно выраженной потребностью в успехе, давая им соответствующие задания.

2. Потребность во власти проявляется в желании оказывать влияние на других людей, контролировать их поведение, а также в готовности отвечать за других. Потребность во власти положительно влияет на эффективность руководства. Следовательно, на руководящие посты разумно отбирать людей с выраженной потребностью во власти, т. к. такие люди обладают высоким самоконтролем и более ответственно подходят к выполняемой ими работе.

3. Потребность в принадлежности. Она выражается в желании общаться и иметь дружеские отношения с другими людьми. Сотрудники с высокой потребностью в принадлежности достигают высоких результатов в первую очередь при выполнении заданий, требующих высокого уровня социального взаимодействия и хороших межличностных отношений.

Мак-Клелланд выделил 3 типа менеджеров.

1. Институциональные менеджеры – обладают высоким уровнем самоконтроля. Для них свойственна более сильная потребность во власти, чем в групповой принадлежности.

2. Менеджеры, у которых потребность во власти доминирует над потребностью в принадлежности, но в целом люди этого типа более открыты и социально активны, чем институциональные менеджеры.

3. Менеджеры, у которых потребность в принадлежности доминирует над потребностью во власти; они тоже открыты и социально активны.

Менеджеры первых двух типов более эффективно управляют  своими подразделениями главным  образом благодаря своей потребности  во власти.

33. МОРАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАБОТНИКОВ

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в определении здоровья рссмотрела физическое и психическое состояние человека.

По определению  ВОЗ здоровье – это «состояние хорошего физического, психического и социального самочувствия», а не только отсутствие болезни или травмы.

Ответственность за создание хорошего самочувствия лежит  в первую очередь на самом человеке. Забота о здоровье отражает способность  и желание личности отвечать за себя.

Руководитель организации  должен стараться не подвергать опасности  здоровье сотрудников. Он ответственен за то, чтобы в их сфере деятельности были всем известны и выполнялись  предписания по технике безопасности. Руководитель не должен доверять своим  сотрудникам работу, которая не соответствует  состоянию их здоровья.

Контроль  физического состояния.

Поддержание физической формы оказывает укрепляющее  влияние на здоровье человека. Физическая активность является формой снятия психического давления. Физическое утомление делает более яркой и четкой умственную деятельность, психический настрой  усиливается, и находится новый  угол зрения трудных вопросов. Но необходимо создавать такие условия, чтобы  занятия спортом не становились  новым поводом для стресса.

В последние годы организм и мозг человека изнашиваются раньше времени, т. к. их не тренируют и не дают достаточной нагрузки.

Контроль  психического состояния. Забота о душевном здоровье предполагает заботу и о психическом состоянии. Ухудшение психического состояния проявляется в душевном дискомфорте. Уставший человек уходит в себя и мало интересуется работой. Если такая ситуация продолжается на протяжении длительного времени, то возможно, что психическое равновесие будет полностью потеряно. В связи с этим необходимо, чтобы расстройства в психике были выявлены уже на ранней стадии.

Центральным в душевном здоровье является равновесие. Душевно  здоровый человек имеет возможность  передавать и воспринимать чувства  и переживания. Он может делать работу и радоваться достигнутому. Помимо этого, душевное здоровье включает в  себя и способность переносить потери.

В целом душевное здоровье означает способность сохранить  равновесие независимо от изменений. Ни один человек не может быть уравновешенным во всех жизненных ситуациях.

Большое влияние  на психическое самочувствие оказывают  человеческие отношения. Откровенные  и тесные человеческие взаимоотношения  создают ощущение безопасности и  дают возможность приступать к любым, даже проблематичным, планам и осуществлять их.

Отдых и сон оказывают  влияние не только на настроение, но и на душевное здоровье. Спокойный  и непрерывный ночной сон является одной из главных предпосылок  душевной бодрости. Не следует работать в ночное время, т. к. это отрицательно скажется на результатах.

Увлечения и досуг  дают возможность увеличить душевную бодрость. Находя время для себя и для своих увлечений, человек  делает свою жизнь богаче и интереснее. Свободное время помогает расслабиться, отдохнуть и получить заряд бодрости и силы для работы.

34. ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ

Контроль – это процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с намеченными.

Контроль – управленческая деятельность, направленная на выявление, исправление и предупреждение отклонений достигнутых результатов от намеченных установок, параметров, целей.

Возможности контроля: позволяет осуществлять исправляющее воздействие на объект управления, обеспечивает эффективную реализацию поставленной цели.

Особенность контроля: служит средством осуществления обратных связей, своевременного принятия мер воздействия на управляемый объект, изменения планов или поставленных целей.

Задачи  контроля: обеспечивает обратную связь между ожиданиями, установленными первоначальными планами, и истинными показателями деятельности компании.

Особенность систем контроля: они соотносят реальные достижения с прогнозными показателями, после этого определяются отклонения с тем, чтобы либо исправить негативные последствия, либо усилить действие, если результаты позитивные.

