Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 23:36, курс лекций
Менеджмент - это научно-практическое направление, ориентир на обеспечение эффективной жизнедеятельности организации. Основным объектом является организация.
Организацией может считаться объединение людей, если: их не меньше двух, их объединяет общая цель, они связаны финансовыми, организационными, административными связями, они желают путем совместных усилий достичь поставленную общую цель.
1. Общая характеристика организаций
Менеджмент - это научно-практическое направление, ориентир на обеспечение эффективной жизнедеятельности организации. Основным объектом является организация.
Организацией может считаться объединение людей, если: их не меньше двух, их объединяет общая цель, они связаны финансовыми, организационными, административными связями, они желают путем совместных усилий достичь поставленную общую цель.
Все организации могут быть классифицированы:
1. по гражданскому кодексу: на коммерческие и не коммерческие. Коммерческие ставят своей целью получение прибыли.
2. по форме собственности: предприятия государственные, муниципальные, частной, общественной и религиозной собственности. Частная собственность - коллективной или индивидуальной.
3. по организационно-правовой форме: юридическое лицо, частный предприниматель. Внутри юридического лица различают формы: общества, товарищества, унитарные предприятия и т. д.
4. по виду деятельности: добывающие предприятия, производящие товары и продукты, оказывающие услуги, осуществляющие операции с цен бумагами и финансами.
5. организации могут быть формальными и неформальными. Формальные создаются на долгий период регистрируется в налог инспекции либо как юридическое лицо, либо как част предприниматель. Неформальные -временное объединение людей вокруг конкретной цели.
6. по своему размеру: крупные, средние и малые. Основным критерием для малых является численность работников, для крупных и средних -объем годового дохода и производства.
7. делятся на открытые и закрытые системы. Любая организация это система, т. е. состоит из большого кол-ва подсистем. Закрытая система - это вечный двигатель. Основная масса организаций это открытая система, т. е. завис от внешней среды.
Для своего функционирования организация нужд в ресурсах: сырьевых, материальных, энергетических; трудовых; финансовых; информационных; технических и технологических. Получив эти ресурсы, организация должна эффективно с ними управиться. Если менеджмент эффективен, то на выходе из системы мы имеем продукт, который: востребован на внешнем рынке, покупаем, приносит в результате реализации доход, который покрывает затраты на ресурсы и приносит прибыль.
Продукт/услуга, востребованы рынком, это значит что вы смогли обеспечить качество и цену выпускаемого продукта.
Необходимость структуры организации: все организации должны иметь структуру, которая придает им целостность и способность реализовывать свою миссию.
Структура организации это совокупность связей и взаимоотношений уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь цели организации.
Внутри структуры организации выделяют элементы: департамент, управление, отдел, служба, лаборатория.
Структурные подразделения это группы людей, специализирующихся на исполнении конкретных задач, деятельность которых направляется и координируется управленцами.
Управление это деятельность, по координации работы структурных подразделений для достижений общих целей.
Характеристика организаций:
1. цель преобразование ресурсов в конечный результат
2. основные ресурсы - это чел ресурсы, основной и оборотный капитал, технология, информация, время. Основной капитал это инвестиции в технику и технологии. Оборотный капитал это средства, вложенные в материальные ресурсы. Капитал организации может быть: собственным и заемным. Информация позволяет руководителю судить о том, насколько успешно действует фирма.
3. организация полностью зависит от окружения, действует в зависимости от условий во внешней среде. Изменения во внешней среде вынуждают управленцев корректировать свои решения.
4. горизонтальное разделение труда. появляется функциональная область, например: область финансовая, управление финансами и т.д.
5. вертикальное разделение труда. отделяет работу по координированию действий от самих действий.
2. Школа научного управления как этап в развитии менеджмента
Школа связана с работами Тейлора и его учеников. Создатели этой школы полагали, что для того чтобы обеспечить эффективность производства, снизить затраты на производство, увеличить объемы производства необходимо подойти к этому вопросу научно. 1 – должны быть выделены люди, которые будут думать над этим вопросом, внедрять, контролировать результаты внедрения новых подходов в производство. Эти люди - управленцы. Первое, что предложил Тейлор это принципы организации производства.
Чтобы увеличить интенсивность труда и снизить затраты на единицу продукции, нужно:
1. разделение труда и распределение конкретных заданий между исполнителями - специализация рабочих мест
2. производственный процесс должен быть разбит на операции, действия, движения
3. разработка заданий и предписаний для каждого рабочего места, за которым закрепляется конкретная операция или действие
4. измерение затрат живого труда (нормирование труда), с помощью фотографии и хронометража. Разработка научно обоснованных норм времени по каждой операции
5. научная организация труда и рабочего места (минимизировать излишние затраты времени)
6. каждый отвечает за себя
7. мотивирование и стимулирование труда: каждый труд или его элемент имеет ценность, эту цену надо оправдывать и гарантировать работнику, если он перевыполнит, поставленные перед ним задачи (увеличение производительности труда). Это должно дополнительно стимулироваться в виде премий.
Таким образом, считая, что основным критерием эффективности производства является рост производительности труда, все усилия управленца по организации производства должны быть направлены на обеспечение роста этого показателя.