Основные стадии контроля:

– измерение фактически полученных результатов;

– установление стандартов, ориентиров, которые необходимо достичь;

– сравнение достигнутых показателей с плановыми.

Виды контроля.

1. Предварительный контроль. Выполняется до фактического начала работ. Главным средством выполнения предварительного контроля является реализация установленных правил, процедур и линий поведения. При осуществлении предварительного контроля можно обнаружить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты.

Разновидности предварительного контроля:

– диагностический контроль включает такие понятия, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и т. п., указывающие на то, что в организации что-то не в порядке;

– терапевтический контроль разрешает не только обнаружить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры.

2. Текущий контроль реализовывается в процессе проведения работ, позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Для осуществления текущего контроля менеджерам необходима обратная связь. Все системы с обратной связью имеют цели, применяют внешние ресурсы для внутреннего использования, следят за отклонениями для достижения этих целей.

3. Заключительный контроль. Цель заключительного контроля – помочь предотвратить ошибки в будущем. В процессе заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена.

Возможности заключительного  контроля: дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предлагается проводить  в будущем и способствует мотивации.

Функция контроля не является последним этапом всего  процесса управления организацией. В  практической деятельности такого конечного  пункта не существует вообще, т. к. любая управленческая функция движима другой. Руководители высокого уровня большую часть своего рабочего времени расходуют на выполнение функций планирования и контроля, а более низкого уровня больше времени уделяют подбору кадров, организации их труда. Но на всех уровнях управления они используют и выполняют все 4 функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

35. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КОНТРОЛЯ

Первый  этап процесса контроля – определение стандартов, т. е. конкретных, поддающихся измерению целей. Для управления должны быть созданы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его основных областей.

Второй  этап – измерение фактически достигнутых результатов деятельности организации и персонала.

Третий  этап – сравнение показателей функционирования с установленными стандартами, определение масштаба допустимых отклонений от установленных норм.

Только значительные отклонения от установленных стандартов должны привести к корректирующим мерам. К таким действиям относят: изменения  внутренних переменных системы, модификация  стандартов или невмешательство  в работу системы.

При осуществлении  процедуры контроля руководитель должен учитывать поведение людей. Контроль действий сотрудников может оказывать  на них как положительное, так  и отрицательное влияние. В некоторых  случаях контроль может привести к выдаче неверной информации.

В результате контроля выделяют три основных момента:

– формирование стандартов и критериев;

– измерение настоящих результатов деятельности;

– соизмерение реальных результатов и плановых. Основные характеристики эффективного контроля.

1. Стратегическая направленность контроля – отображение и поддержание общих приоритетов организации.

2. Соответствие процессу. Контроль должен беспристрастно измерять и оценивать то, что важно для организации на конкретном этапе ее развития.

3. Направленность на результаты. Итоговая цель контроля – собрать информацию, определить стандарты и обнаружить проблемы, для того чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. Эффективный контроль способствует достижению поставленных целей.

4. Простота. Эффективный контроль должен соответствовать потребностям и возможностям персонала, взаимодействующего с системой контроля и осуществляющего ее.

5. Контроль должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к изменениям, происходящим в окружающей среде и внутри организации.

6. Своевременность осуществления измерений или оценок.

7. Экономичность. Необходимо четко отслеживать затраты на осуществление контроля в организации.

8. Контроль должен осуществляться не только руководителем, но и персоналом организации,т. к. лучший контроль – это самоконтроль. Для повышения надежности контроля следует расширять границы полномочий персонала.

Осуществление контроля в организациях, занимающихся международной деятельностью. Контроль в таких организациях является достаточно сложной процедурой и имеет свои специфические особенности. Прежде всего из-за большого числа различных областей деятельности и коммуникационных барьеров. Эффективность контроля значительно повышается, если периодически организовывать встречи ответственных руководителей в главном офисе организации и за границей. Необходимо учитывать тот факт, что не следует возлагать на иностранных менеджеров ответственность за решение тех проблем, которыми они не занимаются и не знают их специфики и особенностей.

36. СИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА «ДИРЕКТ-КОСТИНГ»

Основной  идеей системы управленческого  учета «директ-костинг» является разделение всех затрат на постоянные и переменные. Причем к производственным относят только переменные затраты.

Производственная  себестоимость произведенной и  реализованной продукции складывается из переменных производственных затрат, находящихся в прямой зависимости от технологического процесса и организации производства. Помимо этого, по переменным расходам оцениваются остатки готовой продукции на складе на начало и конец отчетного периода, а также незавершенное производство.

Постоянные  расходы не связаны непосредственно с производственным процессом и потому не входят в производственную себестоимость продукции. Постоянные расходы составляются на отдельном счете и после истечения отчетного периода полностью списываются на уменьшение прибыли от реализации продукции, полученной в данном отчетном периоде.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"