Принципы научного управления:
1. заниматься вопросами подбора и расстановки кадров
2. заниматься вопросами нормирования труда и организации рабочего места
3. разрабатывать системы мотивации и стимулирования труда работников
4. разрабатывать оптимальные режимы труда и отдыха
5. писать инструкции для каждого рабочего места
6. заниматься инструктированием и обучением работников, всячески поддерживать у них желание обучиться новым приемам труда
7. следить за тем, чтобы работник был обеспечен всеми необходимыми ресурсами
Все, что предложил Тейлор, актуально и сегодня: специализированные рабочие места, поточные методы организации производства, техническое нормирование, затраты труда, научная организация труда.
3. Административная (классическая) школа в управлении.
Представители классической (1920—1950) школы, а именно — А. Файоль и др. имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. Они старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.
Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым, несомненно, приведет организацию к успеху.
Эти принципы были связаны с двумя аспектами. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, они были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы. Файоль рассматривал управление как ун
Вторая категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.
А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:
1. разделение труда. Целью разделения является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;
2. полномочия и ответственность. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность — ее противоположность;
3. дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций;
4. единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;
5. единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;
6. подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании;
7. вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату;
8. централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий;
9. скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, — вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу;
10. порядок. Место — для всего, и все — на своем месте;
11. справедливость — сочетание доброты и правосудия;
12. стабильность рабочего места для персонала. Большая текучесть кадров снижает эффективность организации;
13. инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации;
14. корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала.
4. Школа человеческих отношений и поведенческие науки: общая характеристика
Сторонники этой школы сконцентрировали свое внимание на еще первом ресурсе, без которого невозможно организовать производственный процесс – трудовые ресурсы. Основную часть своего рабочего времени, особенно менеджеры, находящиеся на нижнем уровне управления, уделяют внимание именно управлению трудовыми ресурсами, работе с подчиненными – управление социальной структурой организации.
Внутри школы 2 подхода:
1. Психологический. Основоположник Эльтон Мейо. Суть: говоря об управлении надо обязательно иметь в виду, что организация это социальная структура и человеческий фактор является первым из основных элементов эффективной организации, поэтому задание менеджера состоит в том, чтобы к дополнению формального (административного) подхода к управлению надо развивать и неформальные межличностные связи – создавать микроклимат в коллективе. Мейо провел исследования и выяснил: четко разработанные рабочими операции, хорошая з\п не всегда ведут к повышению производству труда, т. к. в процессе общения между людьми возникают новые социальные силы и эти силы могут превосходить все усилия руководителя. Позднее Маслоу и другие психологи помогли понять, что это за социальные силы. Выяснилось следующее: поступками и поведением людей руководят не только экономические силы, а другие различные потребности, которые не всегда реализовываются с помощью денег, появилась теория мотивации трудовой деятельности. Зная азы теории мотивации, сторонники этой школы рекомендуют всем менеджерам изучить эти азы, разобраться в мотивах поведения своих подчиненных и использовать их в практике управления людьми, обращаясь к теории мотивации – неформальные отношения с подчиненными. Они рекомендуют использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие изучение их социальных потребностей, консультации с работниками, предоставление им более широких возможностей реализовать потребность в общении, самовыражении, творчестве.
2. Поведенческий. (Герцберг, Макгрегори и др.) Суть: выработка рабочего определения групповыми нормами, чем личными физическими возможностями. Групповые нормы по существу являются неписанными правилами, регулируя неформально организацию. Работники чаще действуют, как члены групп, а не как индивиды. Значение неформальных лидеров нельзя недооценивать. Лидер группы это человек, чья деятельность в наибольшей степени, совпадающие с групповыми нормами, т. е. это человек, поведение которого воспринимают как наибольшее соответствие целям группы. Руководитель должен: принимать информацию к сведению и считаться с ней, должен по возможности совместить в себе формального и неформального лидера. Если руководитель не в состоянии стать им, в коллективе есть неформальный лидер, следовательно, нужно дружить с этим лидером и использовать его влияние.
5. Процессный и ситуационный подходы в менеджменте
Этой методикой должен владеть каждый менеджер, т. о. должна стоиться логика его рассуждений в процессе принятия и реализации управленческих решений.
Этот подход был предложен сторонниками школы административного управления.
Суть: управление должно рассматриваться как процесс, начиная с цели и заканчивая реализацией этой цели. Поскольку работа менеджера связана с тем, что в течении рабочего дня перед ним возникают проблемы, порождаемые заданиями, которые он должен решать, и для того, чтобы их решать, он должен сформировать цель, принять управленческое решение, обеспечить его реализацию, проанализировать, что получилось. Проблем много, задач много – суть деятельности менеджера, следовательно, управление – серия непрерывных взаимосвязанных действий, которые являются процессом, называемый управленческая функция. Сумма всех функций представляет собой процесс управления.
Фойоль видел 5 функций управления, по его словам – управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Сегодня процесс управления можно представить, состоящим из 4 основных функций:
1. планирование – подготовка и принятие управленческих решений
2. организация – обеспечение условий для выполнения принятых решений
3. распорядительство – руководство и мотивация
4. контроль – учет и анализ
Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.
В ситуационном подходе заложена методика подхода к принятию управленческого решения. Прежде, чем принять управленческое решение, надо оценить ситуацию. Набор обстоятельств (ситуация) может быть описан с помощью нескольких параметров. Эти параметры обладают рядом свойств: